Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание и структура психологии коллектива
Коллектив— группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Производственный коллектив — типичный представитель организованной социальной группы. Его субъект-объектная структура включает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения. Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу». Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений. К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат. Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива. Психодогический климат производственного коллектива определяется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности. Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и задачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в деловых и межличностных контактах. В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны: - высокая сплоченность (ниже — подробнее); - коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития; - коллективистская интеграция (ниже — подробнее); - социально ценный характер мотивации межличностных выборов; - высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; - высокая объективность в возложении и принятии ответственности за результаты Совместной деятельности. В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологических закономерностей, которые качественно отличаются от закономерностей в группа* низкого развития. Так, - с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности; - отсутствуют резкие противоречия между групповыми и индивидуальными интересами; - имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом; - создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует. Одно из важных понятий, характеризующих трудовой коллектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллектива — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки: —уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность; —степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность; —сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов; —ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива; —совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;
—кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья; —демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания; —принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются; —осуществление делового (формального) общения как неформального: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения; —позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами; —встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая», празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях; —конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле партнерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:; —достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов; —отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом коллективе и неформальных лидеров. Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива: — привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими; — сходство взглядов, установок, ценностей; — сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива; — характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия — удовлетворенность групповой деятельностью; — характер руководства и принятия решений; — групповая атмосфера (психологический климат в коллективе) — престижность коллектива; — соперничество с другим коллективом или коллективами; — враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу. Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором: —внутригрупповые структуры упорядочены; —основные компоненты групповой активности согласованы; —суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров); —межличностные взаимодействия гармоничны; — функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллективе состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций. К психологическим характеристикам групповой интеграции относятся следующие: —возникновение «мы-чувства», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования; —кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации; —заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия; —эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине; — эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами; —оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности; —согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач; —способность действовать организованно в ситуации неопределенности; —сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели; —способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы — эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений; —сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие; —дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций; — высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям. Поведение членов трудового коллектива определяется: —положением в формальной структуре (должностью, квалификацией, деловым опытом); —положением в неформальной структуре. Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |