Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 15 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ




/. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма.

2. Элементы групповой динамики и основные концепции
механизма развития малой группы.

3. Социометрия как метод изучение групповой динамики.

4. Изменение групповой динамики как социальная
'                    техника



Ключевые понятия темы.

групповая динамика, процессы групповой динамики: образдваниемалых групп, руководство и лидерство, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты, групповое давление, конформизм, принятие групповых решений; внешние обстоятельства групповой жизнедеятельности, разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен, закономерности групповой динамики; основные элементы групповой динамики; социометрия, социометрический выбор, социограмма, коэффициент удовлетворенности./Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма

Естественной задачей социальной психологии является изучение происходящих в жизни группы процессов. Здесь необходимо показать:

- как общие закономерности общения и взаимодействия реализу­
ются в малой группе;

- каков механизм, посредством которого малая группа доводит
до личности систему общественных влияний, таких как содержание
ценностей, норм, установок;

- каким образом личность в группе реализует усвоенные влияния
и осуществляет определенную отдачу;

- как развивается группа, какие этапы она проходит в своем
развитии;

- как модифицируются на каждом из этапов различные групповые
процессы.

Сам термин групповая динамика употребляется в трех различных значениях:

—во-первых, этим термином обозначают определенное направле­
ние исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школу
Левина;

—во-вторых, этим термином обозначают определенные методики,
которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в
рамках психологических экспериментов;

—в-третьих, этим термином обозначают собственно динамику
малых групп как таковую, т.е. совокупность тех динамических
процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики
от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие.

В современном представлении групповая динамика — это разви­тие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу.

Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых соци­ально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов груп-пы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и пот­ребностей.

Важнейшие процессы групповой динамики:

—образование малых групп;

—руководство и лидерство;

 

—нормообразование: выработка групповых мнений, правил и
ценностей;

—формирование функционально-ролевой структуры группы;

—сплочение;

—конфликты;

—групповое давление;

—конформизм;

—принятие групповых решений и др.

Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешнихк или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия и, в к• Психологический обмен, или, по мнению иных авторов, ценност­ный обмен, представляет собой такой механизм групповой динамики, при котором имеет место обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...