Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребенка
Безусловно, при всех видах нарушений психического развития желательно обращение к специалисту. Иное дело, что далеко не всегда родители соглашаются с тем, что ребенку необходимо обследование у психиатра. Кроме того, при минимальных мозговых дисфункциях, акцентуациях характера, гармоническом инфантилизме и др. отклонения не видны явно, поведение в целом адекватно; к тому же трудно однозначно определить, какой вид медицинской помощи нужен. Здесь более всего необходима психолого-педагогическая коррекция. Если же у ребенка обнаружены отклонения в речевом развитии либо задержка психического развития, следует проконсультироваться у логопеда, дефектолога. Обязательно направляются на консультацию к психиатру дети, у которых выявлены признаки поврежденного и искаженного развития, а также во всех случаях прогрессирующего ухудшения любого состояния. Психотренинговые (развивающие) коррекционные методы Если на основании результатов патопсихологического обследования у ребенка констатировано недоразвитие какой-либо функции, следует организовать специальное обучение, направленное либо на развитие этой функции, либо на формирование компенсаторных механизмов. Для этого с детьми организовывают специальные психотренинговые мероприятия, т. е. такие занятия, где в ходе игры, соревно- 31 ваний или другой интересующей ребенка деятельности развиваются память, внимание и т. д. Проводить занятия по психотренингу может школьный психолог, а также учитель, воспитатель, если они овладели соответствующей методикой. Психотерапевтические коррекционные методы Направлены на коррекцию нарушений в формировании личности. Дети с отклонениями в личностном развитии нуждаются в сложной работе психолога по преодолению негативных стереотипов их поведения и наработке адекватных навыков реагирования, особенно в ситуациях затруднения удовлетворения актуальных социальных потребностей. Психотерапевтические методы применяются в ходе оказания психологической помощи семье, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в психическом развитии, а также с целью улучшения семейного взаимодействия в конфликтных семьях. Очень эффективно использование психотерапевтических методов в случае необходимости оказания экстренной помощи при кризисных ситуациях у подростков. Применять психотерапевтические методы имеет право специалист высокой квалификации. Поэтому школьный психолог может проводить только психокоррекционные мероприятия, да и то если он имеет соответствующую подготовку. В зависимости от результатов патопсихологического обследования, после консультации с психиатром (или если ребенок уже состоит на учете у данного специалиста), психолог выбирает для ребенка те или иные из перечисленных выше мероприятий. Они могут применяться последовательно или одновременно, частично или в полном объеме, а также в различных сочетаниях. Например, при задержке психического развития рекомендуется такой путь коррекции: направление ребенка к психиатру с целью решения вопроса о месте обучения; после этого возможен перевод ученика в класс выравнивания и включение в группу для психотре-нинговых занятий по развитию произвольного внимания. Более подробно вопросы коррекции нарушений в психическом и личностном развитии детей будут освещены в соответствующих главах. Контрольные вопросы 1. Что является предметом детской патопсихологии? 2. Основы каких смежных дисциплин необходимо знать психологу? 3. В чем необходимость изучения .курса детской патопсихологии для 4. Каковы сферы применения детской патопсихологии? 5. Определите понятия: «патопсихология» и «психопатология». 6. Каковы принципы построения патопсихологического обследования Рекомендуемая литература Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.; М., 1990. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной и др. М., 1987. Зейгарник Б.В. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970. К. 367 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |