Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры.




Всовременном мире все больше осознается понятие физичес­кой культуры как части общей культуры личности и общества. Однако многие аспекты этой проблемы все еще дискуссионны и слабо разработаны. Одна из главных причин — многообразие концепций культуры, каждое из которых лишь частично представляет ее феномен. В культурологии и до настоящего времени нет единой общепризнанной теории культуры.  Современный этап развития культуры характеризуется как пре­одолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его со­циальной и биологической целостности. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических ка­честв, двигательные умения и навыки человека, материально-тех­ническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Действитель­но, при преобразовании человеком собственной (биологической) природы — развитии физических качеств, двигательных умений и навыков необходимо определенное духовное освоение данной ре­альности, состоящее в познании их основных свойств, значении этой деятельности для человека, осмыслении способов и средств развития. Преобразованная природа человека выступает прежде всего как свидетельство уровня ее духовного освоения. Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры, направ­ленной на физическое совершенство и обеспечивающей социальную и трудовую активность индивида. Однако развитие физических воз­можностей человека неотделимо от его личностных характерис­тик, более того — детерминируется ими. Эффективность физкуль­турной деятельности занимающихся обусловливается потребностно-мотивационным звеном (связанным с формированием их по­требностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценност­ных ориентациях) и овладением ими определенным уровнем зна­ний, что способствует социализации личности. Следовательно, содержание физкультурной деятельности носит творческий характер. Итак, физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая со­бой совокупность духовных и материальных ценностей, создавае­мых и используемых обществом в целях физического развития че­ловека, укрепления его здоровья и совершенствования двигатель­ной активности. В личностном плане физическая культура стано­вится мерой и способом всестороннего развития личности. В отли­чие от других культурных сфер она интегрирует в человеке при­родное и социокультурное начала.

 

 

Формирование физической культуры личности. Проблемы социального и биологического в физической культуре личности.

Ссоциально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны еще слабо. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первона­чального развития физического воспитания Н.И.Пономарев [10]. По мнению В. К. Бальсевича, методологической основой позна­ния сущности феномена физической активности является эволю­ционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономернос­тей его развития. Гносеологические задачи эволюционного подхо­да заключаются в формировании научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработке на этой основе стратегии социального стимулирования, управле­ния и коррекции его индивидуального и коллективного физкуль­турного воспитания. Особенность феномена физи­ческой культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физичес­кого развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возмож­ностей. Но было бы неверным считать, что биологические процес­сы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потен­циала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зави­симости от активности человека, который может сознательно воз­действовать на ход этого объективного процесса, опираясь на по­знание его законов и сущности. В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на при­роду. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независи­мо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные факторы, действуя на че­ловека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс фи­зического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее воздействия является физичес­кое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических ка­честв человека, совокупность которых в решающей мере опреде­ляет его физическую дееспособность. Иными словами, физи­ческое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека. Но было бы слишком недальновидно считать физическую куль­туру участвующей только в воспроизведении физической сущнос­ти общественного человека или лишь как фактор, модифицирую­щий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкуль­турного воспитания — воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон — физической культуры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...