Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры.
Всовременном мире все больше осознается понятие физической культуры как части общей культуры личности и общества. Однако многие аспекты этой проблемы все еще дискуссионны и слабо разработаны. Одна из главных причин — многообразие концепций культуры, каждое из которых лишь частично представляет ее феномен. В культурологии и до настоящего времени нет единой общепризнанной теории культуры. Современный этап развития культуры характеризуется как преодолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его социальной и биологической целостности. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических качеств, двигательные умения и навыки человека, материально-техническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Действительно, при преобразовании человеком собственной (биологической) природы — развитии физических качеств, двигательных умений и навыков необходимо определенное духовное освоение данной реальности, состоящее в познании их основных свойств, значении этой деятельности для человека, осмыслении способов и средств развития. Преобразованная природа человека выступает прежде всего как свидетельство уровня ее духовного освоения. Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры, направленной на физическое совершенство и обеспечивающей социальную и трудовую активность индивида. Однако развитие физических возможностей человека неотделимо от его личностных характеристик, более того — детерминируется ими. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся обусловливается потребностно-мотивационным звеном (связанным с формированием их потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях) и овладением ими определенным уровнем знаний, что способствует социализации личности. Следовательно, содержание физкультурной деятельности носит творческий характер. Итак, физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. В личностном плане физическая культура становится мерой и способом всестороннего развития личности. В отличие от других культурных сфер она интегрирует в человеке природное и социокультурное начала.
Формирование физической культуры личности. Проблемы социального и биологического в физической культуре личности. Ссоциально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны еще слабо. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н.И.Пономарев [10]. По мнению В. К. Бальсевича, методологической основой познания сущности феномена физической активности является эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологические задачи эволюционного подхода заключаются в формировании научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработке на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекции его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания. Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности. В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные факторы, действуя на человека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс физического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее воздействия является физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека. Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания — воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон — физической культуры.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |