Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная природа физической культуры и спорта. Ценности ФКиС.




Социология ФКиС как специализированная отрасль социологии (краткая история развития, цель, задачи, функции).

Физическая культура и спорт стали полноправны­ми объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества. Разработка социологической теории в области физической куль­туры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов. Социология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, который отличный от других социальных наук. Её объект — физичес­кая культура и спорт как общественные явления, она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности. В её функции входит изу­чение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими об­щественными явлениями: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Занимается изучением про­блемы воспитания и образования подрастающего поколения.  Выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности. Цель «Социологии физической культуры и спорта» - исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны. Как научная дисциплина вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности. Задачи: изучение проблемы достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности. Главная задача - выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения.

 

Физическая культура и спорта как социальный институт. Социальные функции ФКиС.

Физическая культура и спорт на рубеже 21 в. — это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания.

Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляясь в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время, являясь современной метасистемой, они превратились в эту отрасль и представляют собой особый социальный институт, наделенный следующими функциями: выполняют четко определенные социальные функции (воспитание, образование, оздоровление и т. д.); имеют развитую инфраструктуру, материальную базу (стадионы, спортивные залы, бассейны и т. д.); ведут активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, факультеты вузов Республики Беларусь, Белорусский государственный университет физической культуры).

 Социальные функции физической культуры: воспитательная; образовательная; преобразовательная; познавательная; ценностно-ориентационная; коммуникативная; экономическая и др. Занятия физическими упражнениями и спортом: создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). в ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Образование человека. В процессе занятий физической культурой и спортом человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия физической культурой и спортом создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности. Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.

 

 

3. Физическая культура и спорт в жизни общества. Ее место и роль в социальных институтах общества

Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

 Спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций. Несмотря на то, что спорт без соревнований, побед, поражений не существует, его функции не исчерпываются только достижением чисто состязательных целей. Раскроем социальные функции спорта. Спорт как «школа характера, мужества, воли». Если спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших средств воспитания личности, особенно физического воспитания. Именно в этом качестве спорт, как известно, еще издревле вошел в общую социальную систему воспитания. Часто спорт называли «школой эмоций», «школой характера», «школой воли». Реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует. Существуют и тенденции, способствующие развитию «звездной болезни», стремлению добиваться победы любой ценой, переходу спортсменов в ряды рэкетиров и охранные структуры. Спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отношений и составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

 

 

Социальная природа физической культуры и спорта. Ценности ФКиС.

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры. Не вызывает сомнений, что физическая культура является социальным общественным явлением. Все это говорит о том, что она возникла и развивалась вместе с возникновением человеческого общества. Вне его она существовать не может. В единстве с другими видами воспитания физическое является неотъемлемым фактором всестороннего гармоничного развития личности. Способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место. Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...