Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерная схема анализа урока.Стр 1 из 6Следующая ⇒
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы организации учебных занятий в средних общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях СУЩНОСТЬ УРОКА В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков: - наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей; - отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения; - достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; - организация соответствующей учебной деятельности учащихся. Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий. Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения. Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми. Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока. Дидактические требования к современному уроку
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
В теории и практике обучения ведущее значение отводится классификации по основной дидактической цели. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: P урок ознакомления с новым материалом; P урок закрепления изученного; P урок применения знаний и умений; P урок обобщения и систематизации знаний; P урок проверки и коррекции знаний и умений; P комбинированный урок. Уроки могут проводиться в различных формах, например урок-лекция, урок-дискуссия, урок-ролевая игра, урок-КВН, урок-деловая игра и т.п.
Краткая характеристика основных типов уроков по дидактической цели. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Структура урока: - Проверка домашнего задания - Подготовка учащихся к усвоению - Изучение нового материала - Первичная проверка усвоения знаний - Первичное закрепление знаний - Контроль и самопроверка знаний - Подведение итогов урока - Информация о домашнем задании 2. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Структура урока: - Актуализация опорных знаний и их коррекция. - Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? - Пробное применение знаний - Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. - Упражнения с переносом знаний в новые условия. 3. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. - Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. - Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. - Усвоение образца комплексного применения ЗУН. - Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. - Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол. - Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы. - Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. - Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) - Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Вид учебных знаний:контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Структура урока: - Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел. - Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. - Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
Комбинированный урок Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока: 1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. изложение нового материала; 5. первичное закрепление изученного материала; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Наряду с традиционным, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру: 1. проверка выполнения домашнего задания; 2. проверка ранее усвоенных знаний; 3. сообщение темы, цели и задач урока; 4. изложение нового материала; 5. восприятие и осознание учащимися нового материала; 6. осмысление, обобщение и систематизация знаний; 7. постановка домашнего задания. Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает: - мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока; - входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее); - работу с новым материалом; - закрепление изученного материала; - завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке); - рефлексию. Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий: 1) квалифицированного, творчески работающего учителя; 2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией; 3) необходимых средств обучения; 4) доверительных отношений между учащимися и учителем основанных на взаимном уважении. В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия: 1) уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям; 2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда; 3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса; 4) применение активных форм и методов обучения. Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: - воспитывающего и развивающего обучения; - научности; - связи теории с практикой, обучения с жизнью; - наглядности; - доступности; - систематичности и последовательности; - самостоятельности и активности учащихся в обучении; - сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; - целенаправленности и мотивации обучения; - индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует: P определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие; P уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; P определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей; P выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами; P определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения; P стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу. Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается: 1) в подборе информационного материала для использования на занятии; Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: 1) психические явления; Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний. В качестве источников при подготовке к урокам используются те учебные пособия, научные и научно-популярные книги, которые перечислены в программе. Помимо этого могут использоваться также статьи в научных и научно-популярных журналах (которые обычно в программе не указываются). За основу при подготовке к урокам психологии в школе могут быть взяты изданные у нас в стране учебники и учебные пособия для школ, для начальной школы — учебное пособие под редакцией И. В. Дубровиной (1998). Кроме того, в качестве учебных пособий могут использоваться также и учебные пособия для младших курсов вузов. Порой учителя затрудняются в выборе одного учебного пособия, которое с их точки зрения было бы наиболее подходящим для учащихся. Поэтому при подготовке к урокам возможно комбинирование материалов из разных книг. Перечисленные выше пособия обладают тем безусловным достоинством, что они в систематизированном виде излагают психологические знания. Однако полнота и доступность изложения отдельных вопросов в них неодинакова. Поэтому многие учителя используют их выборочно. Помимо учебных пособий при подготовке к урокам можно использовать научно-популярные книги и статьи в научно-популярных журналах и газетах. Они написаны доступным языком и сопровождаются примерами. Поэтому их удобно использовать при подготовке к урокам. Интересные и полезные материалы по психологии время от времени печатаются в таких журналах, как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Здоровье»; рубрика «Психолог у доски» есть в газете «Школьный психолог». Научно-популярных изданий по психологии выпускается очень много. Наиболее полезными могут быть книги и статьи по психологии для детей и молодежи, поскольку они уже адаптированы для соответствующей возрастной категории. Научные издания и статьи в научных журналах представляют описание научных исследований, предназначенное, как правило, для специалистов. В них можно найти последние научные данные, однако учителю при подготовке к урокам необходимо изложить данный материал в дидактически доступной форме для учащихся соответствующей ступени обучения. Наиболее известные научные журналы по психологии в нашей стране: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета Серия 14, Психология». В последние годы стали выходить журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Детский практический психолог», «Журнал практического психолога». В них время от времени публикуются статьи, полезные и интересные не только для профессиональных психологов, но и для учителей. В результате такой подготовительной работы разрабатывается конспект проведения урока, представляющий собой сжатое, связное изложение содержания учебного материала, которому обучает учащихся учитель, и видов деятельности, которые при этом используются. Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя: 1) формулировку темы; Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении. Организация учебной деятельности учащихся на уроке: В педагогической литературе и школьной практике существуют три основные формы учебной деятельности: фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; При организации и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением. Длительное время поддерживать высокий уровень внимания — трудная задача для большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности. Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга). Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок. Основной акцент при изучении психологии целесообразно сделать на классных занятиях. В заключение отметим, что в литературе по психологии понятие «урок» порой обозначает разные виды занятий: как предметно-ориентированные, так и личностно-ориентированные. В данном разделе мы рассмотрели преимущественно организацию уроков психологии предметно-ориентированного типа. Уроки личностно-ориентированного типа по содержанию деятельности и методике проведения представляют собой скорее занятия внеклассного характера. Методические аспекты их планирования и организации сходны с психологическими тренингами. 1. Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб., 2005.-
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения. 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока: - готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.; - подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.; - подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. 4. Организационная структура урока: - мобилизующее начало урока; - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; - насыщенность урока, темп его проведения и т.д. 5. Анализ содержания учебного материала урока: - обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке; - соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; - соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку: - цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели; - обоснование выбора методов обучения; - пути реализации дидактических принципов в обучении; - индивидуализация и дифференциация в обучении; - взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. 7. Деятельность учителя: - научность и доступность изложения новых знаний; - использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки; - организация закрепления учебного материала; - организация самостоятельной работы учащихся; - проверка и оценка знаний и умений учащихся; - вопросы учителя и требования к ответам учащихся; - отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; - задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; - пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся; - эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; - контакт учителя с классом и т.д. 8. Деятельность учащихся: - подготовка рабочего места; - поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; - интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; - состояние их устной и письменной речи; - знание учащимися теории, умение применять полученные знания; - отношение учащихся к учителю; - степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д. 9. Выводы: - выполнение плана урока; - достижение целей урока; - особенно интересное и поучительное на уроке; - что произвело на уроке наибольшее впечатление; - какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему; - оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при наблюдении, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? 12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.
Примерная схема анализа урока. I. Целеполагание 1. В чем заключаются цели урока? Каковы они с точки зрения встроенности в логику изучения других тем? 2. Какова по замыслу структура урока? Можно ли сказать, что она логически соответствует его целям? Как определяется состав знаний, умственных действий, способов мышления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит работать с учащимися? 3. Как предполагается учитывать наличный уровень подготовленности учащихся? 4. Есть ли в составе целей урока замыслы, относящиеся саморазвитию, к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 403. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |