Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логика развития психологического знания. Основные парадигмы современной психологии.




Н.Я БОЛЬШУНОВА, И.А. ФЕДОСЕЕВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

учебное пособие

 

 

Новосибирск 2016

 

УДК

Издается по решению редакционно-издательского совета Новосибирского военного института внутренних войск

имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

Рецензенты

В.В. Собольников, доктор психологических  наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специально психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

А.Д. Лопуха, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России.

 

Большунова Н.Я., Федосеева И.А. Методологические проблемы современной психологии: учебное пособие Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2015

ISBN

 

В учебном пособии представлен ряд проблем методологии современной психологии: понятие методологии, ее уровни, категориальная система психологии, представления о предмете психологии в различных психологических школах. Описаны требования к диссертационному исследованию.  

Учебное пособие предназначено для адьюнктов и призвано помочь в планировании, организации и оформлении диссертационного исследования.

Пособие может представлять интерес для курсантов, офицеров, преподавателей психологических, педагогических и других направлений подготовки, практических психологов, работающих с военнослужащими.

Оглавление

Введение

Глава 1. Специфика психологии как науки

1.1. Логика развития психологического знания. Основные парадигмы современной психологии.

1.2.  Проблема кризиса в современной психологии

1.3. Основные принципы психологии как науки.

1.4. Основные категории психологии

1.5. Миссия психологии

1.6. Задания для самостоятельной работы

Литература

                                   

Глава 2. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области психологии и педагогики

2.1. Построение психолого-педагогического исследования

2.2. Организация эмпирического исследования

2.3. Оформление диссертационного исследования

2.4. Задания для самостоятельной работы

Литература

Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в разработке специального курса и учебного пособия для адьюнктов, посвященного проблемам методологии психологии, возникла в связи с тем, что соответствующий материал для адьюнктов в настоящее время отсутствует, что серьезно затрудняет их подготовку к кандидатскому экзамену и работу над диссертационным исследованием. Следует отметить также, что за последние десятилетия ситуация в психологии, в постановке теоретических и практических задач существенно изменилась. Большая часть литературы, посвященной этой проблеме, относится к 20-му веку, учебная литература по методологии для аспирантов, магистрантов, бакалавров в основном была издана более пяти лет тому назад.

Учебное пособие включает рассмотрение проблем, относящихся к выделяемым в настоящее время четырем уровням методологии науки применительно к психологии: их характеристику, роль философско-мировоззренческих оснований в разработке психологических школ, основные принципы психологии, основные парадигмы современной психологии, проблема кризиса и варианты ее решения, анализ категориального строя психологии.

Пособие включает также вопросы построения научного исследования и методов анализа результатов,

Каждая тема содержит перечень вопросов и задания к самостоятельной работе, включая творческие, выполнение которых поможет в освоении этого сложного аспекта общей психологии.

Пособие может быть использовано в освоении таких дисциплин, как: «Общая психология, психология личности, история психологии», «Психология человека», «Психология и педагогика высшей военной школы» и др.

Первая глава написана Н.Я. Большуновой, вторая - И.А. Федосеевой

Глава1. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Логика развития психологического знания. Основные парадигмы современной психологии.

Как известно, собственно психология как особая наука выделяется из философии, педагогики, медицины, физиологии, этнологии, лингвистики и ряда других научных сфер лишь в девятнадцатом веке, и ее появление связано с именем В. Вундта (1832 - 1920),  который в 1879 г.  основал на собственные средства в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную в последующем в институт экспериментальной психологии. В 1881 г. он создает  первый психологический журнал «Философские исследования» («Philosophische Studien», который с 1905 носит название «Психологические исследования» («Psychologische Studien»).

Ученики Вундта, среди которых были самые выдающиеся в последующем ученые (в том числе и И.П. Павлов), стали основателями и выдающимися представителями различных психологических концепций и школ: в частности, к ним относятся Освальд Кюльпе (Вюрцбургская школа), Стэнли Холл (педагогическая и возрастная психология), Джеймс Кеттел (родоначальник метода тестирования), Эдвард Титченер (структурализм) и др.

В период доминирования умозрительной психологии в своих работах В. Вундт сформулировал идею и   программу построения психологии как особой самостоятельной науки, основанной на эксперименте, подобно другим естественным наукам.

Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, прежде всего об опыте понимания  феноменов сознания («сенсорной мозаики» сознания) с помощью метода интроспекции. Причем, в качестве «простейших элементов» сознания выступали ощущения и чувства,  подобно «элементам», выделяемым классической физиологией того времени.  Именно поэтому он называл свою психологию  «физиологической». Однако Вундт признавал, что естественнонаучный метод (эксперимент) применим лишь для изучения простейших психических процессов, при изучении же  высших форм психической жизни психология выступает как наука о духе, прежде всего духе народа, который нужно исследовать посредством изучения языка, мифов, верований, обрядов, т.е. фактически методами гуманитарных наук.

Вундт полагал, что психология является самостоятельной наукой, психические явления подчиняются своим законам, «психической причинности» и основным предметом психологии является сознание. В рамках своих представлении о комплексах элементов, составляющих сознание, он выделял шесть основных законов психологии: три закона психических отношений (закон равнодействующих, который содержит принцип «творческого синтеза»; законы взаимоотношений и  контрастов) и три закона развития ( духовного роста; гетерогенности; развития одной противоположности в другую).

Таким образом,  уже изначально психология оказывается наукой с особым статусом, она относится и к естественным, и к гуманитарным наукам, и к наукам о Духе, и в то же время находится «между» всеми этими областями научного знания и взаимосвязана с ними.

В современном науковедении  психологии отводится особое место.   Так, философ Б. М. Кедров помещал психологию в центре «треугольника наук». На вершине треугольника находятся естественные науки, в левом углу - общественные науки, в правом - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками помещена математика, между естественными и общественными науками  - технические науки. Психология занимает центральное место, она, с одной стороны, объединяет  все науки, с другой, -  является продуктом всех других наук, и в то же время, является частью их содержания и источником  развития (рис. I), поскольку, в конечном счете, любая наука исследует, так или иначе, отношения между человеком и миром (человек и техника, человек и культура и пр.):  

 

Естественные науки

(физика, биология, химия, математика и т.д.)

Рис. 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову

Проблема места психологии среди других наук занимала умы многих ученых, поскольку такая рефлексия психологии связана с определением ее предмета, метода и, в целом, методологии. Приведем мнения ряда известных психологов относительно места психологии в системе наук:

 Ж. Пиаже: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» выявил отношения психологии с другими научными дисциплинами. Анализируя эти связи в контексте концепции комплексного человекознания он обосновал идею, что психология осуществляет синтез достижений других наук.

Б.Ф. Ломов - известный отечественный психолог, методолог психологии обосновал в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» положение, что психология «является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Он считал, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: социальная психология связывает ее с общественными науками;  психофизика, психофизиология, сравнительная психология и пр. -  с естественными; медицинская психология, патопсихология, нейропсихология и пр. - с медицинскими науками;  психология развития, педагогическая психология и др. — с педагогическими инженерная психология — с техническими. Отношения с другими науками и лежат в основе дифференциации психологии, появления ее новых отраслей, которые находятся на стыке психологии с новыми сферами деятельности человека и науками, их изучающими: психолингвистика, нейропсихология, психология рекламы,   космическая психология, психология бизнеса и пр.

Одна из проблем определения места психологии в системе наук в настоящее время обусловлена появлением новых достаточно необычных научных отраслей, областей знания и сфер человеческой деятельности, в отношение к которым встает и психология. Появилась, например, виртуальная психология, которая изучает взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Здесь человек взаимодействует не с объективной реальностью, как это всегда рассматривалось в психологии (объективная реальность для субъекта  выступала в процессе отражения, воздействия, деятельности и пр.), а с виртуальной, которая может быть сконструированной, множественной и разнородной.

Появляются новые направления психологии, ставящие психологию вновь и вновь перед проблемой определения ее объекта и предмета. Например, одно из самых последних направлений представляет нарративная психология, в основе которой лежит идея, что человек в его психологической реальности есть текст («жизнь есть нарратив»), что человек не существует вне повествования, причем, нет единственного «верного» описания жизни, соответственно историю своей жизни можно переписать. Реальность порождается описаниями субъектов, групп, сообществ. Следовательно, ее можно изменить, работая с описаниями, с нарративами. Соответственно предметом психологии здесь являются нарративы как варианты описания субъектом своей жизни.

Этот пример свидетельствует, что в основе каждого направления психологии, психологической школы лежит та или иная философская концепция, мировоззрение.

Рассмотрим некоторые варианты понимания предмета психологии.

До XVIII века в качестве предмета психологии выступала душа (психика). Считалось, что она является  причиной всех телесных процессов и «душевных движений». (Например, трактат Р. Декарта «Страсти души»). Причем понимание души могло быть как материалистическим, так и идеалистическим.

В XVIII веке в качестве предмета психологии понимаются явления сознания как факты внутреннего опыта  (мысли, чувства, желания, воспоминания и пр.), которые столь же бесспорны, как и  факты внешнего опыта, изучаемые другими науками. Наиболее ярко эта идея была представлена у Д. Локка.

В бихевиоризме (основателем его в начале двадцатого века является американский психолог Дж. Уотсон) предметом психологии становится поведение, которое осуществляется по формуле S – R (стимул – реакция), где психическое является для объяснения поведения несущественным, «эпифеноменом».   Задачей психологии в этом случае становится установление связей между стимулами и реакциями. Зная их, можно управлять поведением человека, объективно исследовать процессы научения (оперантного поведения), образования новых форм поведения, игнорируя как собственно психику, так и ее физиологические механизмы. В 1930-х гг. появляется необихевиоризм  Э. Толмена, Б. Скиннера, в 1960-х гг. А. Бандуры и др. Необихевиористы вводят опосредующие элементы в основную формулу. Так, ответная реакция на стимулы опосредуется мотивами, условиями социальной среды, целью, функционированием организма (S-O-R), когнитивными картами (S-K-R) и т.д.  Развивается бихевиоральная психотерапия, методы обучения и воспитания, он активно применяется в психологии семьи, рекламы, бизнеса и пр. Однако бихевиоральные техники управления поведением человека остаются манипулятивными, что заложено в самом основании этой концепции, где человек понимается как совокупность поведенческих реакций, в конечном счете, обусловленных определенным набором стимулов.

В гештальтпсихологии, возникающей в   1910-1930-х гг. в Германии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др.) в качестве предмета психологии выступает содержание психики: сознание, познавательные процессы, структура и динамика развития личности. Основной идеей этой школы, отличающей ее от предыдущих, становится понимание, что психика (сознание) складывается не из отдельных элементов (ассоциаций, ощущений и пр.) но есть целостность — гештальт, свойства которого больше суммы свойств его частей. Соответственно познание мира, развитие психики, личности и пр. есть процесс изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира, мышление, поведение. Сознание рассматривается ими как некоторое «динамическое целое», «феноменальное поле», в котором взаимосвязаны друг с другом все его части. Гештальт  - целостная образная структура  является единицей сознания.  Благодаря сохранению в качестве предмета психологии психического, а также преодолению раздробленности психического, гештальтпсихология обогатила мировую психологию рядом новых идей, понятий, основанных на экспериментальных исследованиях:  проблемная ситуация, продуктивное мышление, инсайт, сформулированы основные свойства восприятия, понимание мышления как процесса решения мыслительной задачи и пр.  В настоящее время гештальтпсихология развивается, прежде всего, в контексте психотерапии, в основании которой лежит идея работы с целостными образами определенной ситуации.  В то же время гештальтпсихология  и гештальт-терапия игнорируют прошлый опыт, культурные традиции  и активность субъекта  в решении жизненных и интеллектуальных задач,  объясняя его процессом образования «хороших» гештальтов в «здесь и теперь» выстраивающемся «психологическом поле».

Важно отметить, что само понятие поля и его целостности было заимствовано из физики, соответственно, психические гештальты образуются по тем же законам, которые действуют во внешнем поле, они изоморфны физическим и физиологическим,  они могут переструктуироваться в соответствии с переструктуированием внешнего поля, что обусловливает и переструктуирование внутренних гештальтов, превращение их в «хорошие», задачей субъекта является, главным образом, их осознание. При всех достоинствах и достижениях гештальтпсихологии, в ее понимании человека и его психики практически не представлена идея собственно субъектной активности.

С точки зрения З. Фрейда и его последователей предметом психологии является бессознательное, поскольку человеком управляют глубинные побуждения, ускользающие от ясного сознания. Содержанием бессознательного являются врожденные сексуальные инстинкты и влечения - либидо (влечение к жизни, проявление инстинкта самосохранения, продолжения рода) и танатос (мортидо) – влечение к смерти, проявление инстинкта агрессии, разрушения. Симтоматична для понимания сути классического психоанализа фраза З. Фрейда из его основополагающей работы «Я и ОНО»: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей». Таким образом, в классическом психоанализе человек, в конечном счете, оказывается зависим от врожденных биологически понимаемых влечений. В последующем появились различные психоаналитические школы, в которых по разному понималось содержание и происхождение бессознательного (личное бессознательное и врожденное коллективное бессознательное -  архетипы К. Юнга; взаимосвязь чувств общности, неполноценности и стремления к собственной значимости - совершенству А. Адлера, которые имеют  врожденные предпосылки, но формируются в жизненный стиль, позволяющий осуществлять компенсацию в определенных социальных условиях; социальное бессознательное как прижизненное образование Э. Фромма,   которое складывается  при определенных социальных условиях: в процессе воспитания создаются некоторые «фильтры» - язык, нормы, правила, -  не пропускающие в сознание те или иные нежелательные содержания, чувства и пр., они  вытесняются и могут преобразовываться при неблагоприятных условиях в негативные черты характера, переживания, мотивы).

В когнитивной психологии, возникшей в шестидесятые годы двадцатого века как противовес бихевиоральной психологии, по сути, отрицающей значение психики (Дж. Миллер, Дж. Брунер, У. Найссер, Р. Солсо, Дж. Келли и др.),  предметом являются процессы и результаты переработки информации (когнитивные модели). Когнитивная психология рассматривает человека как систему, осуществляющую поиск информации об объектах и событиях окружающего мира, ее хранение и переработку. Как видим, здесь используется так называемая  «компьютерная метафора». На когнитивную психологию значительное влияние оказало появление компьютеров и информационных технологий, большинство когнитивных психологов скрыто или явно исходят из отождествления познавательных процессов человека и операций, происходящих в компьютере. Последним объясняются основные недостатки когнитивной психологии, отмечаемые в последнее время и самими ее представителями: чрезмерное игнорирование эмоциональной, аффективной, мотивационно-потребностной сферы и излишнее рационализирование деятельности человека, его выборов и решений, недооценка субъектной активности. Тем не менее, когнитивная психология внесла значительный вклад в исследование познавательных процессов как естественнонаучное направление в психологии.

Гуманистическая психология  (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и др.) как альтернатива бихевиоризму и психоанализу, редуцирующих личность, психику до суммы реакций или врожденного психобиологического бессознательного,  появляется в шестидесятых годах двадцатого века в США. Гуманистическая психология объединила представителей различных психологических направлений. Общим является предмет психологии и понимание природы человека. Здесь предметом выступает личность в ее уникальности, целостности, саморазвитии. Гуманистическая психология исследует такие феномены жизни человека, как творчество, счастье, любовь, свобода, ответственность,  высшие ценности. Именно смыслы и ценности являются отличительной особенностью человека, обеспечивающими его свободу, его выборы, его ответственность.  Так, B. Франкл исходит из того, что в основе развития личности лежит стремление к смыслу, а его утрата сопровождается «экзистенциальным вакуумом», порождающим различные личностные проблемы и нарушения. По А. Маслоу человеку присуще от природы стремление к самоактуализации, по К. Роджерсу потребность быть полноценно функционирующей личностью.

В основе гуманистической психологии лежат идеи философского экзистенциализма, а также традиции гуманистической   философии и педагогики.

В отечественной психологии, начиная со второй половины девятнадцатого века, появляются свои самобытные направления.  Складывается несколько моделей развития отечественной психологии: естественнонаучная И.М. Сеченова, гуманитарная К.Д. Кавелина и духовно ориентированная, идеалистическая  Ю.Ф.Самарина.  Если И.М. Сеченов исходил из того, что психика определяется ее физиологическими механизмами и может быть понята, включая нравственные ее аспекты, на основе изучения физиологии человека, а   К.Д. Кавелин выделял две детерминанты психического развития, рассматривая  культуру как важнейший источник происхождения нравственности, ценностных ориентаций человека, то Ю.Ф.Самарин развивал мысль о том, что психика полностью идеально детерминирована.  

Историки психологии отводят К.Д. Кавелину роль основателя изучения личности. Так, К.Д.  Кавелин полагал, что душа (психика) представляет собой особую реальность, «перерабатывающий душевный организм», где окружающий материальный мир преобразуется в особый нравственный порядок, при этом душа обладает «внутренней самодеятельностью», благодаря чему осуществляется внешняя активность человека.  Многие идеи Кавелина в дальнейшем в 90-х годах девятнадцатого века развивались русскими религиозными философами и психологами такими как  Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В. В. Зеньковский и др.

На рубеже девятнадцатого – двадцатого веков отечественная психология, опиравшаяся на глубокие идеи своих предшественников, развивается в направлении как естественнонаучного подхода (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.), так и гуманитарного, исходящего из понимания того, что человек, являясь природным существом,   больше его биологии, высшей нервной деятельности и даже собственно психики, формируясь как явление культуры и духа (А. Ф. Лазурский, Г.И. Челпанов, Н.Я. Грот и др.), и, наконец, развивается русская религиозная психология, которая отдает прерогативу идеальному, духовному началу в человеке (Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В. В. Зеньковский, П. Флоренский, И. Ильин и др.). Однако, несмотря на различия в мировоззрении и понимании человека, его психики, личности можно выделить несколько важных общих моментов, которые так или иначе представлены в большинстве подходов отечественных психологов: акцентирование роли активности, субъектности личности, особое внимание нравственному началу в человеке и его развитию в процессе воспитания в определенных социальных и культуральных условиях, исследования роли переживаний в жизни человека, самосознания как основы свободы воли, свободы своего выбора, понимание развития как совершенствования себя в процессе преодоления среды.

В советской психологии, которая легально строилась исключительно на положениях диалектического материализма, основанных на работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, несмотря на запрет ссылаться на исследования дореволюционных психологов (кроме представителей естественнонаучного направления), неявно продолжались традиции русской психологии. Идея активности человека в отношении к окружающему миру (среде) реализовалась в теории деятельности, в деятельностном подходе и принципе единства сознания и деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);  представления о свободе воли, выбора, основанного на нравственном переживании и его осознании  – в положениях о самодетерминации и субъектном подходе  С.Л. Рубинштейна, исследованиях самосознания, его развития  и его роли в саморегуляции; идеи о месте культуры и социума в развитии личности – в теории отношений В.Н. Мясищева и пр. 

Думается, что не случайно возникает также в отечественной психологии культурно-историческая психология Л.С. Выготского,   в которой реализуется идея о роли культуры, языка в развитии психики, истоки которой представлены  в работах А.А. Потебни,К.Д. Кавелина и др.

Преемственность советской психологии со всей  отечественной естественна, поскольку ее основатели осуществляли вхождение в профессию через освоение выдающихся достижений этой психологии, были учениками и последователями представителей русской психологической школы. 

