Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ




· PBL - проблемно-ориентированное обучение;

· TBL - обучение, основанное на работе в команде;

· обучение,основанное на кейсах (CBL., case-based learning - ситуац.анализ);

· мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности;

· модульное обучение;

· пресс-конференция;

· метод круглого стола;

· мастер-классы;

· электронные и онлайн методы обучения (портфолио, электронные руководства для обучения навыкам);

· симуляционное обучение (получение практических навыков в Cимуляционном центре);

· обучение в малых группах (4-5 чел., SGL, small group learning);

· деловые и ролевые игры;

· интерактивные лекции;

· дискуссионный метод;

· проектный метод;

· тренинги;

 

PBL - ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Как известно, с 2008 г. во всех медицинских вузах страны введена в виде экспериментальна новая форма обучения - «проблемно-ориентированное обучение» (ПОО, анг. PBL - problem based learning). Основным принципом ПОО является использование клинических случаев или проблем для достижения задач обучения. Исходя из существующего стандарта ГОСО 2006г., на 1-м курсе для ПОО были выбраны четыре дисциплины - анатомия, биология, коммуникативные навыки и введение в клинику. Данный выбор был оптимален и обусловлен, прежде всего, задачами ПОО - необходимостью обучения посредством решения клинической задачи - проблемы. Первым шагом в реализации эксперимента стало создание рабочей группы из числа преподавателей упомянутых выше кафедр. Следует отметить, что многие члены рабочей группы (тьюторы) обучались основам ПОО на семинарах Стюарта Меннина, организованном в Карагандинской государственной медицинской академии.

Важным компонентом ПОО является компетентность тьюторов, от которой зависит эффективность работы студентов в малых группах, поэтому собственно занятиям по технологии ПОО предшествовала подготовка тьюторов. Роль тьютора принципиально отличается от роли преподавателя в рамках традиционного, дидактического обучения, а именно, в задачи тьютора входят обеспечение эффективной среды для обучения, поддержка группы в укреплении самостоятельности и уверенности в себе. Встречи тьюторов в период ПОО проводились после каждого занятия в течение 1-2 часов и были предназначены для решения следующих задач: ознакомление тьюторов с содержанием клинической задачи, демонстрационными материалами, обмен мнениями о проведенных занятиях, обсуждение проблем, обзор стратегий последующих занятий и т.п. Всего в эксперимент было включено 10 групп 1 курса общемедицинского факультета, которым на протяжении 6 недель предстояло «решить» три клинических случая. Клинические случаи были составлены членами рабочей группы. Их решение предусматривало самостоятельное изучение студентами актуальных вопросов четырех дисциплин через постановку проблемных вопросов в ходе обсуждения задачи. Для осуществления самостоятельной подготовки студентов к последующих занятиям была предусмотрена работа в интернет-классах, библиотеках. На занятиях использовались разнообразные инновационные технологии, как-то: мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, муляжи, манекены и др. В конце каждого занятия тьютором проводилась оценка работы членов группы по следующим параметрам: постоянно готовится к занятиям, принимает ответственность за свое обучение, активно участвует в обучении группы, демонстрирует эффективные групповые навыки, искусен в коммуникациях с ровесниками, высоко развитые профессиональные навыки, высокий самоанализ, высоко развитое критическое мышление, навыки эффективного обучения. Данные характеристики оценивались тьютором по пятибалльной системе. Также каждый студент производил самооценку своего участия в ПОО по пяти балльной системе по тем же девяти критериям. Кроме самооценки каждый участник ПОО оценивал своих коллег. Так по предложению тьютора член группы оценивал соседа справа и слева те же качества, что и в двух предыдущих анкетах, но не по балльно, а описательно в графах - достоинства и можно улучшить.

Теоретическая основа PBL

PBL находится в струе конструктивиста, изучающего жанр, поскольку оно, как считают, совместимо с конструктивизмом, хотя его теоретические корни происходят от различных теорий изучения, включая когнитивную и гуманистическую теории, и основанную на изучении через опыт. В целях этого модуля мы сосредоточим наше обсуждение конструктивизма как главной теоретической основы PBL.

Что означает конструктивизм? Термин относится к теории бучения, что человеческие знания полученные людьми в пределах социальных сообществ, основаны на предыдущих знаниях обучаемого.

Студент рассматривается как активный участник обучения вместо пассивного получателя знания. Согласно конструктивистам, понимание приходит из взаимодействия с окружающей средой, в результате познавательного конфликта, который стимулирует изучение, и знание сформировано тогда, когда студенты преодолевают трудности в социальных ситуациях и приобретают индивидуальное понимание. В отличие от объективистского подхода, где студенты  проинструктированы попробовать выполнить задачи и упражнения, чтобы понять и применить знание, подход, проявленный в PBL, начинается с проблемы, представленной ученику, который будет сотрудничать с другими в группе, чтобы обсудить проблему и определить, что должно быть изучено или какое исследование требуется провести, чтобы выполнить задания, указанного в проблемном сценарии. У студентов, участвующих в PBL, есть возможность сформировать свое собственное понимание решения проблемы, сравнить его со решениями сверстников и совершенствовать их собственное решение, поскольку они приобретают опыт в процессе решения проблемы. Формирование знаний происходит, когда студенты исследуют проблемы, занимают позиции, обсуждают идеи, отражают и переоценивают их положения, и наконец приходят к синтезируемому или сформированному результату.

Piagent (1970) предположил, что одно из побуждений для интеллектуального развития является познавательным конфликтом‟, который возникает между познанием ребенком мира и пониманием этого.

Именно этот 'конфликт', - борьба, которую учащиеся имеют, когда сталкиваются с пробелами в знаниях, которые они должны восполнить, чтобы решить проблему.

Одно значение конструктивистского представления изучения - то, что студента должны быть активными и использовать множество стратегий обучения, чтобы помочь им научиться и понять. При активном обучении студентам дают возможность испытать процесс изучения задачи в более привлекательной и интерактивной.

PBL, основывался на подходе, при котором студент находится в центре процесса обучения. Президентская Американская Психологическая Ассоциация в Образовании обрисовывала в общих чертах, что основательное знание и понимание связано с 12 принципами обучаемого, которые были преобразованы Alexander & Murphy (1994) в 5 измерений значащего изучения.

Это:

(1) база знаний (формирование знания),

(2) исполнительный контроль (самостоятельное обучение),

(3) побуждение и деятельность,

(4) развитие индивидуальных различий в изучении и

(5) важность социальных и контекстуальных факторов в изучении. Silins & Murray Harvey (1994) утверждает, что хорошо разработанный и облегченный учебный план PBL, должен быть сосредоточен на принципах учета психологических особенностей студентов.

Помимо использования проблемы как центра среды обучения, проект курса PBL также вовлекает обеспечение учащихся объяснительными и интеллектуальными системами поддержки, которые позволяют построить процесс обучения. При PBL преподователь выступает в роли помощника. В процессе решения проблемы студентами, преподователь оказывает помощь при обсуждении, подсказывает какую литературу необходимо использовать. Такая помощь в процессе решения задачи может принимать форму семинаров, консультаций, обсуждения проблемы помощником и членами команды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...