Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребенка




Безусловно, при всех видах нарушений психического раз­вития желательно обращение к специалисту. Иное дело, что далеко не всегда родители соглашаются с тем, что ребенку необходимо обследование у психиатра. Кроме того, при ми­нимальных мозговых дисфункциях, акцентуациях характе­ра, гармоническом инфантилизме и др. отклонения не вид­ны явно, поведение в целом адекватно; к тому же трудно однозначно определить, какой вид медицинской помощи нужен. Здесь более всего необходима психолого-педагоги­ческая коррекция. Если же у ребенка обнаружены отклоне­ния в речевом развитии либо задержка психического разви­тия, следует проконсультироваться у логопеда, дефектоло­га. Обязательно направляются на консультацию к психиатру дети, у которых выявлены признаки поврежденного и иска­женного развития, а также во всех случаях прогрессирую­щего ухудшения любого состояния.

Психотренинговые (развивающие) коррекционные методы

Если на основании результатов патопсихологического обследования у ребенка констатировано недоразвитие ка­кой-либо функции, следует организовать специальное обу­чение, направленное либо на развитие этой функции, либо на формирование компенсаторных механизмов. Для этого с детьми организовывают специальные психотренинговые мероприятия, т. е. такие занятия, где в ходе игры, соревно-

31

ваний или другой интересующей ребенка деятельности раз­виваются память, внимание и т. д. Проводить занятия по психотренингу может школьный психолог, а также учитель, воспитатель, если они овладели соответствующей методи­кой.

Психотерапевтические коррекционные методы

Направлены на коррекцию нарушений в формировании личности. Дети с отклонениями в личностном развитии нуж­даются в сложной работе психолога по преодолению нега­тивных стереотипов их поведения и наработке адекватных навыков реагирования, особенно в ситуациях затруднения удовлетворения актуальных социальных потребностей. Пси­хотерапевтические методы применяются в ходе оказания психологической помощи семье, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в психическом развитии, а также с целью улучшения семейного взаимодействия в конфлик­тных семьях. Очень эффективно использование психотера­певтических методов в случае необходимости оказания эк­стренной помощи при кризисных ситуациях у подростков. Применять психотерапевтические методы имеет право спе­циалист высокой квалификации. Поэтому школьный пси­холог может проводить только психокоррекционные меро­приятия, да и то если он имеет соответствующую подго­товку.

В зависимости от результатов патопсихологического об­следования, после консультации с психиатром (или если ребенок уже состоит на учете у данного специалиста), пси­холог выбирает для ребенка те или иные из перечисленных выше мероприятий. Они могут применяться последователь­но или одновременно, частично или в полном объеме, а также в различных сочетаниях. Например, при задержке пси­хического развития рекомендуется такой путь коррекции: направление ребенка к психиатру с целью решения вопроса о месте обучения; после этого возможен перевод ученика в класс выравнивания и включение в группу для психотре-нинговых занятий по развитию произвольного внимания. Более подробно вопросы коррекции нарушений в психи­ческом и личностном развитии детей будут освещены в со­ответствующих главах.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом детской патопсихологии?

2. Основы каких смежных дисциплин необходимо знать психологу?

3. В чем необходимость изучения .курса детской патопсихологии для
практического психолога, работающего в системе народного обра­
зования?

4. Каковы сферы применения детской патопсихологии?

5. Определите понятия: «патопсихология» и «психопатология».

6. Каковы принципы построения патопсихологического обследования
детей?




Рекомендуемая литература

Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.; М., 1990. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под

ред. И.В.Дубровиной и др. М., 1987.

Зейгарник Б.В. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

К. 367

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

У ДЕТЕЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...