Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




1. Составьте таблицу отличительных особенностей психологического, психолого-педагогического и педагогического исследования.

2. Сформулируйте и обсудите с научным руководителем проблему исследования, его предмет, цель, гипотезу.

3. Определите, в чем состоит актуальность Вашего исследования и какие теоретические и практические противоречия определяют необходимость его проведения.

4. Подберите на основе работы с библиотечными каталогами примерный список литературы, необходимы для теоретической части работы.

5. Разработайте программу исследования, определите его методы.

6. Определите, какие понятия и категории должны быть Вами уточнены в теоретической части для реализации целей Вашего исследования.

7. Подберите и апробируйте методики исследования, ориентируясь на проблему и гипотезу работы, требования валидности и надежности.

8. Сформулируйтеожидаемые результаты исследования, критерии, по которым можно будет узнать, что исследование достигло результата.

9. Определите, какие математические методы могут быть адекватны для количественной обработки результатов Вашего исследования.

10.  Сформулируйте практическую значимость Вашей работы.

 

Библиографический указатель

1. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического иссле­дования. М.:  Институт психологии РАН, 1994. 163 с.

2. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.

3. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень: Из-во: ЗАО «Легион -Групп», 2005. – 72с.

4. Холина, Л.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс по специальности 031.300.00 – «Социальная педагогика» / Л.И. Холина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 289с.

5. Военная педагогика. Под редакцией О. Ю. Ефремова: Питер; Санкт-Петербург; 2008. -407с.

6. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 10-е изд., доп. – М.: «Ось» - 89, 2008. – 224 с.

7. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.

8. Новиков А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начи­нающего педагога-исследователя. 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Эгвес», 2003. – 104с.

9. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Посо­бие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165с.

10. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследова­ний (В помощь начинающему исследователю). — М.,1986. – 152с.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб,2000. -350с.

12. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. -2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1984. -263с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем учебном пособии рассмотрены только некоторые вопросы методологии современной психологии. За границами пособия остались такие важные вопросы, как состояние проблемы сознания, новые направления в психологии деятельности, психологические исследования проблемы смысла, анализ причин нерешенности вопросов о соотношении биологического и социального, психофизической и психофизиологической, психосоциальной проблем и целого ряда других вопросов.

Однако мы попытались ввести адьюнктов в круг вопросов методологии психологии научного познания, поскольку ее освоение формирует профессиональное психологическое мышление и позволяет видеть свою исследовательскую проблему в контексте истории психологии и в системе всего многообразия явлении, изучаемых психологией.

Знание методологии психологии позволяет формулировать проблему исследования, не упрощая и не редуцируя ее как по форме, так и по содержанию, осуществлять рефлексию в отношении пути и методов исследования, осуществлять выбор концептуального направления, в русле которого осуществляется исследование.

Особенность психологии состоит в сложности, глубине и многогранности ее объекта. Методология учит видеть явления в их полноте и в их уникальности. На этот счет есть хорошая притча.

Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:

— Что вы видите?

Первый ответил: «Черное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила». Мастер поставил всем троим низкую оценку.

Ученики спросили:

— Почему? Мастер сказал:

— Никто из вас не увидел белого листа.

И еще одна притча, которая раскрывает роль методологии:

 "Ты считаешь меня многоученым?" - спросил как-то Конфуций ученика.

"А разве нет?" - ответил тот.

"Нет", - сказал Конфуций, "я лишь связываю все воедино".

Ну и последний совет устами мудреца из притчи:

Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.

И вот собралось множество учеников.

Мудрец сказал им:

— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.

Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.

Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.

Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.

Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

 

 

.

 

 


[1] По Т. Куну, развитие науки представляет собой скачкообразный, революционны процесс   смены научных парадигм. Научная парадигма – это совокупность знаний, методов, образцов решения задач, ценностей, разделяемых научным сообществом

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...