Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современный спорт высших достижений .




В настоящее время в нем наметился ряд направлений:

1) достиженческий (любительский) спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт:

— достиженческо-коммерческий спорт;

— зрелищно-коммерческий спорт.

Достиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача — успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.

 

 

16. Структура и программа конкретно-социологического исследования.

Основные этапы социологического исследования. В социологии принято выделять следующие основные этапы эмпирического исследования: 1) проблемно-поисковый - выявление и предварительный анализ социальной проблемы, поиск информации для формулирования гипотезы; 2) аналитический (описательный) - иллюстративное доказательство описательной гипотезы; 3) экспериментальный(объяснительный) - доказательство гипотезы, предполагающее выявление причинных зависи­мостей с помощью различных социологических методов; 4) конструктивно-практический (проектный) - создание проекта, практических рекомендаций по совершенствованию объекта иссле­дования с помощью доказанной гипотезы с исполь­зованием методов прогнозирования и социальных технологий.

Основными элементами структуры социологиче­ского исследования являются: субъект (исследователь, научный кол­лектив), объект изучения, предмет исследования; общий замысел, проблемная ситуация; цели, задачи, гипотезы; исходные и производ­ные научные понятия; общие и специальные методологические по­сылки (принципы, правила, способы, требования); предварительная и заключительная (по результатам исследования) социологическая информация; методы и способы получения научных данных; плани­рование и организация исследования; анализ и обобщение получен­ных результатов.

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования, определение целей и плана); 2) сбор первичной социологической информации (выписки из документов, результаты опросов, наблюдение и т.д.); 3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных; 4) завершающий (формирование выводов, рекомендаций, создание проектов).

Программа социологического исследования. В программе исследования излагается общая концепция (теоретико-методологические предпосылки), формулируются цели и основные ги­потезы, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: 1) методологического(формулиров­ка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, форму­лировка гипотез и задач исследования); 2) методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее матема­тической обработки, анализ информации).

 

 

Рабочий план социологического исследования (структура, содержание).

Рассмотрим рабочий план социологического исследования, связанного с исследованием отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Примерный рабочий план социологического исследования.

І. Этап подготовительного исследования

1.Разработка программы исследования.

2.Утверждение программы.

3.Составление проекта выборки.

4.Разработка инструментария пилотажного исследования.

5.Тиражирование инструментария пилотажного исслед-ния.

6.Проведение разведывательного исследования.

 

7.Анализ результатов пробного исследования.

ІІ. Этап основного исследования.

1.Коррекция (при необходимости) инструментария пилотажного исследования.

2.Тиражирование инструментария основного исследования.

3.Разработка инструкций для групп сбора первичной информации.

4.Формирование групп сбора информации.

5.Согласование оргвопросов по месту проведения опроса.

6.Проведение опроса.

7.Выбраковка анкет.

8.Подготовка первичной документации к обработке.

9. Составление аналитической задачи для ЭВМ.

10.Ввод и обработка первичных данных.

ІІІ. Заключительный этап.

1.Верификация полученных данных и их анализ.

2.Составление отчета.

3.Разработка практических рекомендаций.

 

 

Логический анализ основных понятий в социологическом исследовании. Структурная и факторная операционализация. Примеры логического анализа основных понятий физкультурно-спортивные интересы, физкультурно-спортивная активность.

Для практического осуществления программы социологического исследования необходимо проведение процедуры логического анализа основных понятий. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый инструментарий социологического исследования - это комплекс гармонично сочетающихся вопросов, своеобразная логико-семантичская модель какого-либо социального явления. Прежде чем приступить к разработке инструментария социологического исследования, следует серьезно подумать над такими вопросами: о чем спросить? Почему именно об этом, а не о другом? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты исследуемой проблемы? Получить правильные ответы на данные вопросы позволяет логический анализ предмета исследования. От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели социальному явлению, его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ предмета в социальных исследованиях имеет отличие от естественных наук. Если в последних предмет анализа чаще всего расчленяется на составляющие элементы, изучающие при помощи определенных процедур и, на основании их синтеза получают целостную картину объекта. Понятно, что этого нельзя сделать с социальными явлениями. Поэтому в социологии прибегают к «косвенному» методу расчленения предмета анализа, где расчленяется не само явление, а понятие, его отображающее. Интерпретация - истолкование, уточнение смысла каких-либо понятий. Ошибочная интерпретация может нарушить логику всего исследования. Например, в социологических исследованиях часто возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «занятия физической культурой» и «занятия спортом». Необходимость в этом возникает постольку, поскольку в первом случае это занятия с оздоровительной направленностью, не имеющие целью достижение высоких спортивных результатов, во втором - обратная направленность - достижение нормированных и максимальных спортивных результатов. Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые характеризуют уже составляющие основного понятия. Эта процедура называется операционализацией. Операционализация основного понятия заключается в расчленении выделенных понятий на их элементы. Получаемое при этом еще более простые понятия принято называть операциональными понятиями. Так, в процессе разработки программы описательного исследования осуществляется структурная операционализация. Это значит, что логический анализ основного понятия проводится путем его «расчленения» на составляющие элементы - ведущие характеристики предмета исследования. (В нашем примере такое «расчленение» показано на схеме 1).

Схема 1. Структурная операционализация понятия

 «Физкультурно-спортивная активность»

Физкультурно-спортивная активность

Количество занятий в году

 

Количество занятий в месяц

 

Количество занятий в неделю

 

Количество времени, отводимое на занятие

В аналитическом исследовании необходимо проведение процедуры факторной операционализации, заключающейся в выделении факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

Приведем пример факторной операционализации такого явления как «Отношение населения к физической культуре и спорту».

Отношение к физической культуре и спорту

Объективные факторы                      Субъективные факторы

общие       специфические          ролевые индивид. личностные

                                                          характеристики      хар-ки

матер.-быт. уровень орг-ции               пол        уровень физкуль-

 условия   физич. культуры                                       турно спорт.

                     и спорта                                                   интересов

 социал.    уровень совершенства   возраст    уровень физкуль-

положение  системы физич.                                  турных потреб-

                       воспитания                                           ностей

общая сис-ма уровень развития    социальная     уровень ценно-

обучения и         спорта               активность  стных ориентаций

система    уровень кадрового     уровень         мотивы физкул.

здравоохр. обеспечения        физ. развития      деятельности

наличие     наличие спорт.         состояние      восприятие соц-

своб. врем.  традиций                здоровья        одобр. образцов

                                                                                       поведения

уровень общей                               семейное 

культуры общества                       положение

и личности

                                                           уровень

система массовой                        физкультурной

информации                               грамотности

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 978.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...