Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и структура психологии коллектива




Коллектив— группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Производственный коллектив — типичный представитель органи­зованной социальной группы. Его субъект-объектная структура вклю­чает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.                                                

Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат  труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу».   

Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений.               

К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.

Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.

Психодогический климат производственного коллектива опреде­ляется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.

Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и за­дачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в дело­вых и межличностных контактах.

В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

- высокая сплоченность (ниже — подробнее);

- коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня раз­вития;

- коллективистская интеграция (ниже — подробнее);

- социально ценный характер мотивации межличностных выборов;

- высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

- высокая объективность в возложении и принятии ответствен­ности за результаты Совместной деятельности.

В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологи­ческих закономерностей, которые качественно отличаются от законо­мерностей в группа* низкого развития. Так,

- с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;

- отсутствуют резкие противоречия между групповыми и инди­видуальными интересами;

- имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;

- создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.

Одно из важных понятий, характеризующих трудовой кол­лектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллекти­ва — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:

—уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;

—степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;

—сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;

—ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

—совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;

 

—кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;

—демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;

—принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;

—осуществление делового (формального) общения как неформаль­ного: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;

—позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;

—встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая»,

празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;

—конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле парт­нерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:;

—достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;

—отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом кол­лективе и неформальных лидеров.

Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:

— привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;

— сходство взглядов, установок, ценностей;

— сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;

— характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия
ими общей (кооперативной и конкурентной) стратегии поведения;

— удовлетворенность групповой деятельностью;

— характер руководства и принятия решений;

— групповая атмосфера (психологический климат в коллективе)
на основе межличностных отношений;

— престижность коллектива;

— соперничество с другим коллективом или коллективами;

— враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.
Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать и напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.

Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:

—внутригрупповые структуры упорядочены;

—основные компоненты групповой активности согласованы;

—суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);

—межличностные взаимодействия гармоничны;

— функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллек­тиве состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.

К психологическим характеристикам групповой интеграции отно­сятся следующие:

—возникновение «мы-чувства», связанное с обострением про­цессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования;          

—кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;  

—заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;                        

—эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;

— эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;

—оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;

—согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;

—способность действовать организованно в ситуации неопреде­ленности;

—сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;

—способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы
осуществления цели и распределять работу между собой;

— эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;

—сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие;

—дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;

— высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.

Поведение членов трудового коллектива определяется:

—положением в формальной структуре (должностью, квалифика­цией, деловым опытом);

—положением в неформальной структуре.

Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...