Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ




Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина

КУРС ЛЕКЦИИ

ПО ДЕТСКОЙ

ПАТОПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Ростов-на-Дону «ФЕНИКС»

2000

 

ББК Ю983.2 M17

Рецензенты'.

доктор медицинских наук, профессор Л.П. Чуприков, доктор психологических наук, профессор Н. В. Чепелева

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.

М17 Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное посо­бие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с. - (Учебники «Феникса»).

ISBN 5-222-00874-6

В пособии представлены основные виды нарушений психи­ческих процессов и личностного развития детей. Даны методы дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии детей с учетом МКБ-10. Рассмотрены принципы и даны конкретные методы индивидуальной и групповой пси-хокоррекционной работы с несовершеннолетними.

Рассчитано на студентов вузов, обучающихся по специаль­ностям «Психология», «Практическая психология», их препо­давателей, а также на психологов, социальных работников. Бу­дет полезно студентам и преподавателям медицинских вузов, а также врачам-психиатрам, психотерапевтам, врачам подро­стковых кабинетов и педиатрам.

ББК Ю983.2

ISBN 5-222-00874-6

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., 2000 Обложка, «Феникс», 2000

Оглавление

Предисловие................................................................................................ 7

Список основных сокращений.............................................................. 10

Основные понятия и терминология.................................................. 11

1. Предмет и задачи детской патопсихологии........................ 11

2. Место детской патопсихологии в системе
психологических и медицинских наук.................................. 16

3. Принципы построения патопсихологического
обследования детей.................................................................... 19

 

1. Подбор экспериментальных методик.......................... 22

2. Примерная схема патопсихологического
обследования нарушений психической деятельности
ребенка младшего и среднего школьного возраста ... 24

1.4. Роль данных о нарушениях в развитии ребенка

в оптимизации учебно-воспитательного процесса........... 28

1. Изменение социальной ситуации развития................ 30

2. Коррекция обнаруженных нарушений
психической деятельности ребенка............................. 31

3. Психотренинговые (развивающие)
коррекционные методы.................................................... 31

4. Психотерапевтические коррекционные методы....... 32







Методы исследования нарушений психических процессов

И состояний у детей...................................................................... 34

2.1. Особенности исследования психических процессов

и состояний у детей.................................................................... 34

2. Патопсихологическое обследование детей
дошкольного возраста............................................................... 42

3. Исследование психических процессов у детей
школьного возраста.................................................................... 50

4. Нейропсихологическое обследование детей...................... 60



Методы исследования отклонений в личностном

Развитии детей.................................................................................... 71

3.1. Методы интегральной оценки личности ребенка

в контексте его социальной ситуации развития................. 72

3.2. Методы исследования структурных компонентов
личности........................................................................................ 85


Влияние отклонений в психическом развитии

На формирование личности.............................................................. 95

1. Причины возникновения отклонений в личностном
развитии......................................................................................... 95

2. Первичные и вторичные дефекты........................................ 106

3. Частные и общие нарушения развития.............................. 109

4. Нарушения межфункционального взаимодействия.... 117


Нарушения темпа психического развития 124

1. Задержка психического развития........................................ 124

2. Недоразвитие психических процессов............................... 133

Органические нарушения психики.............................................. 149

1. Минимальная мозговая дисфункция................................... 149

2. Нарушения межполушарного взаимодействия............... 151

3. Расстройства речи.................................................................... 153

4. Эпилепсия и эписиндром........................................................ 157

5. Ранний детский аутизм............................................................ 161

Дисгармоническое развитие личности.......................................... 174

1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа
дисгармонического развития.................................. 174

2. Психологическая структура психопатий................. 176

3. Невроз как проявление внутриличностного
конфликта.............................................................. 193



Специфика нарушений в психическом развитии

У подростков..................................................................................... 205

1. Акцентуации и психопатии................................................... 207

2. Неврозы у подростков............................................................. 213

3. Начальные проявления психических заболеваний........ 218

4. Нарушения влечений............................................................... 225

5. Психологическая помощь в кризисных состояниях.... 233

9. Причины, сущность и формы проявления социальной
дезадаптации несовершеннолетних.............................................. 243

9.1. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого

как первоисточник социальной дезадаптации........ 245

2. Новообразования в структуре личности ребенка,
препятствующие процессу социализации............... 254

3. Типология социально дезадаптированного поведения 264

4. Делинквентное и криминальное поведение как

крайние формы социальной дезадаптации.............. 276

9.4.1. Асоциальные группировки........................................... 279



Ю.Аддиктивное поведение несовершеннолетних............................ 291

10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков

в подростковом возрасте........................................................ 292

10.1.1. Факторы аддиктивного поведения

в подростковом возрасте............................................ 294

J0.2. Роль неправильного семейного воспитания

в возникновении аддиктивного поведения

у подростков.......................................................... 297

1. Гиперпротекция.................... 298

2. Гипопротекция..................... 300

]Q.l 3. Неконгруэнтность в общении;

альтернирующее воспитание.................................... 302

10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка

на возникновение аддиктивного поведения...................... 306

10.4. Личностная предрасположенность

к аддиктивному поведению................................................... 310

1. Мотивационная сфера................................................. 314

2. Самосознание, образ «Я»........................................... 317

3. Противоречивость самооценки и уровня
притязаний...................................................................... 320

10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами
в подростковом возрасте........................................................ 323

1. Этап первых проб......................................................... 324

2. Поисковый полинаркотизм......................................... 325

3. Фоновый полинаркотизм............................................ 327

11. Особенности формирования личности ребенка в семье,
отягощенной алкогольной зависимостью....................... 335

11.1. Определение понятий: алкогольная семья,

созависимость............................................................................ 335

11.1.1. Понятие «созависимость».......................................... 336

11.2. Социальная ситуация развития ребенка

в алкогольной семье................................................................. 341

1. Секрет семьи................................................................... 342

2. Непредсказуемость, страх и тревога....................... 343

3. Альтернирующее воспитание.
Неконгруэнтность в общении.................................... 345

4. Недостаток внимания к ребенку............................... 346

11.3. Типы реакций детей на алкогольную

ситуацию в семье...................................................................... 348

11.3.1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик»,

«козел отпущения»........................................................ 349

2. «Клоун», «шут» или любимец семьи........................ 351

3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок................... 355

4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».......... 358





Современные методы психологической коррекции

И консультирования................................................................. 367

12.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной

.- работы.......................................................................................... 367

12.2. Индивидуальная и групповая

психологическая коррекция......... 370

1. Групповая психологическая коррекция................. 381

2. Коррекция страхов....................................................... 383

12.3. Виды коррекционной помощи детям

при нарушениях психического развития........................... 393

12.4. Психотренинг............................................................................. 396

Изменение социальной ситуации развития ребенка

Как один из методов психологической коррекции...... 408

1. Многоаспектность проблемы изменения социальной
ситуации развития ребенка.................................... 408

2. Система многостороннего оценивания как способ
психолого-педагогической коррекции личностного
развития подростка................................................ 412

3. Оптимизация социальной ситуации развития

ребенка путем дифференциации обучения............. 419

13.4. Ранняя профессиональная ориентация как поиск
сферы самоутверждения подростка. Трудовая

и судебная экспертиза несовершеннолетних........... 426





Варианты тренингов, повышающих способность

К социальной адаптации........................................................ 446

1. Тренинги, повышающие адаптивность к различной
микросоциальной среде.......................................... 448

2. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие
личности............................................................... 461

3. Коррекция развития отдельных функций............... 477



Послесловие........................................................................................ 490

Приложения........................................................................................ 492

1. Ответы к задачам..................................................... 492

2. Примеры выполнения заданий обследуемыми.......... 505

3. Стимульные материалы и описание методик............ 510

ПРЕДИСЛОВИЕ

Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психоло­ги, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих на­ставников. В значительной степени эти ожидания оправды­ваются, но бывает и иначе.

Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, зна­ет, что бывают дети, к которым очень трудно найти пра­вильный подход, поскольку действия воспитателя вызыва­ют у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отве­чают настороженным недоверием; доброту взрослого воспри­нимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общеприня­тыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивле­нием. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесника­ми, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, зам­кнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечат­ление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают.

Естественно, что случаи сопротивления детей педагоги­ческим воздействиям вызывают у молодого специалиста не­доумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут най­ти правильные пути взаимодействия с ними.

Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые

не знают объективных причин нарушений в поведении ре­бенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исхо­дя из них, найти ключ к решению проблемы.

Наш опыт работы показывает, что в подавляющем боль­шинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведе­ния детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихо­логии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей.

Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психи­ческой деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к гру­бой патологии; нет информации о требованиях к патопси­хологическому заключению (обязательной для клиническо­го патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, аг­рессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному по­ведению.

Поскольку изучение детской патопсихологии целесооб­разно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и пе­дагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая ма­териал об отклонениях в психическом развитии, о личност­ных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном ас­пекте.

Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка,

мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, ука­зывая при этом литературу, где методика приведена полно­стью. Исключение составляли: методики, модифицирован­ные нами; методики, изложенные в малодоступной литера­туре; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опы­та) выведены нормы.

В списках рекомендуемой литературы, заключающих каж­дую главу, естественно, указаны не все источники, исполь­зованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работни­ки, мы не включали в этот список малодоступную литера­туру и литературу на иностранных языках.

Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной сторо­ны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — по­зволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного матери­ала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми.

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСВ — анализ семейного воспитания (методика)

AT  — аутогенная тренировка

ВК   — вынесение конфликта

ВИД — высшая нервная деятельность

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ВТК — воспитательно-трудовая колония

ДЦП — детский церебральный паралич

ЗПР — задержка психического развития

КРС — кинетический рисунок семьи

ЛФК — лечебная физкультура

МДП — маниакально-депрессивный психоз

ММД — минимальные мозговые дисфункции

НЛП — нейролингвистическое программирование

НРЧ — неразвитость родительских чувств

ОРО — опросник родительского отношения

ПДК — предельно допустимая концентрация

ПДО — психодиагностический опросник (для подростков)

ПЖК — предпочтение женских качеств

ПМК — предпочтение мужских качеств

ПМПК — психолого-медико-педагогическая консультация

ПНД — психоневрологический диспансер

ПНК — проекция нежелательных качеств

ПТУ — профессионально-техническое училище

РДА — ранний детский аутизм

CAT — апперцептивный тест для детей

СПНД — специализированный психоневрологический

диспансер

СПЭ — судебно-психологическая экспертиза

СПЭК^ — судебно-психиатрическая экспертиза

СТР — совместный тест Роршаха

ТАТ — тематический апперцептивный тест

УД   — уровень депрессии

ЦНС — центральная нервная система

ЦТО — цветовой тест отношений

ЧМТ — черепно-мозговая травма

10

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...