Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.А.ЯСАВИ

ШЫМКЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра неврологии, психиатрии, наркологии

                   

Абасова Г.Б.

Тубанова М.А.

Исмайлов Е.Е.

Шакен А.Ш.

Утепов Д.П

Методы проведения открытого занятия

Учебно – методическое пособие

                                        Шымкент – 2018

Учебно – методическое пособие подготовлено  на кафедре неврологии, психиатрии, наркологии МКТУим. Х.А.Ясави доцента: Абасовой Г.Б и преподавателей: Исмайловым Е.Е., Шакен А.Ш., Утеповым Д.П.

 

     Методы проведения открытого занятия. Учебно – методическое пособие  - Шымкент, МКТУ им. Х.А.Ясави, 2018-47с

 

      Учебно – методическое пособие содержит сведения об инновационных методах обучения,  предназначено для преподавателей медицинских вузов с целью оказания помощи в освоении и применении на практике эффективных методов и подготовки специалистов высокой квалификации, готовых к самостоятельной врачебной деятельности.

 

Рецензент:

  Главный невролог ЮКО, доцент кафедры «Неврологии, психиатрии,  психологии» ЮКМФА, к.м.н. Жаркинбекова Н.А.

 

Утверждено Ученым Советом университета _______________2018г.

 

Содержание

Введение                                                                       4-5

Методология практического        занятия__________________________________________________________5-9

Методы обучения _______________________________________________9-11

Формы обучения _______________________________________________11-13

Интерактивные формы обучения________________________________13-14

PBL - проблемно-ориентированное обучение______________________14-21

TBL - обучение, основанное на работе в команде___________________22-28

Метод проектно-ориентированного обучения______________________28-32

Пресс конференция_____________________________________________32-40

Тесты_________________________________________________________41-46

Литература­­­_______________________________________________________47

 

                                                            

 

                                                           Что я слышу, я забываю;

                                                           Что я вижу, я запоминаю;

                                                           Что я делаю, я понимаю.

                                                                                  Конфуций

                                      ВВЕДЕНИЕ

    Кто проходил через образовательный процесс в вузе (и преподаватель, и студент), желал, чтобы обучение в аудитории было полезным, живым и интересным. И любой преподаватель, передающий социальный и профессиональный опыт будущим   специалистам, задумываются всякий раз, когда начинает планировать  учебный процесс, "КАК СПРОЕКТИРОВАТЬ ЗАНЯТИЕ СЕГОДНЯ?" ,"КАК ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БЫЛ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ?", "КАК СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС  ОБУЧЕНИЯ ТАКИМ, ЧТОБЫ БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ СООТВЕТСТВОВАЛ РЕАЛИЯМ ВРЕМЕНИ?"                                                                                                              

  На эти вопросы преподаватель должен отвечать ежедневно, и , эти вопросы, в сущности, сводятся к общему -как учить?

Одной из существенных и значимых категорий дидактики, отвечающей на данный вопрос, являютсяметоды проведение открытого урока.

XXI век - век медицины здравоцентрического направления, реализующийся через систему «гражданин - врач - здоровое общество», требует перехода к новым видам образования.

Реформы здравоохранения и образования активно реализуются по всем направлениям и ориентированы на непрерывность и последовательность обучения, основанные на историческом опыте и гуманистических ценностях, развитии новых педагогических технологий.

Цель методических рекомендацией: Повысить профессионализм преподавателя внедрением новых методологических подходов к проведению практического занятия, на основе широкого использования интерактивных методов обучения.

Задачи:

1. Ознакомить педагогов с современной структурой практических занятий в системе медицинского образования.

2. Внедрить интерактивные методы в учебный процесс до- и постдипломного обучения.

3. Активизировать творческую деятельность педагогов в оптимизации учебного процесса.

Педагог должен знать:

– методологию проведения практического занятия;

– виды интерактивных методов обучения;

– основные принципы реформы образования высшей медицинской школы;

– формы аудиторной работы в медицинских ВУЗах.

Педагог должен уметь:

– составить план проведения практического занятия;

– уложиться в хронометраж практического занятия;

– достичь цели практического занятия с решением всех вытекающих задач;

– активизировать участие студентов во всех видах аудиторной работы;

– применять новые педагогические технологии;

– использовать современные методы контроля уровня знаний студентов;

– добиться высокого уровня усвоения студентами учебной темы практического занятия.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Практические занятия (ПЗ) в учебном процессе являются основной частью учебного плана и академической нагрузки преподавателя.

Общеизвестно, что лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу.

Практические занятия - призваны углубить, расширить и закрепить знания студентов, формировать умения и навыки. Практические занятия развивают клиническое, научное мышление и речь студента, позволяют проверить и оценить знания студентов.

Содержание ПЗ определяется учебным планом и рабочей программой дисциплины, однако качество его реализации зависят от опыта и мастерства педагога. Успех педагогической деятельности во многом зависит от эрудиции педагога, глубины его знаний своего учебного курса, владения врачебными - профессиональными навыками. Парадоксально, когда педагог учит и требует у студента навык, которым сам не владеет или не знает. Модель занятия должна состоять из 2-х этапов:

Моделирование занятия. Определить его цель и задачи. Частно-дидактическая цель ПЗ должна отвечать нескольким требованиям:

– соответствие социальному заказу, т.е. обучение студентов в объёме необходимом для подготовки педиатра - общей практики, а не узкого специалиста;

– реальности достижения - за отведенное время и при определённом уровне подготовленности студентов;

– определённости, отражающейся в терминах - студент должен знать и студент должен уметь. В медицинском образовании ПЗ формирует у студента умение практического характера, на основе необходимых знаний, т.е. несколько нарушается первичность соотношения знаний – умений;

– диагностичности - описании цели в количественных параметрах выполняемых заданий, позволяющих точно определить степень её достижений.

Этот этап педагогического творчества связан с продумыванием и проектированием предстоящего ПЗ, подбором методических средств, раздаточного материала, тематических больных и т.д.

Воплощение плана занятия (реализация). Цель ПЗ выполняет также и частично-мотивационную функцию и часто стимулирует студентов к изучению данной темы и работе над ней. Главным результатом этого этапа учебной деятельности должно быть формирование логического клинического мышления студентов, отработка умений и практических навыков. Важной частью ПЗ на клинических кафедрах является курация больного, а так же разборы клинических ситуационных задач для отработки знаний перед курацией или при отсутствии тематических больных. Всё это обеспечивает быструю и верную ориентировку в постоянно изменяющихся конкретных педагогических ситуациях, активизирует учебную деятельность студента, стимулирует и синтезирует его познавательную деятельность.

Педагог не может позволить себе выразить своё отношение к студенту: грубостью, презрением, высокомерным тоном.

Необходимо помнить, что излишняя фамильярность не только не украшает педагог, но и снижает коэффициент усвоения студентов. Психологическое общение со студентами - это важная деталь достижения цели ПЗ и успешного его проведения.

Структура ПЗ состоит из 4 классических этапов:

I. Вводный этап (до 15 мин.).

Организационные моменты которого состоят из: переклички, обращения внимания на внешний вид студентов, объяснения студентам цели и мотивации данной темы ПЗ. Студент должен уточнить, что он должен знать, что уметь, где использовать полученные данные.

II. Контроль исходного уровня подготовки студентов.

Этот этап может включать в себя контроль исходных данных, полученных студентом на предыдущих занятиях и курсах по интегрированным дисциплинам, а так же и уровень подготовки студентов к настоящему ПЗ. Могут быть использованы любые формы контроля: устные, письменные, тесты, оценочные листы клинического мышления (ОЛКМ в целом или его фрагменты). Формы контроля может выбрать сам педагог или рекомендованы рабочей программой. Успех зависит от уровня подготовленности группы, творческого подхода педагога к разбору результатов контроля самостоятельной работы студентов и совместной корректировки базисных знаний. Всё это обеспечивает готовность студента к текущей учебно- практической деятельности и восприятию нового материала.

III. Основной этап:

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели и задач ПЗ. Отрабатывается и закрепляется содержание материала. Выбор метода обучения прерогатива кафедры и педагога, основанная на следующих требованиях: согласованность теории с фактами, точность и определенность понятий стандартный подход и системность изучаемого материала. Успех тренировочного этапа обеспечивают интерактивные методы обучения в группах: «мозговой штурм» и многие другие. На клинических кафедрах обязательно включаются: работа у постели больного, клинические разборы, работа с медицинской документацией, ситуационные задачи, деловые игры, алгоритмы, ОЛКМ и др. В первую очередь требуется подготовленность педагога, если эти методы использовать хаотично, без подготовки они обречены на провал и могут отрицательно повлиять на уровень усвоения.

4 уровня усвоения:

1. Репродуктивная деятельность (повторение ранее усвоенного): а) по узнаванию материала с подсказкой извне. б) Самостоятельное воспроизведение изученной информации.

2. Продуктивная деятельность.

3. Умение решать задачи в нетипичных ситуациях на основе ранее полученных знаний. Получение субъективно новой информации, ранее усвоенным способом.

4. Творчество (НИРС) - продуцирует получение объективно новой информации новыми методами.

Уровень усвоения определяется характером кафедры и спецификой темы ПЗ.

На теоретических кафедрах и пропедевтических кафедрах необходимо добиться в основном 2 уровня:

- чёткое и точное воспроизведение хорошо изученного материала

- на факультетских кафедрах - содержание усваивается на 2-ом уровне , и только у одарённых студентов или при изучении тем, связанных с угрозой жизни больного требуется 3-ий уровень

- на госпитальных кафедрах должно быть усвоение на 3-ем уровне, т.е. формируется умение постановки дифференциального диагноза и назначение лечения в нетипичных ситуациях.

Для одарённых студентов и магистров надо добиваться, но не требовать IV - уровня.

IV. Этап проверки качества

Этап сформированной мыслительной и практической деятельности. Заключительный контроль, резюме занятия, использование упрощённых формул запоминания, ответы на вопросы. Ни один вопрос или ошибка студента не должны остаться без обоснованного ответа.

Важным моментом является поощрение активных студентов, вознаграждение за интересную информацию, творческую деятельность отличившихся студентов.

Работая со студентами, важно установить с ними обратную связь в отношении их участия в учебном процессе и качества выполняемых ими заданий. На всех этапах ПЗ обучаемые, как правило, отдают себе отчёт в своих достижениях и в том, на что необходимо затратить дополнительные усилия. Они имеют полное право на обратную связь для подтверждения своей самооценки, коррекции, если это необходимо, и дальнейшего роста.

Преимущества практического занятия:

– Обучение проходит более успешно, если сопровождается практическими действиями.

– Пока один студент выполняет практические задания, другие могут наблюдать и комментировать.

– Преподаватель может непосредственно общаться с меньшим числом участников.

– Предоставляется возможность для конструктивной обратной связи и закрепления материала со стороны преподавателя.

– Успешное применение навыков укрепляет чувство уверенности студента в самом себе.

– Выявляет для студента то, что нуждается в дальнейшем совершенствовании.

– Приближает абстрактное обучение к реальности.

– Помогает связать воедино ключевые моменты учебной программы.

– – Переносит центр внимания на студента.

– Закрепляет пройденный материал.

– Позволяет преподавателю увидеть моменты, требующие повторного рассмотрения.

Советы преподавателю:

1. Заранее подготовьте все основные и вспомогательные материалы

2. Подготовьте конкретные вопросы, задействованные в практическом занятии

3. Внимательно слушайте и наблюдайте за происходящим в аудитории

4. Находитесь рядом с участником, выполняющим практические действия

5. Постарайтесь, чтоб каждый студент смог принять участие в практическом действии

6. Поддерживайте честную, прямую и незамедлительную обратную связь

7. Следите за тем, чтобы обратная связь со стороны других студентов была уважительной, заботливой и конструктивной.

 

                                     МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Понятие метод происходит от греч. Metodos - путь к чему-либо.методами обучения называют упорядоченную деятельность врача и обучаемых, направленную на достижение заданных цели и задач.

Методы обучения имеют объективную и субъективную составляющие. К объективной относят признаки, по которым мы определяем, что данный метод является, во-первых, методом обучения, во-вторых - конкретным методом обучения. К субъективной составляющей относят особенности использования метода личностью педагога, особенностями группы или учащегося, конкретными условиями.

В педагогической литературе, поскольку обучение предполагает два вида деятельности - преподавание и учение, методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. Данное деление позволяет четко фиксировать дидактические приемы, относящиеся к определенному методу, четче определять элементы управления преподавателем и самоуправления студентов, на которые мобильнее можно воздействовать и реагировать.

Приемы - это составляющие элементы, части метода, определяющие действия преподавателя или обучаемого.

Историческое развитие педагогики позволили накопить значительный арсенал педагогического оружия - дидактических методов.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям:

• традиционному - по источнику знаний;

• по типу познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);

• по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.);

• по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) и др.

 Рассмотрим подробнее две первые классификации, в которые включим новые компоненты - активные методы обучения.

Традиционная классификация основанием для выделения методов определяет источник знаний: слово, наглядность, практику. На рисунке 2 схематично представлена данная классификация подробно с включением новых методов обучения, связанных с появлением компьютера и интернета, а также внедрением АМО.

 Слово преподавателя определяет словесные методы обучения - это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др. Они являются ведущими в педагогической деятельности, а искусное владение ораторским мастерством позволяет преподавателю доступно и ярко передавать большой объем информации в сжатые сроки текущего занятия. Однако очень важно использовать их в комплексе с наглядными и практическими МО.

К устному и печатному слову в современное время добавилось электронное. Методы обучения - работу с электронным учебником, электронными публикациями (статьями, книгами), работу с информацией веб­сайтов (текущая информация веб-сайтов) можно определить новыми МО и выделить в отдельный подтип.

Работа с печатным и электронным словом в высшей школе используется в качестве самостоятельной работы студента. Но на современном этапе значительно актуализируется использование сопровождающего раздаточного материала, хэнд-аутов, которые могут быть представлены в виде дидактически обработанного материала, либо в виде современных научных статей, распечатанных презентаций и т.п.

Наглядность как источник знаний определяет методы иллюстраций и демонстраций. Новые возможности компьютерной техники позволяют дополнить методы демонстраций показом видеопрезентаций, мультимедиа демонстрации моделирования процессов, явлений и др

Использование технических средств обучения повышает эффективность процесса обучения. Приведем данные В.П. Пугачева. Эффект, достигаемый с помощью различных технических средств по сравнению с обычным фронтальным занятием (однонаправленная передача систематизированной информации преподавателем студентам), иллюстрирует таблица.

В практические методы обучения, кроме известных - упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые), лабораторная и практическая работа, мы включили дидактические игры, работу с обучающей программой, работу с тренажером. Дидактические игры и работа с тренажером чаще имитируют практическую деятельность обучающегося. Грамотно разработанная обучающая программа соответствует требованиям индивидуальной деятельности обучаемого с прохождением через блоки закрепления материала (упражнений) и контроля.

Если традиционная классификация является наиболее ранней и исторически сложившейся, ее чаще используют педагоги-практики и методисты, то выделение классов у И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина характеризуется деятельностью учащихся - динамикой от малозатратных познавательных усилий учащихся по приобретению новых знаний до поиска, построения и усвоения их с большей самостоятельностью. Другими словами, активной или пассивной учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Большинство педагогов знакомы с традиционными методами обучения и считают их надёжными, удобными и конкретными. Основное внимание в них сосредоточено на предмете изучения. Преподаватель становится раздающим информацию, «заполняющим пустые сосуды». Но «студент - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». (К . Ушинский)

Переход к альтернативным методам обучения с акцентом на студента, известным уже многие годы, позволят активизировать роль студента, не ограничиваться занятиями в аудитории, стимулировать самостоятельную работу и творческую деятельность студентов. В настоящем разделе даётся описание некоторых учебных методов, позволяющих оптимизировать учебный процесс в группе.

                           

                                   ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ  

Форма выражает внутреннюю связь, способ организации взаимодействия элементов и процессов, явлений, как между собой, так и с внешними условиями.

Понятие "форма" происходит от лат.слова Forma - вид, образ, устройство или внешний вид предмета (явления), его очертание или оболочка.

Форма организации обучения - это внешний вид учебно- воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения.

В формах определяется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учителя и учащегося, преподавателя и студента, выражается разная степень их взаимодействия.

Классифицируются формы организации обучения как и методы обучения по различным критериям: определенное количество и состав студентов; дидактические цели и др.

Исторически первой формой обучения была индивидуальная, когда обучаемый общался с преподавателем один на один, и выполнял все задания индивидуально. В настоящее время она используется в высшей школе в виде консультации. После появилась индивидуально-групповая форма обучения, когда преподаватель занимался с несколькими обучающимися разного возраста и уровня подготовки. Преподаватель работал с каждым обучаемым индивидуально и поочередно. С развитием промышленности обществу потребовалось больше подготовленных специалистов - юристов, врачей, поэтому в университетах вводится лекционно-семинарская форма обучения.

С другой стороны, в современных формах организации обучения можно выделить и другие виды: индивидуально-парное, взаимное обучение, бригадное обучение, малые группы.

Современная структура учебного процесса в вузе представляется в виде лекционно-семинарской формой обучения. Учебный план вуза также строится на основе данной формы обучения.  Классификации форм организации обучения:

                                           

                                                      Формы обучения

 

По количеству и составу студентов

Массовая (например, лекция)

Групповая (например, семинарское занятие)

Индивидуальная (например, консультация)

 

По дидактическим целям

Теоретические (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная     работа, консультация, учебная экскурсия);

Практические (лабораторно-практические занятия, практикум);

Комбинированные (педагогическая и производственная практика);

Контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен)

                                 


Характеристика форм обучения

Формы
 
Содержание
Индивидуальные Работает один обучающийся
Индивидуально-парные
Контакт студента и студента, преподавателя и студента
Взаимное обучение Студенты, свободно передвигаясь по аудитории, консультируют друг друга
Дифференцированное Обучение по способностям (осуществляется индивидуальный подход с учетом способностей, склонностей, уровня развития обучающегося)
Бригадное Задание получает бригадир (лидер): 5-6 студентов одной группы, отчитывается бригадир
Малые группы Задание получает группа, состоящая из 5-6 студентов одной группы, применяя творческий подход

 

По дидактическим целям формы обучения в вузе делят на:

теоретические (лекция, семинарское занятие, консультация, учебная экскурсия);

практические (лабораторно-практические занятия, практикум);

комбинированные (педагогическая и производственная практики);

контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...