Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая типология членов трудового коллектива




Существует достаточно большое число психологических типов, которые вполне применимы в анализе деловых, производственных и межличностных отношений в трудовых коллективах. К наиболее распространенным следует отнести:

—трехчленную типологию Берна на основе выделения внутренних частей личности: дитя —родитель —взрослый;

—типологию акцентуированных типов Леонгарда: гипертимный, дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный-пси­хастенический, экзальтированный-лабильный, интравертированный-
шизоидныи, экстравертированный-конформный;

 

- типологию Личко, состоящую из восьми акцентуированных и пяти неустойчивых типов (модификация типологии Леонгарда): эпилептоидный, паранойяльный, гипертимный, истероидный, шизоидный, психастеноидный, гипотимный, сензитивный,
конформный, неустойчивый, лабильный, астенический, циклоидный;

- шестнадцатичленную соционическую типологию на основе типо­логии Юнга: сочетания парэкстравертных-интравертных, сенсорных-интуитивных, мыслительных-чувствующих, решающих-восприни­мающих;

- четырехчленную типологию Акоффа - Эмери на основе сочетания активности и пассивности, с одной стороны, чувствительности к внешним обстоятельствам и чувствительности к личным пере­живаниям, с другой: обстоятельственно-активный, личностно-пассивный, обстоятельственно-пассивный, личностно-активный;

- пятичленную проективную психогеометрическую типологию Делингер: графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг;

— трехчленную сенсорную типологию на основе ведущей системы восприятия, переработки и отражения информации: аудиалист — слушающий, визуалист — смотрящий, кинестетик — чувствующий;

—трехчленную типологию Роттера на основе «локуса контроля»: интерналы, оптималы, экстерналы;

—пятичленную типологию Томаса на основе предпочитаемой стратегии поведения в конфликте: борцы, сотрудники, избегатели, уступатели, компромисты,

—пятичленную типологию Стивенса на основе уровня социа­лизации: младенец, малыш, подросток, юноша, взрослый.

Рассмотрим в качестве примера наиболее практичную, очень простую в применении типологию Личко.

Эпилептоидный

Акцентуация — возбудимость, педантизм, страсть к порядку.

Позитивные черты: Высокая энергетическая активность. Стрем­ление поддерживать ранее установленный порядок. Тщательность. Аккуратность. Пунктуальность. Исполнительность. Бережливость. Надежность. Внимательность к своему здоровью. Развитые организа­торские способности. В экстремальных ситуациях — храбрость, отва­га, напористость. Законопослушность. Сентиментальность. Стремле­ние к лидерству. Азартность в борьбе. Высокая требовательность к себе. Страсть к коллекционированию. Корпоративная преданность.

Негативные черты: Консервативность. Агрессивность. Гневли­вость. Взрывчатость. Придирчивость. Злопамятность. Мститель­ность. Жесткость («толстокожесть»). Жестокость. Чрезмерная требовательность к другим. Эгоцентризм. Авторитарный руково­дитель. Мелочность. Конфликтность. Жадность. Нежелание идти на риск. Критический взгляд на людей. Обвинительность.

Уязвимое место: Непереносимость неподчинения себе. Аффектив­ная реакция на ущемление своих интересов.

Конфликтогекные ситуации:

— когда требуются ломка, изменения устоявшихся порядков и установленных правил;

— при жесткой конкуренции со стороны столь же сильных и энергичных людей;

— когда ограничивается возможность проявить свой авторитет,
свою власть над другими людьми;

— при критике его действий, высмеивании его недостатков;

— когда требуются повседневная упорная работа, длительные усилия, при отсутствии возможности выделиться среди окружающих;

— когда ущемляются его права и интересы.

Паранойяльный

Акцентуация — фиксация на сверхценной идее. Позитивные черты: Высокая степень целеустремленности. Стрем­ление во что бы то ни стало добиться желаемого. Готовность по­жертвовать споим благополучием ради достижения поставленной цели. Высокая энергетическая активность. Независимость. Самостоятель­ность. Надежность в сотрудничестве, если цели партнера совпадают с его целями. Серьезность. Сосредоточенность на чем-то одном (не разбрасывается). «Трудоголик» — если фиксирован на работе. Высокая работоспособность. Способность добиваться больших успехов в индивидуальной творческой работе. Выраженная способность генери­ровать плодотворные идеи, находить нестандартные подходы к реше­нию сложных проблем. Огромная пробивная сила. Великолепные агитационно-ораторские способности. Инициативность. Выражен­ный прагматизм. Креативность (развитые творческие способности). Выраженные деловые качества. Способность быстро принимать решения и полностью брать ответственность на себя.

Негативные черты. Способность полностью пренебрегать интере­сами окружающих, если их цели расходятся с его целями. Агрессивность. Раздражительность. Гневливость (если что-то или кто-то стоит на пути к достижению поставленной им цели). Нечувствительность к чужому горю. Черствость. Авторитарность. Чрезвычайно высокое честолюбие. Высокая конфликтность. Не­терпимость к критике. Подозрительность. Злопамятность. Мститель­ность. Макиавеллизм («Цель оправдывает средства»). Готовность пренебрегать законами, нарушать их, не раскаиваясь. Обвини­тельность. Жестокость. Потребность в признании, в общественном одобрении. Чрезмерное самомнение. Эгоцентризм. Крайний субъективизм. Неадекватность восприятия, особенно своих успе­хов — переоценка их и недооценка ошибок. Высокая категоричность суждений.

Уязвимое место: Непереносимость отсутствия общественного признания и одобрения его успехов. Конфликтогенные ситуации:

- когда его дело подвергается критике;

— когда ему приводится подчиняться воле других людей, не яв­
ляющихся авторитетами для него;

- когда он вынужден заниматься «пустяками», социально не
значимой, рутинной или неинтересной деятельностью;

— при бытовой неустроенности;

- при длительном принудительном общении с людьми, не разделяющими его интересов;

— при отсутствии постоянного признания, общественного одобрения.

Гипертимный

Акцентуация — постоянно повышенное жизнерадостное настроение, двигательная активность.

Позитивные черты: Высокая общительность. Открытость к людям. Оптимизм. Инициативность. Разговорчивость. Высокий жизненный тонус. Неудержимая энергетическая активность. Жажда деятельности. .. Стрессоустойчивость. Выраженные творческие способности. Организаторский талант (умение «начать»). Отсутствие черной i зависти. Добродушие. Душа компании. Веселость. Щедрость. Прирожденный лидер. Способность эффективно разрешать конфликты. Отходчивость. Альтруизм. Стремление помогать людям. Способность мгновенно принимать решения. Отсутствие злопа­мятности. Предприимчивость. Находчивость. Любознательность. Интерес к процессу. Быстрая приспосабливаемость к новой обстановке. Способность к воодушевлению других. Способность добиваться высоких результатов в неблагоприятных условиях. Способность генерировать идеи. Интеллектуальная одаренность. Сообразительность. Хорошая память.

Негативные черты: Шумливость. Склонность к нарушению зако­нов, правил и установленного порядка. Панибратство. Фамильяр­ность. Разбрасываемость. Неспособность к длительной рутинной ра­боте. Неспособность доводить дело до конца. Постоянная спешка. Высокая переключаемость на другие цели и интересы. Любопытство. Неорганизованность. Легкомысленность. Жажда риска. Авантю­ризм. Прожектерство. Недисциплинированность. Мотовство. Не­эффективный руководитель. Отсутствие способности сосредоточиться на чем-то одном — деле, мысли, цели. Поспешность в принятии реше­ний (отсутствие серьезного анализа). Отсутствие благодарности за сделанное добро. Невнимательность. Неустойчивость межличностных отношений. Низкий интерес к результату. Необоснованный, чрезмерный оптимизм. Тяга к откровенности. Быстрая смена увлечений. Недостаток настойчивости, упорства. Отсутствие аккуратности. Слабость самоконтроля, самоуправления поведением. Растратчик.

Уязвимое место: Непереносимость однообразной обстановки, мо­нотонного труда, кропотливой работы, одиночества и вынужденного безделья.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве, несвободе;

— при необходимости подчиняться определенным системати­
ческим требованиям;

— когда приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом,
необычном.

Истероидный

Акцентуация — выраженная фиксация на самом себе, семонстра-тивность, стремление быть всегда в центре внимания.

Позитивные черты: Упорство. Инициативность. Высокая общи­тельность. Целеустремленность. Находчивость. Энергетическая ак­тивность (при зрителях). Выраженные организаторские способности. Самостоятельность. Готовность взять на себя руководство. Способ­ность генерировать идеи. Высокие творческие способности. Огромная пробивная сила («на коротких дистанциях»). Выраженный художест­венный, чувственный тип. Артистизм. Готовность к риску. Жажда признания. Способность легко «входить в роль». Выраженные способ­ности проявлять себя в профессиях, где успех зависит от произво­димого впечатления. Стремление к лидерству. Развитая интуиция. Разносторонняя одаренность, талантливость. Высокая продуктивность в художественном творчестве.

Негативные черты: Беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жаж­да постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания и поклонения. Способность к интригам. Способность к искренней лжи. Лицемерие. Задиристость. Высокая конфликтность. Необдуманный риск (только в присутствии зрителей). Черная зависть к успехам других. Неадекватная самооценка. Непрерывное хвастов­ство несуществующими (и уж тем более существующими) успехами. Жадность. Алчность. Выраженный аморализм. Цинизм. Корысто­любие. Готовность нарушать любые законы, любые правила для достижения собственны* целей. Выраженный макиавеллизм («цель оправдывает средства»). Неспособность справиться с неожиданным препятствием. Черная неблагодарность. Склонность к авантюризму. Как руководитель — человек очень тяжелый, стрессогенный. Выраженная эмоциональная неустойчивость (от любви до нена­висти — один шаг). Выраженный авторитаризм. Злопамятность. Мстительность. Растратчик.

Уязвимое место: Неспособность переносить удары по эгоцентризму.

Конфликтогенные ситуации:

когда вольно или невольно задевается его самолюбие;

когда разоблачаются его вымыслы или высмеиваются его личные качества, результаты работы и т.п.;

- даже при малейшем равнодушии со стороны окружения, не
говоря уже о сознательном игнорировании его личности;

- при критике.его достижений, таланта, способностей;

- при вынужденном одиночестве;

- при невозможности проявить себя в полной мере;

- при постоянном психическом или физическом напряжении.
Шизоидный

Акцентуация — фиксация на собственном внутреннем мире.

Позитивные черты: Ярко выраженный мыслительный психотип. Серьезность. Молчаливость. Устойчивость интересов и постоянство занятий. Выраженные интеллектуальные способности. Глубокий абс­трактный ум-. Системное мышление. Высокая творческая продуктив­ность. Глубокая и разносторонняя эрудиция. Первооткрыватель и изобретатель. Талант. Гений. Непритязательность. Бытовая неприхотливость. Развитое правосознание. Бессребреник. Не стяжатель. Интерес к процессу. Великолепная память.

Негативные черты: Замкнутость. Отгороженность. Неспособность к сопереживанию. Эмоциональная холодность. Равнодушие ко всему, что не входит в его внутренний мир. Нетерпимость к критике его систем. Душевная черствость. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Невнимательность к внешней среде. Неблагодарность. Пессимизм. Мрачноватость. Непрактичность. Безразличие к результату. Неспособность к руководству.

Уязвимое место: Непереносимость ситуаций, требующих установ­ления неформальных эмоциональных контактов.

Конфликтогенные ситуации:

- когда требуется смена устоявшихся стереотипов, сложившихся
привычек поведения;

- когда необходимо устанавливать неформальные контакты с
окружающими, даже если это близкие люди;

- когда приходится руководить другими людьми;

- при коллективной или групповой деятельности;

- когда необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее
заданным («чужим») схемам и правилам.

Психастеноидный

Акцентуация — неуверенность в себе, тревожная мнительность, сомнение во всем, нерешительность.

Позитивные черты: Аккуратность. Серьезность. Добросовестность. Рассудительность. Самокритичность. Надежность. Стремление все

заранее спланировать. Предусмотрительность. Настойчивость. Усидчивость. Мыслительный психотип. Справедливость по отноше­нию к другим. Завышенные требования к себе. Незлопамятность. Способность к глубокому сочувствию, сопереживанию, эмоциональ­ной поддержке тех, кого постигло горе. Высокая нравственность. Упорядоченность. Осторожность. Тонкий, развитый вкус к прекрасному. Не стяжатель. Очень широкая и глубокая эрудиция. Сильный логический ум. Обязательность. Прекрасный исполнитель. Способность к самопожертвованию.

Негативные черты: Нерешительность. Формализм. Безынициатив­ность. Склонность к бесконечным рассуждениям. Самокопание. Наличие навязчивых идей, опасений, причем опасения касаются главным образом возможных событий, даже маловероятных в будущем. Педантизм. Выраженная мотивация избегания неудач, неприятностей. Суеверие. Стеснительность. Застенчивость. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. Неуверенность в себе. Неспособность принимать самостоятельные решения. Склонность к самообвинениям. Боязливость. Обид­чивость. Медлительность. Высокая самокритичность.

Уязвимое место: Боязнь ответственности за себя и за других.

Конфликтогенные ситуации:

— когда необходимо принимать самостоятельные решения;

— при быстром переключении с одного занятия на другое;

— при выполнении заданий без четких указаний, инструкций;

— при прямой критике его действий;

— при длительных физических или психологических нагрузках.
Гипотимный

Акцентуация — постоянно пониженное настроение. Пессимизм.

Позитивные черты: Совгстливость. Острый критический взгляд на мир. Чуткость. Душевная отзывчивость. Постоянная готовность к самопожертвованию. Старательность. Добросовестность. Конформ­ность. В привычной деятельности способность достигать некоторых успехов. Ответственность. Надежность. Устойчивость к соблазнам. Приверженность к социальным и этическим нормам. Обязательность.

Негативные черты: Обидчивость. Постоянное уныние. Почти пол­ное отсутствие интересов и увлечений. Постоянное глобальное недо­вольство (всем и вся). Ворчание. Брюзжание. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Постоянно пониженный фон настроения. Неудачник. Пассивность. Внешняя отчужденность. Погруженность в собственные переживания. Неспособность принимать ответственные решения. Непереносимость длительных психических

напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Вы­раженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, рег­ламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих си­лах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек).

Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии дей­ствительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве;

— при критике его действий;

— при недостаточном внимании к его жизни, настроению;

— когда неожиданно или часто происходят перемены условий его
жизни;

— при физическом недомогании;

— при физических или психических нагрузках.
Сензитивный

Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи.

Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к лю­дям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплини­рованность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым.

Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зави­симость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерян­ность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчи­вость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность.

Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неб­лаговидных поступках.

Конфликтогенные ситуации:

— при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках;

— при критике, насмешках;

напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Вы­раженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, рег­ламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих си­лах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек).

Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии дей­ствительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве;

— при критике его действий;

— при недостаточном внимании к его жизни, настроению;

— когда неожиданно или часто происходят перемены условий его
жизни;

— при физическом недомогании;

— при физических или психических нагрузках.
Сензитивный

Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи.

Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к лю­дям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплини­рованность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым.

Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зави­симость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерян­ность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчи­вость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность.

Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неб­лаговидных поступках.

Конфликтогенные ситуации:

— при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках;

— при критике, насмешках;

— при открытом соперничестве;

— при недоверии, постоянных проверках;

— при вынужденном одиночестве.
Конформный

Акцентуация — постоянная и чрезмерная приспособляемость к сво­ему окружению, почти полная зависимость от малой группы,, в кото­рую входит.

Позитивные черты: Дружелюбие. Исполнительность. Дисципли­нированность. Покладистость. Коммуникабельность.

Негативные черты: Несамостоятельность. Безволие. Почти пол­ное отсутствие критичности по отношению к себе и к окружению. Не лидер. Не организатор. Высокая социозависимость.

Уязвимое место: Непереносимость крутых перемен, ломки жиз­ненного стереотипа.

Конфликтогенные ситуации:

при изгнании из «своей» группы;

— когда приходится осваивать новые виды деятельности без
образцов или лидеров;

— при принятии самостоятельных решений без опоры на мнения
значимых людей;

— при знакомстве с новыми людьми, когда надо проявить себя,
свои личные качества;

— при прямом противоречии между мнениями двух групп, если
субъект входит в них одновременно.

Нестабильный

Акцентуация — полное непостоянство проявлений.

Позитивные черты: Общительность. Открытость. Услужливость. Доброжелательность. Быстрая переключаемость в делах и в общении.

Негативные черты: Безволие. Тяга к пустому времяпрепровожде­нию и развлечениям. Болтливость. Хвастовство. Соглашательство. Лицемерие. Трусость. Безответственность. Ненадежность. Полная зависимость от всех и от каждого. Не лидер. Не организатор. Боязнь ответственности.

Уязвимое место: Бесконтрольность.

Конфликтогенные ситуации:

— при жестком подчинении дисциплинарным требованиям,
особенно если они продолжительны во времени;

— при ограничении в общении с людьми, которые помогают
развлекаться;

— когда требуются длительные усилия и концентрация сил на
какой-то работе;

* — когда нужно принять конкретные решения и нести за них ответственность.

Астенический

Акцентуация - повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия.

Позитивные черты: Аккуратность. Дисциплинированность. Скромность. Покладистость. Исполнительность. Дружелюбие. Способность к раскаянию.

Негативные черты: Капризность. Плаксивость. Неуверенность в себе. Вялость. Забывчивость. Робость. Стеснительность. Пугли­вость. Заниженная самооценка.

Уязвимое место: Внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при внезапном физическом и психическом напряжении;

— при открытых конфликтах, когда приходится отстаивать сзою
точку зрения;

— когда высмеиваются его действия или самочувствие;

— когда вынужден активно общаться с большим числом людей;

— при быстром переключении в работе или общении;

— когда необходимо проявлять определенную силу воли.
Лабильный

Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком чстсто и слишком резко по ничтожно малым поводам).

Позитивные черты: Общительность. Добродушие. Чуткость. Иск­ренность. Отзывчивость (все в периоды приподнятого настроения). Привязанность. Развитая интуиция по отношению к людям. Способ­ность к преданной дружбе. Благодарность.

Негативные черты: Раздражительность. Вспыльчивость. Драчли­вость. Ослабленный самоконтроль. Склонность к конфликтам (все в периоды подавленного настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значим ых людей. Утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Конфликтогенные ситуации:

— при сильной конкуренции;

— когда ущемляется чувство собственного достоинства;

 

— при полной дисгармонии его настроения (когда всем весело, а
ему нет);

— при отсутствии успеха, признания, внимания;

— при угрозе наказания, страха;

— при критике его поведения.

Циклоидный

Акцентуация — смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, последовательные изменения эмоционального фона.

Позитивные черты: Инициативность. Жизнерадостность. Общи­тельность (все в периоды подъема настроения).

Негативные черты: Непоследовательность. Неуравновешенность. Безразличие. Вспышки раздражительности. Чрезмерная обидчи­вость. Придирки к окружающим (все в периоды упадка настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

Конфликтогенные ситуации:

- когда случаются неожиданные поручения и просьбы,
противоречащие настроения данного момента;

- при резкой смене прквычных состояний;

- когда приходится отступать от сложившихся стереотипов,
привычек.;

- при претензиях, притеснениях, неудачах;

- при психологических перегрузках, особенно в периоды упадка
настроения.

Психологический практикум

УРН wV   Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте;

б) показать основные психологические факторы, определяющие
конфликт;

в)                                                                                    учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в }\
конативной (поведенческой) системе межличностного \\
взаимодействия.                                                                             ;.;

Ведущии'делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается \\
ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с п
названием определенного стиля поведения в конфликте с \\
соответствующим девизом:                                                         \ I

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». |1 Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Ч

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, \\
каждый из нас должен что-то проиграть».                      \\

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы- i\
играть».                                                                                             U

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра- "».
ешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».                 |

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой ц
демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте. 1:|

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы: ;|

- Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоцио­
нальное состояние, на чувства его участников?

- Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более
полезными для участников?

- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в
конфликте?

- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений
людей?

Игра «Переговоры»

Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения анализировать интересы различающие.

Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя — родители — ученики, или преподаватели студенты —заместитель декана, или родители невесты —родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например, организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или ■ проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись.

Содержание текстов в карточках:

«Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, 1:тобы лучше е:о понять» (2 шт.).

«Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к н>ей» (2 шт.).

«Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре» (1 шт.).

«Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров» (2 шт.).

«Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1 шт.).

«Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.).

«Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (I шт.).

«Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его» (2 шт.).

«Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята тобой» (1 шт.).

Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы:

- Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договорен­
ности?

- Какова психологическая удовлетворенность участников ходом
переговоров?

- Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя
свои «секретные задания»?

•• Игра «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два — рядом (имитируя парные сиденья в
автобусе), один — впереди. Участников игры трое (два плюс один).
Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий — втайне от
двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить
на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из
спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том ц
случае, если действительно возникнет такое желание.        I;

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: \1

—Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) {'{.
свое место?

—Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это мес­
то?

—Какие чувства испытывали играющие?

—Чей способ решения проблемы самый успешный?

—Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

^г    Игра «Есть контакт/»

Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе.

Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.

Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Тест «Наша команда»

Каждый член группы получает для работы тест и бланк для заполнения. В бланке под соответствующим номером вопроса проставляются баллы (от 1 до 4), в которых оценивается степень выраженности данной позиции.

1. Наша команда испытывает недостаток в лидерстве.

2. Кажется, что решения по отношению к нам принудительны.

3. Людей не поощряют высказываться откровенно.

4. В трудной ситуации каждый борется за свои интересы.

5. Общение нуждается в улучшении.

6. Решения принимаются на неадеква7ном уровне иерархии.

7. Некоторые менеджеры неискренни сами с собой.

8. Мы редко подвергаем сомнению содержательность или пользу
наших совещаний.

9. Созданы недостаточные возможности для развития.

 

10. Мы часто ссоримся с другими подразделениями.

11. Члены команды не общаются друг с другом в достаточной мере.

12. Ясно, что организация ожидает от нашей команды.

13. Принятый порядок редко подвергается сомнению.

14. В действительности никому не ясно, куда мы движемся.

15. Люди не говорят о том, что они в действительности думают.

16. У людей выработалась позиция: «Моя хата с краю».

17. В команде конфликт носит деструктивный характер.

 

18. Решения основываются на неадекватной информации.

19. Некоторым менеджерам не доверяют.

20. Мы не учимся на своих ошибках.

21. Менеджеры не помогают своим подчиненным учиться.

22. Отношения с другими группами довольно прохладны.

23. Мы хорошо не обдумываем наше положение внутри организа­
ции.

24. Наша команда «политически» восприимчива.

 

25. Мы часто обнаруживаем, что нам не достает нужной квали­
фикации.

26. Мы все очень загружены, но кажется, что всюду не успеваем.

27. Спорные вопросы прячутся «под ковер».

28. Было бы лучше, если бы люди с большей охотой признавали

свои ошибки.

29. Имеют место недоверие и враждебность.

30. Люди не допускаются к. принятию решений.

31. Мало лояльности команде.

32. Мнения извне не приветствуются.

33. Следовало бы иметь большую ротацию работ.

34. Мы редко работаем эффективно вместе с другими командами.

35.       Нам не удалось обеспечить сотрудничество с другими командами или подразделениями.

36.       Способность работать в команде — критерий отбора при

поступлении в эту организацию.

37. Никто не налаживает необходимых связей с другими группа­
ми.

38. Мы уделяем гораздо меньше времени планированию будущего.

39. Деликатных вопросов избегают.

40. Бывает, что кому-то «всадили нож в спину». f,

41.В действительности мы не работаем вместе.   I

42.Неподходящие люди принимают решения.     |

43.Менеджеры профессионально слабы и не готовы бороться и [:
требовать внимания к своей точке зрения.                              >.

44.Я не получаю достаточно обратной связи.       I

45.Развиваются несоответствующие виды умений. I

46.Помощь не придет из других подразделений организации. '

47.Существует сильное непонимание между нашей командой и
профсоюзами, которые оказывают на нас давление.

48.В этой организации вознаграждается слаженность работы в
команде.

49.Мы не уделяем достаточно внимания взаимоотношениям.

50. Мы не имеем ясного представления о том, что от нас ожи­
дают.

51. Честность не является характерной чертой нашей команды.

52. Я не чувствую поддержки со стороны моих коллег.

53. Квалификация и информация распределены недостаточно хо­
рошо.

54. Имеются сильные личности, которые идут своим собственным
путем.

55. Чувство собственного достоинства не одобряется.

56. Нам следует уделять больше времени обсуждению методов
работы.

57. Менеджеры не принимают всерьез индивидуальное развитие.

58. Другие подразделения организации нас не понимают.

59. Нам не удается донести наше сообщение до внешнего мира.  ;

60.Люди в команде имеют хорошие связи с другими группами в I
организации.                                                                                  |

61.Часто мы принимаем решения слишком быстро.  ?

62.Образ действий, при котором ценится личность, имеет мало ;
общего с тем, что достигнуто.                                        •      ;

63.Слишком много секретов.                                   ■

64.Конфликтов избегают.                                         f

65.Разногласия разлагают.                                   . ;

66. Приверженность к решениям низка.                 s?

67.Наши менеджеры полагают, что более строгий надзор ушуч- ■'
шает результаты.

68. Слишком много запретов в нашей команде.   >

69.Очевидно, что в другом подразделении имеются лучшие &оз-  -
можности.                                                                                       г

7О.Мы гратим много энергии на защиту наших границ.

71. Члены команды не понимают, чего от них ожидают.

72. Культура организации поощряет слаженную работу в команде.

73. Мы не уделяем достаточно внимания новым идеям.

74. Приоритеты не ясны.

75. Люди не вовлекаются в достаточной мере в принятие реше­
ний.

76. Слишком много взаимных обвинений и упреков.

77. Нас не всегда выслушивают.

78. Мы не используем квалификацию, которую имеем.

79. Менеджеры полагают, что люди по своей сути ленивы.

80. Мы тратим много времени на то, чтобы делать, и не уделяем
достаточно времени тому, чтобы думать.

81. Индивидуальный рост не поощряется.

82. Мы не стараемся понять точку зрения других команд.

83. Нам не удается выслушать наших клиентов.

84.       Команда работает в соответствии с целями организации.

4 — безусловно «Да», 2 — скорее «Нет», чем «Да»

пожалуй, *Да»       1 — пожалуй, «Нет»,

3 — скорее «Да», чем «Нет» безусловно «Нет»

Подсчитывается сумма баллов по столбцам Бланк для заполнения

~. ■? 1  *  1   I  I  ?   19.     Т).   Л~~

~~13 14 15 Тб 17 18 19 20 21   22     23  24~~

~~25 26 27 28 29 "30 Т\ 32 33  34     35  36~~

~~37 38 "39 40 41 42 43 44 45 46     47  48~

~И 1° 51 Ш. Ш $4 Ш 56 |7   58     59   60~

~~61 62 63 64 65 66 67 68 69  70     71    72~

~73 74 75 76 77 78 79 80 81    82     83   84~

XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX     XX ХХ~

Психологические факторы, измеряемые тестом:

1. Сбалансированные роли                      1 13 25 37 49   61    73

2. Ясные стремления и согласованные

цели                                                         2 14 26 38 50 62   74

3. Открытость и конфронтация                       3 15 27 39 51 63   75

4. Поддержка и доверие                             4 16 28 40 52 64   76

5. Сотрудничество и конфликт                 5 17 29 41 53   65   77

6. Разумные процедуры                            6 18 30 42 54   66   78

7. Соответствующее руководство             7 19 31 43 55 67   79

8. Регулярный обзор                                    8 20 32 44 56 68   80

9. Индивидуальное развитие                     9 21 33 45 57 69   81

10. Разумные внутригрупповые

отношения                                               ■ 0 22 34 46 58 70   82

11. Хорошее общение                                1 23   35 47 59    71    83

12. Организационная поддержка              '2 24 36 48 60 72   84

\ Степень выраженности признака:

7-13 баллов — низкая; 14-21 балл - средняя; 22-28  баллов -
высокая.

                       ТЕМА 17

11СИХ0Л0ГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:
!                              ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

V   /. Психологические типы семьи.

2. Психология взаимоотношений и взаимодействия
родителей и детей.

3. Психология супружеских взаимоотношений.

Ключевые понятия темы:

психологический mirn семьи, психологический тип отношений родителей с детьми, тихологический тип супруга.

Литература:

1. Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в лю­
дях. — Алма-Ата, 199В.

2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний:
Пер. с чеш. — М., 1991.

3. Прутченков А.С.. Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! — М., 1993.















































































Психологические типы семьи

Другим типом организованной социальной группы, наряду с производственной, является семья. Это достаточно сложная общность людей, имеющая широкий спектр социальных функций, главная из которых — непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни. Семья — важнейший институт социализации человека, институт формирования и воспитания его.

В проблематике семьи интересен сугубо психологический аспект. Корни психологических отношений глубоко уходят в объективную необходимость совместной жизни в семье, где человек представляет собой особый, неповторимый психологический мир. Это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости, психологического климата — «погоды в доме».

Существует много психологических типов отношений между детьми и родителями, между супругами, между детьми, что в значительной мере определяется психологическим типом семьи, исходя из ведущих приоритетов, принятых в ней.

. Упрощенно типологию семьи можно представить в виде системы
координат основных семейных ценностей, в частности: защита-
свобода.
Варианты моделей поведения определяются в зависимости
от степени приоритетов (рис. 17.1).      



Защита        

12  3 4 5      7 Свобода   

Рис. /7./. Психологическая типология семьи

10 пунктов - максимум; ] пункт - минимум;           

7/3 и 3/7 - предпочтения; 5/5 - и то, и другое.

Приоритеты: Модель поведения:

1. Защита: 10 Свобода: 1 -Уход

2. Защита: 7  Свобода: 3 - Ритуалы

3. Защита: 5  Свобода: 5 - Психологические игры,

манипуляции

4.           Защита: 3 Свобода: 7 - Деятельность,

внутренняя активность как самореализация

5.           Защита: 1 Свобода: 10 - Полная жизнь,

открытость Версии 1-3 - жертва. Версии 4-5 - хозяин.

Типы семьи:

Версия 1 плюс версия 2 -традиционная семья;

Версия 3 — зависимая семья;

Версия 4 - партнерская семья;

Версия 5 - договорная партнерская семья (свобода и любовь).

Традиционная семья:

Цели: вписаться в общество, «быть как все», продолжить род, добиться стабильности.

Характеристика:неосознанность, привязанность к быту, отсутствие развития, творчества, свободы, чувство собственности.

Подтипы традиционной семьи: автономная, домостроевская, с ритуальным равноправием, жена — глава семьи.

Зависимая семья:

Цели:удевлетворение психологических потребностей, увеличение эмоциональной наполненности, избегание страха одиночества, ответственности.

Характеристика: неосознанность, иллюзия «любви», привязан­ность к быту, отсутствие развития, наличие комплексов, всевозмож­ные зависимости, привязанности, нездоровая потребность друг в друге.

Подтипы зависимой <семьи: тиран — жертва, жертва —спасатель, мать — сын против отца —дочери, отец — дочь против матери — сына, отец — сын против матери — дочгри, мать — дочь против отца — сына, дети против родителей, родители: против детей, убегалки -догонялки, борьба за власть, садисты - мазохисты, семья с общей проблемой.

Партнерская семья а Договорная партнерская семья:

Цели:ориентация на саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

Характеристика: каждый берет ответственность на себя, каждый «вкладывае" в отношения», выращивание семьи как процесс, работа над отношениями, стремление к открытости, осознанность, творчест­во, гибкость, уникальность, открытость, стремление договориться обо всем (об отношениях, о свободе, о ревности), постоянная корректи­ровка договора.

Дисгармонические психологические типы семей

«Внешне спокойная семья». В такой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упо­рядочены и согласованы. Однако муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки. Ихжизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, с повышенным педантизмом выполняют супружеские обязанности. Можно говорить о преобладании в таких семьях чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За внешне благополучным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии. Супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения Вулканическая семья». В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и вновь сходятся, скандалят, ссорятся с тем, чтобы вскоре нежно любить друг друга и признаваться в любви до конца жизни, опять от­носиться друг к другу искренне и самозабвенно.

В такой семье спонтанность и эмоциональная непосредственность доминируют над чувством ответственности. Может показаться, что этот тип семьи «здоровее», однако это не совсем так. Проявление злости, безусловно, ослабляет ситуативное напряжение («выпускание пара»), но далеко не всегда приносит истинное облегчение. Обычно супруг, проявивший излишне сильные негативные чувства, стыдится своего поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в смешном положении, боится осуждения. Все это способствует накоплению негативных переживаний и росту напряжения.

Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности, призванной скрыть непримиримые противоре­чия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Он испытывает значительные эмоциональные перегрузки, как позитивные, так и негативные. Специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное психотравмирующее воздействие на личность ребенка. Вместе с*тем он чувствует опасность, но не понимает ее источника. Он живет в постоянном напряжении, которое не в силах ослабить. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры. Это для него подлинная трагедия, угрожающая основам стабильности детского мира. Особенно это важно для ребенка в возрасте от одного года до двух с половиной лет. В этот период у него прочнейшая связь с родителями. Неблагополучие в отношениях между родителями ребенок такого возраста не способен отделить от себя самого и глубоко, подсознательно возлагает вину за них на себя. Авторы совершенно случайно наблюдали в одной семье поразивший их факт — двухлетняя девочка Даша вдруг стала ожесточенно обеими ладошками бить себя по личику и приговаривать: «Дашу надо бить, Дашу надо бить». Впоследствии выяснилось, что ребенок видел безобразную сцену драки между родителями. Характерно при этом то, что сами родители физически девочку не наказывали. Последствия этой жуткой для двухлетней малышки психологической травмы еще долго давали себя знать в различных формах деструктивного поведения ребенка, в частности, в ее играх, носивших откровенно выраженный мазохистский характер.

«Семья-санаторий». Это тип семьи, в которой эмоциональное состояние одного из супругов выражается в повышенной тревожности

за судьбу, жизнь или здоровье другого члена семьи, которым может быть супруг, кто-либо из детей или других взрослых. Эта повышенная тревожность компенсируется повышенными же требованиями любви или заботы. В результате создается специфическая ограниченность, барьер новому опыту. В этот узкий круг отношений постепенно втягиваются все члены семьи. Поведение супругов принимает вид «курорта», «санатория» для одного из них. Усилия семьи затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение: для одного из членов семьи обязанности ограничиваются, для других же членов они, естественно, увеличиваются. Близкие понуждаются к проявлению все большего и большего внимания к объекту заботы. Все члены семьи постепенно объединяются этой особой заботой о нем, оставаясь при этом обделенными ею сами.

Обычно такая модель способствует появлен ию своего рода семейных культов, например, культ здоровья отца в многодетной семье с одним кормильцем, культ работы отца или матери, культ здоровья больного ребенка и т.п. Если объектом «культа» оказывается ребенок, особенно в ситуации неадекватности, то сплошь и рядом это состояние сильно тяготит его, у него формируются протестные модели поведения, вплоть до попыток раннего (или скорейшего) ухода от семьи.

Независимо от того, для кого семья превращается в «санаторий» (для одного из родителей или для одного из детей), остальныг члены семьи, особенно дети, ощущают дефицит семейного тепла, любви, заботы. Зато возрастает объем домашней работы, ограничиваются свободные и спонтанные формы досуга, проявления радости. Физическая и нервная перегрузка, тревожность и эмоциональная зависимость проявляются в повышенной раздражительности, в невротических срывах, в формировании различных фобических состояний (страхов).

Семья только внешне кажется солидарной. В глубина* же ее кроется тревожная зависимость одного из партнеров. В результате супружеский союз становится не свободно содружественным, а симбиотически зависимым.

«Семья-крепость». В основе таких семейных союзов лежат усво­енные представления об угрозе, агрессивности и о жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и людях как носителях этого зла.

Нередко такие представления подкрепляются осознанием необходимости еыводить негативные эмоции, возникающие в семье, за ее пределы. Предполагается, что взаимно враждебные импульсы переносятся на внешний мир в целом в интересах поддержания стабильности семьи. Заботясь о своем микромире, супруги осыпают окружающих шх людей различными упреками, которые они сознательно или бессознательно хотели бы направить друг на друга, или, что тоже достаточно часто, на самих себя.

В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, во время как свои внутренние проблемы супруги переводят вовне. В них господствуют довольно странные односторонние пред­ставления, переоценки фактов и обстоятельств. Постепенно возникает приверженность к тем или иным идеям, коллективное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов возникает ярко выраженное «мы-чувство». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. Вся семейная жизнь жестко регламентируется и подчиняется определенным целям. Закостенелая фиксация определенных семейных ролей создает видимость внутрисемейной солидарности и содружества.

За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, реально и естественно скрепляющих семью. Нередко избранная супругами «круговая оборона» оказывается на самом деле'бессознательным или сознательным камуфляжем душев­ной пустоты или нарушгния сексуальных отношений. Эмоциональная атмосфера внутри семьи лишена естественной теплоты и непосредственности. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентирует­ся. Оно нередко лишено эмоциональной открытости и искренности. Любовь к ребенку часто приобретает условный характер, т.е. ребенка любят только тогда, когда он соответствует родительским требованиям. Это обычно сочетается с возрастанием собственнического компонента в эмоциональной привязанности родителей. Воспитание приобретает черты некоей заданности, подчеркнутой правильности, излишней принципиальности. В результате это приводит к неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Нередко у него усиливаются протестные реакции, провоцируются упрямство и негативизм. Зачастую внимание ребенка фиксируется на его внутренних переживаниях., что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками.

«Семья-крепость» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружением и его собственным опытом. Происходит перенапряжение нервной системы ребенка, создается повышенный риск невротических заболеваний.

«Демонстративная семья, семья-театр». Это семьи, стабильность в которых удерживается демонстрацией специфического «театрализованного образа жизни». Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектаю1ь, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который что-то говорит, что-то делает, что-то выражает эмоционально. При всем этом совсем неважно, что в действительности стоит за тем или иным поведением. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую и неудовлетворенную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании. Практически постоянно он испытывает дефицит любви.

«Семейный театр» призван сохранять' видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и разрешения быстро декларируются и столь же-быстро забы­ваются. Демонстрируемые посторонним любовь и забота о ребенке не спасают от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей — фор­мальная необходимость.

Часто в «семейном театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются материальными благами. Родители приобретают детям много игрушек, специальное оборудование для занятий. Воспи­тание передоверяется детскому саду, школе, другим общественным организациям. Детям дается «модное» воспитание. Они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой. В «театрали­зованном образе жизни» семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовер­шенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

«Семъя-третийлишний». Эта семья возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимоотношений представляют для них особую значимость, родител ьс-тво бессозна­тельно воспринимается как помеха супружескому счастью. Это обычно происходит при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их к выполнению родительских функций. Тогда формируется стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. Нам в нашей практике семейного консультирования нередко встречались семьи, которые имели даже несколько детей и тем не менее эмоционально преувеличенно значимыми для них оставшись только супружеские отношения. Не

тйк уж редки для таких семей случаи соперничества между молодой еще матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба и конкуренция за любовь и привязанность достаточно молодого отца.

В таких семьях часто родители склонны внушать детям чувство неполноценности, внимание детей непрерывно фиксируется только на недостатках и несовершенствах. Это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, к пониженной самооценке. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усилениеу них скрытого отвержения своих детей.

«Семья С кумиром». Этот тип семьи напоминает тип «семья-санаторий». Только здесь доминирует не тревога одного из родителей ! по поводу лругого родителя или ребенка, а гиперопека самого ре­бенка, отнюдь не страдающего недостатком здоровья. Эта гиперопека возникает как защитная реакция или компенсация того недостаточно­го внимания, которые хотят уделять друг другу родители.

Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом.

Родители с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, : переносят на него свои собственные нереализованные чувства. Сам ребенок оказывается объектом завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются. Преувеличиваются реальные и мнимые достоинства, как и любое, даже самое незначительное недомогание ребенка. Он воспитывается в изнеженности, заласканное™, при всеобщем восхищении и умилении.

Ребенок растет несамостоятельным, неактивным. Желание
родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к безус-
ловному ограничению его самостоятельности. Родители бессознатель- ;
но стремятся замедлить взросление ребенка.                          г

Вместе с тем, ребенок, физиологически взрослея, объективно ■ испытывает потребность в реальных оценках, реальном позитивном опыте самостоятельности и независимости от взрослых. Сталкиваясь с действительностью во внешнем мире, где он не получает привычных и желаемых высоких оценок, подросток оказывается в выражен но

тйк уж редки для таких семей случаи соперничества между молодой еще матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба и конкуренция за любовь и привязанность достаточно молодого отца.

В таких семьях часто родители склонны внушать детям чувство неполноценности, внимание детей непрерывно фиксируется только на недостатках и несовершенствах. Это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, к пониженной самооценке. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усилениеу них скрытого отвержения своих детей.

«Семья С кумиром». Этот тип семьи напоминает тип «семья-санаторий». Только здесь доминирует не тревога одного из родителей  по поводу лругого родителя или ребенка, а гиперопека самого ре­бенка, отнюдь не страдающего недостатком здоровья. Эта гиперопека возникает как защитная реакция или компенсация того недостаточно­го внимания, которые хотят уделять друг другу родители.

Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом.

Родители с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, : переносят на него свои собственные нереализованные чувства. Сам ребенок оказывается объектом завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются. Преувеличиваются реальные и мнимые достоинства, как и любое, даже самое незначительное недомогание ребенка. Он воспитывается в изнеженности, заласканное™, при всеобщем восхищении и умилении.

Ребенок растет несамостоятельным, неактивным. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к безусловному ограничению его самостоятельности. Родители бессознательно стремятся замедлить взросление ребенка.

Вместе с тем, ребенок, физиологически взрослея, объективно испытывает потребность в реальных оценках, реальном позитивном опыте самостоятельности и независимости от взрослых. Сталкиваясь с действительностью во внешнем мире, где он не получает привычных и желаемых высоких оценок, подросток оказывается в выражен но

дискомфортной для себя среде, изобилующей многочисленными источниками негативных переживаний и фрустраций.

Требование признания любой ценой порождает демон стративность поведения. Критическое осознание собственных личностных качеств подменяется негативными оценками других, ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

Вновь важно подчеркнуть, что все это происходит на фоне де­формированных супружеских отношений. Совершенно четко родители осознают, что уменьшение опеки над ребенком может привести к разрыву всей семейной группы, и всеми силами стремятся воспрепятствовать этому.

«Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать метафорическое название «маскарад». «Служа разным богам», родители ставят ребен­ка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным, мир для ребенка -массой неразрешимых противоречий. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, их очевидная противоречивость и нездоровая конкуренция, например, неадекватно высокая требовательность отца и как противодействие ей гиперопека и всепрощение матери, порождают растерянность ребенка, зачатки расщепления его личности. Завышенные притязания при недостаточной способности к волевым усилиям способствуют возникновению внутреннего конфликта и застойных очагов нервного перевозбуждения.

«Гармоничная семья». Таковой принято считать семью, пред­ставляющую собой открытую систему, где есть хорошие условия для творческого роста и личностного развития всех ее членов. «Открытый брак» дает возможность сочетания теплого эмоционального отношения родителей к детям на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви с четко определенными правилами поведения. При таких отношениях достигается наиболее полное принятие ребенка, сохраняется глубокий контакт взрослых и детей.

Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Если один партнер меняется, это должно сопровождаться соответствующими изменениями у другого партнера, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность.

2. Психология взаимоотношений

и взаимодействия родителей и детей

Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств:

—психогенетической наследственностью ребенка;

—особенностями рождения ребенка (роды в норме, с осложнени­
ями, с патологией);

—психологической и педагогической культурой родителей;

—собственной психологической конституцией родителей;

—особенностями психологической социализации родителей.

Очень упрощенно, схематически психологическую та пологию вза­имоотношений и взаимодействий между родителями и детьми можно представить в виде системы координат основных семейных концепций воспитания (рис. 17.2).





Свобода, самостоятельность

Устранившийся,                      Либеральный,

безразличный тип                понимающий тип










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...