В советской психологии оформляется несколько базовых психологических школ. В качестве предмета психологии в   субъектно-деятельностном подходе выступает психика, которая должна изучаться через ее объективные проявления и ее развитие в деятельности (С.Л. Рубинштейн). В деятельностном подходе предметом психологии является деятельность, поскольку психика порождается и опосредуется деятельностью (А.Н. Леонтьев).

В теории отношении В.Н. Мясищева предметом психологии становятся отношения личности, порождаемые и реализуемые в деятельности. Однако, как считал В.М. Мясищев, сама по себе деятельность может быть нейтральной, если между ее участниками не организованы отношения сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, и сам ход деятельности не актуализируется отношениями, побуждающими к нравственным поступкам. «Изучая деятельность человека, мы не должны забыть о человеке как о личности, а изучая личность, нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности. Исследование деятельности представляет функциональный, или процессуальный, план. Изучение личности представляет собой потенциальный план анализа изучаемого». – пишет В.Н. Мясищев .

В целом в отечественной советской психологии происходит отказ от парадигмы стимульности  и реактивности и переход к парадигме деятельности, ее предметности.  

Таким образом, на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков появляется психология как самостоятельная наука, однако ее предмет остается множественным: каждое направление исходит из разных методологических оснований в понимании мира, человека, отношений человека и мира, и в соответствии с этим пониманием строит свою психологическую концепцию и свой предмет психологии.

В современной науке, в том числе в психологии выделяется четыре уровня в структуре методологического знания(Блауберг, Юдин, 1973 ):

· Уровень философской методологии или философско-мировоззренческий;

· Уровень общенаучных принципов и  форм исследования;

· Уровень конкретно-научной методологии;

· Уровень методики  и техники исследования.

Одной из задач методологиче­ского знания является  осуществление  рефлексивной функции в отношении средств и путей познания в целом и в отношении конкретной науки, что позволяет ученому осуществлять выбор проблемы исследования, его методов и конкретных методик, принципов и парадигмы исследования, осознавать адекватность применения используемых позна­вательных средств.

Понятие «методология» («methodos», т.е. «путь исследования или познания», и «logos» — «слово, мысль, разум, закон») имеет несколько определений. В широком смысле она определяется как  «учение о научном методе познания», в более узком смысле «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» (цит. по: Никандров, 2008 с. 35).

Н.В. Ипполитова дает следующее определение: это «учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания» (Ипполитова, 2009, с. 9).

Еще одно определение: «методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания» (Копнин, Спиркин, 1964, с.420)

Методология может пониматься как учение о методе, который в свою очередь может иметь более широкое определение: «путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний»; и более узкое: метод – это «способ (прием) научного познания или практической деятельности» (Лубовский, 2005, с. 7).

Методология психологии активно развивающаяся отрасль психологической науки. Однако, с точки зрения В.А. Мазилова «интенсивные методологические поиски пока не привели к созданию концепции методологии, которая разделялась бы большинством психологов» (Мазилов, 2013, с. 13). В.А. Мазилов понимает методологию психологии как «совокупность идей, понятий, принципов, схем, моделей, концепций и т.д.», имеющую  кон­крет­но-ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер (Мазилов, 2005, с.7).

С точки зрения Э.Г. Юдина «методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий ученого в процессе решения исследовательских задач» (Юдин, 1978, с. 31).

Необходимость методологических исследований в современной психологии обусловлена не только тем, что она помогает ученому адекватно и соразмерно выстроить все части и аспекты исследования, но помогает понять логику развития психологического знания, проблемы современной психологии, прогнозировать возможные пути ее развития, ее миссию и место в структуре наук.

Так, одной из проблем современной психологии  является наличие кризиса, который  констатируется большинством отечественных психологов. А.В. Юревич выделяет следующие его симптомы:

«- отсутствие единой общеразделяемой  теории;

- разобщенность на психологические "империи", такие как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т. п., каждая из которых живет по своим собственным законам;

- отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;

- некумулятивность знания; объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;

- раскол, или, как о нем говорит Ф.Е. Василюк, «схизис»  между исследовательской и практической психологией – ситуация, когда психологическая практика и психологическая наука живут параллельно жизнью как две субличности диссоциированной личности;

- расчлененность  целостной личности на ведущие какое-то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;

- существование всевозможных "параллелизмов": психофизического, психофизиологического, психосоциального, - которые психология осознает как неразрешимые для нее, говоря словами Т. Куна, "головоломки"» (Юревич, 2001, с. 3 – 4).

Помимо этого он выделяет также такой симптом, который особенно обозначился в последние годы, как «кризис рационалистической психологии» (там же, с. 4), который выступает как следствие общего кризиса рационализма и проявляется в легализации парапсихологических и мистических направлений в психологии, появлении так называемо поп-психологии.

«Позитивистское перенапряжение психологии» проявляется, согласно А.В. Юревичу, не только «в результате неадекватного обобщения опыта естественных наук», но «культа математики, мании исчисления корреляций» и «других позитивистских ритуалов психологии» (там же, с.4 - 6).

Рассматривая отношение гуманитарной и естественнонаучной парадигм в психологии, А.В. Юревич предлагает не столько осуществлять выбор между ними, сколько изжить «комплексы неполноценности»,   и обратиться к «иному способу построения психологического знания», вычленяя его из обыденного знания и оформляя в виде законов и закономерностей. Причем, такое вычленение психологического знания необходимо связано с поиском переходов между разными уровнями детерминации психического: феноменологическим,  физическим, биологическим, социальным.

Различными учеными предлагаются и другие варианты разрешения кризиса в психологии. Например, предлагается рассматривать кризис как перманентный, т.е. естественным образом присущий психологии в силу сложности и многогранности ее предмета и ее мультипарадигмальности. 

Другой вариант предполагает, что кризис в психологии имеет временный характер и, в соответствии с идеей Л.С. Выготского, может быть преодолен созданием единой общепсихологической теории, интеграцией психологического знания (Мироненко, 2008 ), т.е. психология в настоящее время является допарадигмальной наукой, в которой еще не сложилась своя парадигма.

Еще один вариант исходит из того, что психология внепарадигмальная область знаний, соответственно ее состояние нельзя оценивать в терминах кризисов в науке, развиваемых Куном[1].

В настоящее время в психологии представлены естественнонаучная и гуманитарная парадигмы, выделяют также психотехническую парадигму.

Мы уже показывали выше, что в истории психологии представлено  противоречие двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного. Для последнего времени  характерно обострение  «борьбы» этих двух парадигм. На протяжении почти всего двадцатого века в психологии доминировали взгляды на психологию как естественнонаучную область знания, что отражалось в развитии когнитивной и бихевиоральной психологии, интересе исследователей к выявлению закономерностей протекания психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания и т.д.), проблемам психофизиологии и пр. Однако вместе с актуализацией интереса к проблемам личности и феноменологии жизни человека (счастье, любовь, доверие и пр.), психологи все более склоняются к необходимости развития психологии как гуманитарной науки. Современное состояние психологии охарактеризуется  как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки.

Основные причины, противоречащие пониманию психологии как  естественнонаучно области знания, связаны с тем, что:

· Человек является субъектом, автором собственной жизни, он способен самостоятельно принимать решения, делать выбор, способен к «надситуативной активности», к самодетерминации, а, следовательно, его поведение не каузально, его невозможно предсказать на основе тех или иных законов и формул.

· Человеку свойственна рефлексия, осознание своих состояний, мотивов, целей и вытекающая из этого субъективность и способность к саморегуляции.  

· Человек не вещь, он не доступен естественнонаучному пониманию. Он больше своей биологии, физиологии и даже психологии, он есть явление культуры и духа, обращен к смыслам и ценностям; 

· Отсюда вытекает невозможность манипулятивного (стимульного) отношения к человеку без ущерба его личности, психическому здоровью и благополучию. Для нормального развития и саморазвития человеку необходимы диалоговое общение (в контексте понимания диалога М.М. Бахтиным), близость, любовь, поддержка, которые невозможно описать в терминах естественных наук.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...