Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое (лабораторное) занятие




Общие положения

Практические (лабораторные) занятия – это одна из основных форм организации учебного процесса в вузе, при которой под руководством преподавателя студенты выполняют комплекс учебных заданий по усвоению научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретая навыки и опыт профессиональной деятельности, овладевая современными методами и методиками.

Практические (лабораторные) занятия чаще всего проводятся после лекций, которые являются теоретической основой для их выполнения. Иногда практические (лабораторные) занятия предшествуют лекциям, с тем, чтобы облегчить восприятие теоретического материала. Обязательным условием для проведения практических (лабораторных) занятий перед лекциями наличие описания этого типа работ со ссылкой на теоретически сведения учебников и учебных пособий.

Целью практических (лабораторных) занятий является организация познавательной деятельностью студентов в условиях, которые приближены к будущей реальной профессиональной деятельности.

В задачи практических (лабораторных) входит следующее: закрепление и расширение знаний студентов при решении конкретных задач; развитие познавательных интересов, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; овладение новыми методами и методиками изучаемой дисциплины; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Практические (лабораторные) занятия выполняют три основных функции – познавательную, развивающую и воспитательную.

Среди практических (лабораторных) занятий выделяется три вида:ознакомительные, аналитические, творческие.

Цель ознакомительных занятий – закрепление и конкретизация изученного теоретического материала, полученного из различных источников (лекция, учебник, учебное пособие, монография и др.).

Занятия аналитического вида ставят своей целью получение новой информации на основе формализованных методов.

Цельзанятий творческого вида преследуют получение новой информации путем самостоятельно выбранных подходов для решения поставленных задач.

По форме организациипрактические (лабораторные) занятия могут быть представленыупражнениями, тренингами, решением типовых задач, решением ситуационных задач, моделированием реальных задач, деловыми играми, ролевыми играми, игровым проектированием, выходом в базовые образовательные учреждения со специальным заданием, занятиями-конкурсами и т.д.

 

Структура практического (лабораторного занятия)

Структурными элементами практических (лабораторных) занятий, как и других форм организации учебного процесса, являются вступительная, основная и заключительная части.

Во вступительной части обеспечивается подготовка студентов к выполнению намеченной работы, включающей формулировку темы, цели и задач; рассмотрение данной темы в связи с другими темами дисциплины; изложение теоретических основ работы; характеристику особенностей заданий и объяснению подходов к их выполнению; пробное выполнение аналогичных заданий; проверку готовности студентов к выполнению заданий студентами; указаний по самоконтролю результатов выполнения заданий.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами, сопровождающихся дополнительными разъяснениями по ходу их выполнения, устранением возникающих трудностей, текущим контролем и оценкой работы, ответами на возникающие у студентов вопросы.

В заключительной части занятия подводятся общие итоги, дается оценка работы отдельных студентов и рекомендации по устранению пробелов в системе знаний и умений, собираются отчеты (работы) для проверки преподавателем, определяются задачи к выполнению следующей работы.

Критерии оценки практических и лабораторных занятий

Критерии оценки деятельности преподавателя на занятии определяется по ряду параметров: оценивается содержание, методика проведения, организация, руководство работой студентов, педагогические данные и результативность занятия.

 

Критерии оценки содержания практического (лабораторного) занятия:

1. Соответствие темы и содержания занятия тематическому плану курса, учебной программе;

2. Четкость и ясность цели и задач занятия;

3. Раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

4. Целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличие учебников, учебных пособий и других источников;

5. Точность и достоверность приведенной информации;

6. Отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

7. Профессиональная направленность занятия (обращение к школьным учебникам и учебным пособиям, связь с профилем подготовки студентов);

8. Согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и СРС;

9. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

 

Критерии оценки методики проведения практических (лабораторных) занятий:

1. Дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения;

2. Структурированность содержания занятия; наличие вводной, основной и заключительной части;

3. Аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;

4. Ясность и четкость требований к результатам работы;

5. Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;

6. Демонстрация приемов выполнения заданий;

7. Последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;

8. Использование приемов активизации внимания студентов;

9. Использование приемов закрепления информации в ходе занятий;

10. Использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий работы;

11. Обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

12. Аналогичность и дифференцированность проведения итогов работы в конце занятия;

13. Соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

14. Учет индивидуальных особенностей студентов и их ис пользование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;

15. Рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы.

Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

  1. Соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, тематическому плану курса, учебному расписанию;
  2. Четкость начала занятия (задержка во времени; вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
  3. Четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов);
  4. Посещение занятия студентами;
  5. Подготовка студентов к занятию;
  6. Дисциплина во время занятия;
  7. Рациональное распределение времени на занятии;
  8. Наличие в необходимом количестве описаний (планов) практических (лабораторных) работ;
  9. Наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;
  10. Использование обратной связи со студентами;
  11. Наличие в необходимом количестве требуемых технических наглядных и других средств, комплектов учебных материалов;
  12. Соответствие учебной аудитории (лаборатории), специализированного кабинета требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
  13. Технологичность занятия.

 

Критерии оценки руководства работой студентов в ходе практического (лабораторного) занятия:

  1. Осуществление текущего контроля за выполнением и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;
  2. Оказание помощи студентам в выполнении заданий;
  3. Использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;
  4. Оценка состояния, выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;
  5. Дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, рекомендации по улучшению показателей студентов.

Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

  1. Знание предмета, профессиональная компетентность;
  2. Убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;
  3. Эмоциональность, увлекательность изложения материала;
  4. Умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;
  5. Уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);
  6. Стиль отношения преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
  7. Стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
  8. Органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия;
  9. Внешний вид;
  10. Манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  11. Культура речи, дикция.

Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:

  1. Степень реализации цели и задач;
  2. Степень выполнения заданий;
  3. Степень соответствия результатов работы заданным требованиям;
  4. Степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;
  5. Степень воспитательного воздействия на студентов;
  6. Информационно-познавательная ценность занятия.

Вопросы для анализа (самоанализа)

Тренингового занятия

1. Насколько цели и задачи групповой работы соответствуют возрастным и специфическим (гомо/гетерогенность; специфика личностных особенностей, проблем; количественный состав и пр.), особенностям группы (с учетом количества занятий, отведенное на 1 занятие времени).

2. В какой степени применяемые тренинговые методы (групповая дискуссия, игровые методы – ситуационно-ролевые, творческие, имитационные, психодиагностические, деловые игры; методы, направленные на развитие социальной перцепции, медитативные техники и пр.) работают на общую цель и учитывают качественный состав группы.

3. Анализ групповой динамики (особенности работы в интерактивном режиме, включение сопротивления и психологических защит, качество рефлексии и «обратной связи», деструктивность группы или отдельного ее члена).

4. Анализ деятельности ведущего (особенности установления контакта, основная роль (активный руководитель, аналитик, фасилитатор, комментатор, посредник), стиль руководства (директивный/недирективный), умение видеть группу в целом и отдельных ее членов, умение организовать рефлексию и поддерживать групповую динамику).

5. Определение общей тренинговой парадигмы:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формулируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и обработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а так же развитие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

6. В какой степени результат соответствует цели и задачам.

7. Перспективы работы с группой (с точки зрения ведущего, с точки зрения супервизора).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...