Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОЛЬ ДАННЫХ О НАРУШЕНИЯХ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Независимо от того, кто был инициатором патопсихо­логического обследования ребенка (врач, педагог, предста­вители правоохранительных органов, родственники и т. д.), его результаты должны быть доведены до сведения родите­лей (или лиц, их заменяющих). Когда родители узнают о том, что их сын или дочь имеют отклонения в психическом развитии, они ведут себя по-разному. Одни подавлены и ра­стеряны, считая, что их ребенок обречен на несчастье; дру­гие возмущаются и протестуют, хотят скрыть эту информа­цию, изо всех сил стараясь устроить ребенка в обычную школу, третьи начинают воспринимать ребенка как боль­ного, ограждая его от любых усилий (даже от работы по самообслуживанию) и потакая всем его капризам.

В то же время позиция родителей, их правильное отно­шение к ребенку и особенностям его психики играют реша­ющую роль в том, будет нарушение компенсировано либо, напротив, осложнено. Поэтому задачей психолога является предоставление родителям полной информации о ребенке: о его возможностях и ограничениях, сильных и слабых сто­ронах, перспективах дальнейшего развития и т. д. Желатель­но объяснить родителям причины нарушений психической деятельности, их структуру (например, какие трудности в обучении связаны с органической недостаточностью нервной системы, т. е. являются первичным дефектом, а какие носят вторичный характер и вызваны педагогической запущенно­стью) и пути коррекции.

Сообщать родителям о наличии нарушений в развитии психики их ребенка следует в щадящей форме. Начать бесе­ду лучше с того, что есть положительного в характере ре­бенка, в каких видах деятельности он проявил наибольшие успехи. Обязательно надо вместе с родителями наметить даль­нейшую программу действий, объяснить, что и почему надо делать, как заниматься с ребенком, как строить с ним от­ношения, на что обратить внимание. При этом всегда учи­тываются условия жизни конкретной семьи, ее состав (осо­бенно наличие еще детей и их состояние здоровья), куль-

28

турный уровень, материальные и бытовые условия, чтобы советы психолога не казались родителям невыполнимыми, не вызывали чувства беспомощности и безнадежности.

Иначе следует подходить к отбору информации при со­общении результатов патопсихологического обследования ребенка его педагогам. Психолог, работающий в системе народного образования, значительно чаще обследует ре­бенка по просьбе учителей, чем родителей. Однако отсюда не следует, что учитель должен получить больше сведений о ребенке, чем родители. Напротив, именно с родителями надо обсудить, что и как сообщить классному руководите­лю. Скрывать результаты обследования нельзя, поскольку (если ребенок остается учиться в той же школе) именно на основе выводов психолога и его рекомендаций учитель смо­жет правильно организовать учебно-воспитательный процесс в классе, где обучается ребенок. Если педагог не знает, в чем состоит истинная причина отклоняющегося поведения ученика, он часто истолковывает его действия неадекватно. Это приводит к усугублению социальной дезадаптации ре­бенка *.

Тем не менее далеко не всегда можно дать учителю ин­формацию о ребенке в полном объеме. Особенно это каса­ется терминов, названия диагноза. Учитывая уровень психо­логической культуры нашего населения (в том числе педа­гогов), мы не рекомендуем говорить с учителем, употребляя специальные термины, поскольку иногда они очень скоро (например, шизоидная акцентуация характера, развитие лич­ности по эпилептоидному типу) превращаются в обидные клички учеников. Поэтому, давая рекомендации учителю в отношении учеников с нарушениями в психическом разви­тии, лучше употреблять выражения типа: повышенная утом­ляемость (вместо — церебрастения), вспыльчивый характер (вместо — возбудимый психопат), весьма скромные способно­сти (вместо — психическое недоразвитие), слишком детское восприятие мира (вместо — дисгармонический психический инфантилизм) и т.д. Давая рекомендации педагогу, следует

1 Вопросы о том, как и почему происходит усугубление социальной дезадаптации, а также о методах предупреждения этого явления, бу­дут рассмотрены ниже.

29

учитывать и то, как он относится к ученику, его родителям и, при необходимости, начинать коррекционную работу с нормализации этих отношений.

Поскольку патопсихологическое обследование ребенка всегда включает обучающий эксперимент, его результаты уже сами по себе могут иметь корригирующее воздействие. Напомним и о психотерапевтическом эффекте, который можно получить при оценке результатов. Для этого, незави­симо от того, какие ребенок показал результаты, надо по­хвалить его, подбодрить, подчеркнуть его успехи и сильные стороны, настроить на оптимистическую перспективу.

В зависимости от результатов патопсихологического об­следования ребенка психолог предлагает различные спосо­бы и методы коррекции его развития путем соответствую­щей организации учебно-воспитательного процесса.

Изменение социальной ситуации развития

Известно, что даже при отсутствии первичного дефек­та, вызванного болезненным процессом, психическое раз­витие ребенка может быть нарушено под влиянием небла­гоприятных факторов микросоциального окружения. Небла­гоприятная семейная атмосфера, психическая депривация 1 приводят к психопатическому и невротическому развитию, неврозам, задержке психического развития и т. д. Поэтому коррекция семейной ситуации, формирование правильной позиции родителей по отношению к ребенку являются обязательным условием оптимизации воспитательного про­цесса.

При наличии первичного дефекта даже благополучная семейная обстановка автоматически не гарантирует благо­приятной социальной ситуации развития ребенка, особен­но в школьном возрасте. Осознание ребенком своей несос­тоятельности в учебной деятельности (а то, что он не может также легко и быстро выполнять задания, как его однокласс­ники, ребенок понимает скоро) уже само по себе является психотравмирующим фактором. Если же учитель начинает

1 Психическая депривация — это отсутствие необходимого минимума общения взрослого с ребенком. Особенно опасна в раннем возрасте, поскольку лишение ребенка необходимых впечатлений губительно влияет на развитие психических функций.

30

ругать и стыдить ребенка за плохую успеваемость, а родите­ли наказывать, то такая социальная ситуация развития при­водит к формированию вторичного дефекта, появлению отрицательных личностных качеств, психогенной школьной дезадаптации и т. д. Поэтому коррекция этой ситуации в данном случае состоит либо в изменении отношения учите­ля к ученику (если это возможно), либо в переводе ребенка в другой класс, либо (если нарушения в психическом раз­витии значительно затрудняют обучение) в соответствую­щую специальную школу: логопедическую, вспомогатель­ную, для детей с задержками психического развития и т. д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...