Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Построение психолого-педагогического исследования
В данном параграфе раскрывается построение психологического исследования, педагогического и психолого-педагогического исследования. Научный аппарат психологического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, основные защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» У. Р. Эшби Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. И от того как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение темы должно быть не многословным, главное – показать суть проблемы, из чего будет видна актуальность темы. Остановимся на понятии «проблема». Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты, выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Это означает, что сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмысление, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Как отмечает Л.И. Холина, правильная постановка проблемы - это залог успеха. Постановке проблемы всегда предшествует проблемная ситуация. Это противоречие между установленными фактами, их теоретическим осмыслением и разными объяснениями, интерпретациями этих фактов, которые не согласуются на данном этапе развития общества и науки. Проблемная ситуация, «пропущенная» через сознание исследователя, становится проблемой, если исследователь видит возможные пути ее решения. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Именно выбор проблемы в большей степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – это показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Отражение проблемы в ее характерных чертах есть тема. Точно сформулированная тема уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, но достаточно часто находятся на их пересечении. В. И. Загвязинский выделяет следующие источники актуальности темы: n Востребованность практики; n Интересы развития науки; n Перспективы общественно-экономического развития. Тема должна в явном или скрытом (имплицитном) виде содержать проблему. Очень важно провести достаточно строго локализацию и конкретизацию темы, четко очертив сферу исследования и его условия, размежеваться с близкими и смежными темами. Этапы работы над темой: 1) обнаружение противоречий и трудностей; 2) определение проблемы и проблематизации темы; 3) отражение предмета и направления преобразований в наименование темы; 4) конкретизация и ограничение (локализация) темы; 5) отграничение от близких и смежных тем; 6) формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования. Надо всегда помнить, что наименование темы должно содержать проблему и вектор, ведущий аспект поиска решения. Приведем некоторые проблемные темы диссертационного исследования. «Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД Росси к решению тактических задач», «Комплексный подход как принцип воспитания военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России», «Особенности мотивации курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии» и др. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объект исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, кадетский корпус и т. д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т. п. Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета ¡ целевой, ¡ содержательный, ¡ операционный (технологический), ¡ личностно-мотивационный, ¡ организационный аспекты. Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изучаемого. Предмет исследования должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезе и проверяется в самом эксперименте. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Как известно, целенаправленность — важнейшая характеристика любой деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, он создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Все эти положения в полной мере относятся и к психолого-педагогическому исследованию. Подлинная исследовательская деятельность возникает лишь тогда, когда действия ученого целенаправленны и внутренне мотивированны. Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Следует различать исследовательские и практические цели. Исследовательские цели могут формулировать следующим образом: выявление факторов развития…, разработка технологий…, создание системы…, разработка теоретических основ и способов управления… и др. Исследовательская цель должна быть сформулирована конкретно, с тем, чтобы можно было фиксировать ее достижение. Приведем некоторые примеры. Тема «Комплексный подход как принцип воспитания военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России». Цель - теоретическое и экспериментальное обоснование комплексного подхода как принципа воспитания военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России. Тема «Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа (на примере политехнического колледжа Республики Алтай)». Цель - теоретическое обоснование и содержательно-технологическое обеспечение модели формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа в поликультурной образовательной среде Республики Алтай. Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невозможно. Возникает необходимость поэтапного планирования к цели, что воплощается в движении задач исследования. Задача – представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Если цель чаще всего одна, то задач выдвигается несколько (4-5 задач), однако их не должно быть много (8-10 задач), поскольку их трудно отслеживать. С позиции В.И. Загвязинского можно выделить три группы задач. 1. историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; 2. теоретико-моделирующая — связанас раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; 3. практически-преобразовательная — связанас разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций. В.В. Давыдов выделяет пять групп задач, связанных с (со) · уточнением, выявлением, углублением, методологическим обоснованием и др. сущности, природы, структуры изучаемого объекта; · анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития; · способами преобразования предмета, опытно-экспериментальной проверки; · выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть прикладным аспектом работы; · прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных категорий. Данные подходы не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают, что логика исследования задает направление выбора задач. Обычно задачи формулируются в следующей форме: · раскрыть значимость …, · выявить факторы…, · проанализировать научно-педагогические подходы…., · выявить теоретические и служебно-практические предпосылки …, · обосновать критерии и показатели … · спроектировать и обосновать модель… и др. Наряду со сказанным важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру. В конечном счете, речь идет о конкретизации цели исследования для определения последовательности решения его частных задач. Если исследователь выявил проблему, сформулировал цель, обозначил задачи, то он высказывает предположение о том, каким путем можно получит желаемый результат. Научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата называется гипотезой исследования. «Гипотеза» происходит от греческого hypothesis — «основание, предположение». По мнению академика В. А. Ядова, гипотеза — это «главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике». Гипотеза выступает формой предвосхищения, предвидения результатов. Гипотеза - это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии. По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Простые по функциональной направленности можно классифицировать как ¡ описательные - кратко резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, ¡ объяснительные - раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. 2.Сложныегипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений. Структура психолого-педагогической гипотезы может бытьтрехсоставной, то есть включать: · утверждение; · предположение; · научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические (психологические) закономерности: во-первых...; во-вторых...; в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых...; во-вторых...; в-третьих... Не все суждения вероятностного или предположительного типа являются научными гипотезами и могут быть экспериментально проверены (доказаны). Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: 1. Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий. 2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем. 3. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения. На стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению. Кратко остановимся на этих критериях. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Для большинства наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. Обычно выделяют научную новизну теоретических (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.) результатов. Например, тема «Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа (на примере политехнического колледжа Республики Алтай)». Научная новизна заключается в том, что - уточнено и дополнено понимание сущности и содержания феномена «культуры межнациональных отношений», … - разработана и обоснована модель формирования культуры межнациональных отношений студентов,… - выявлены социально-педагогические условия…. Например, тема «Организация самостоятельной работы курсантов вузов Внутренних войск МВД России с применением информационных технологий». Научная новизна заключается в том, что - выявлены факторы, негативно влияющие на организацию самостоятельной работы курсантов…. - сформулированы требования к организации самостоятельной работы курсантов,… - разработана модель организации самостоятельной работы курсантов вузов внутренних войск МВД России… - доказана перспективность и целесообразность организации самостоятельной работы курсантов с применением информационных технологий... Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявляться в публикации основных результатов исследования в монографиях, учебниках, научных статьях; в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов. Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявлять себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического, технического или социального развития страны. Критерийтеоретической значимостиопределяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики и психологии. Необходимо выделить положения, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, а затем показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития науки.Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана. Защищаемые положения.У диссертантов часто возникают вопросы о том, какие положения научной работы выносить на защиту, как их правильно сформулировать, сколько таких положений должно быть. На защиту, как правило, выносятся положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы. Они должны представлять собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит «в чистом виде» что-то спорное, неочевидное, то, что нуждается в защите и что поэтому нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями. Такие положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т. п. Таким образом, на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость и которые ранее не были известны науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо логично, лаконично, но в то же время в них уже должны присутствовать элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но для диссертационной работы их может быть не более трех либо пяти (3-5). Особенно важно обратить внимание на связь результатов исследования с такими его компонентами, как цель, задачи, гипотеза и положения, выносимые на защиту. Завершая обзор методологических характеристик компонентов психолого-педагогического исследования, подчеркнем, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема проявляется в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет - один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет - это новое знание, которое намеревается получить исследователь. Он должен найти отражение в гипотезе и научной новизне.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |