Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ




Предметом детской патопсихологии являются наруше­ния в развитии психической деятельности ребенка.

При отсутствии правильной психолого-педагогической помощи развитие ребенка, которому свойственны наруше­ния в психической деятельности, приводит к социальной дезадаптации. Подбор адекватных приемов корригирующего воздействия, в свою очередь, возможен лишь на основе вы­явления глубинных, истинных причин отклоняющегося по­ведения детей. Специальное патопсихологическое обследо­вание помогает определить эти причины, выявить скрытые для простого наблюдения признаки нарушений высших пси­хических функций и личностных образований, определить их структуру и взаимосвязь.

Таким образом, одной из основных задач детской патопси­хологии является получение данных о психическом состоянии ребенка с отклоняющимся поведением: о состоянии его по­знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Поскольку в патопсихологии уже накопле­но достаточно данных об особенностях нарушений психи­ческой деятельности при различных заболеваниях, результа­ты обследования помогают установить правильный диагноз.

В работе школьного психолога патопсихологическое об­следование ребенка необходимо для отграничения отклонений в поведении, возникших под влиянием социальной ситуации развития, от тех, которые обусловлены нарушением психи­ческой деятельности. Так, например, невнимательность, рас­сеянность ученика на уроке, невыполнение им заданий учи­теля, крайне низкую успеваемость, доходящую до невоз­можности овладения школьными навыками и знаниями,

И

можно объяснить отсутствием учебной мотивации, обесце­ниванием учебы для ребенка в связи с имеющимися у него иными интересами и ценностными ориентациями, иными сферами самоутверждения. Однако такая же картина пове­дения может быть и при церебрастенических состояниях, характеризующихся истощаемостью внимания, низкой или неравномерной работоспособностью, инертностью психи­ческих процессов, часто сочетающихся с нарушением ана­лиза и синтеза пространственных отношений, тонкой мото­рики. Если ребенку свойственны указанные особенности, то несмотря на его старания заслужить звание «хорошего ученика», учитель будет воспринимать его как ленивого, недобросовестного, безразличного к учебе.

Важной задачей патопсихологического обследования ре­бенка выступает раннее выявление симптомов психическо­го недоразвития, искаженного, дисгармонического разви­тия, дебюта психических заболеваний, невропатии, невро­зов и т. п. Обнаружив тревожные симптомы, психолог должен направить ребенка к соответствующему специалисту для уточ­нения диагноза и лечения.

Специфические задачи возникают перед детским патопси­хологом при работе с подростком. Этот возрастной период, являясь сложным этапом в развитии для всех детей, прово­цирует резкие отклонения в поведении у подростков с на­рушениями в психической деятельности. Это возникает час­то даже при минимальных, компенсированных (т. е. неза­метных для простого наблюдения) ранее нарушениях. Так, например, при некоторых типах акцентуаций характера в подростковом возрасте ярко проявляются признаки соци­альной дезадаптации: отказ выполнять требования взрослых, негативизм по отношению к социально одобряемым нор­мам поведения, повышенная раздражительность, конфликт­ность и т. п. Такие же, на первый взгляд, поведенческие










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...