Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
V. Профессиональная рефлексия
Мнение педагога о собственном уроке, его самоанализ дают ценнейшую информацию о его творческих возможностях, профессиональной и общей самооценке, о его характере. Ведь речь идет о рефлексии, об «исследовательском акте, направленном человеком на себя». Особое значение тут можно придать следующим позициям: 1. Насколько развернутым, обстоятельным окажется этот самоанализ? 2. Считает ли учитель, что цели урока достигнуты, что урок прошел в соответствии с его замыслами? Если это так, то с чем он это связывает: с активностью школьников, собственным мастерством, обстоятельствами или еще с какими-нибудь факторами? 3. Если урок в чем-то не удался, то чем педагог это объясняет, открыт ли он в анализе собственных просчетов? Формы организации учебных занятий в вузе и критерии их оценки
Лекция
Лекция в вузе – один из методов обучения, одна из основных форм организации учебного процесса в вузе, представляющая собой устное, монологическое, систематически последовательное изложение лектором учебного материала. Лекции предшествуют всем другим видам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал. Цель лекции заключается в организации целенаправленной познавательной деятельности студента по овладению им программным учебным материалом. Задачи лекции видятся в следующем: в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса. Функции лекции – информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная – реализуются в изложении системы знаний, в формировании познавательного интереса к содержательной стороне учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста-учителя, в обеспечении основ для дальнейшего усвоения учебного материала, в формировании сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебным дисциплинам. Виды лекцийразличаются по целевому назначению, форме обучения и форме организации. По целевому назначению лекция может быть вводной (вступительной), составляющей общий и систематический курс (вступительной (вводной), основной, заключительной), обзорной и специального курса. По форме обучения лекция может быть установочной, эпизодической (разовой), обзорной. По форме организации лекции бывают проблемными, информационными, лекцией-визуализацией, лекцией-вдвоем, лекцией с заранее запланированными ошибками, лекцией пресс-конференцией, лекцией-дискуссией, лекцией-беседой, лекцией с применением обратной связи, лекцией с опорным конспектированием, носить другие нетрадиционные формы.
Структура лекции Структурными элементами лекции являются вступление, основная часть и заключение. Вступление – это та часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить студентов на восприятие нового учебного материала. Во вступлении формулируется тема лекции, характеризуется ее значимость, новизна и степень значимости в будущей профессиональной деятельности, определяется ее цель. Обязательными элементами вступления являются: изложение плана лекции и характеристика рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы; ретроспекция к вопросам, рассмотренным на предшествующем занятии, связь их с новым материалом с одной стороны, и его место, значение в данной дисциплине – с другой, а также в системе других наук. Основная частьпредставляет собой изложение содержания учебного материала в строгом соответствии с предложенным планом, содержит анализ и оценку раскрывающего тему концептуального и фактического материала, способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений, что определяется видом лекции. Заключение– это подведение общих итогов и выводов по вновь изложенному материалу, ответы на вопросы студентов, постановка задач к следующей лекции. Критерии оценки лекции Анализ качества лекции строится из оценки содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции. Критерии оценки содержания лекции:
Критерии оценки методики чтения лекции:
Критерии оценки организации лекции:
Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
Критерии оценки результативности лекции:
Семинарское занятие Общие положения Семинарское занятие – это форма организации учебного процесса, которая представляет собой коллективное обсуждение теоретических вопросов студентами под руководством преподавателя. Семинарское занятие тесно связано с другими формами организации учебного процесса. Особая роль при подготовке к семинарскому занятию отводится самостоятельной подготовке студентов. На семинарское занятие выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество подготовки будущего учителя. Особенность семинарского занятия заключается в его демократичности, то есть в возможности каждого студента высказаться по тому или иному вопросу, принять в обсуждении каждого из вопросов, выносимых на занятие. Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления, творческой инициативы и активности студента. Задачи семинарского занятия заключаются в закреплении, углублении и расширении знаний студентов по выдвинутой теме, в формировании умения постановки и решения поставленных проблем, в совершенствовании способностей по аргументации студентами своей точки зрения, доказательству и опровержению других, в умении студентов самостоятельно работать со специальной литературой. Наряду с функциями, характерными для лекции, в семинарском занятии на первое место выдвигается контрольная функция, поскольку она предполагает выявление тех знаний, умений и навыков, которые сформировались у обучаемого и на лекции, и в процессе самостоятельной подготовки. Средивидов семинарских занятийв практике вузовского преподавания принято выделять три вида: просеминар, собственно семинарское занятие и специальный семинар. Просеминар – занятие, имеющее целью ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студентов в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя. Собственно семинар – это семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем. Специальный семинар – семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области. По формесеминарские занятия могут собой представлять развернутую беседу на основании плана, устный опрос студентов по вопросам плана, прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов, обсуждение письменных рефератов заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой, семинар-конференцию, семинар пресс-конференцию, семинар-диспут; семинар-дискуссию, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-коллоквиум, семинар на производстве, семинар-деловую игру, семинар-решение задач на самостоятельность мышления, семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя, смешанную форму, с элементами различных форм проведения. Структура семинарского занятия К структурным элементам семинарского занятия относятся вступительная, основная и заключительная части. Во вступительной части преподаватель кратко характеризует место занятия в изучаемом курсе, ставит цель и задачи, что организует и активизирует внимание студентов. В основной части выступают студенты с сообщениями по выдвинутым вопросам и обсуждают их. В заключительном слове преподавателя дается общая оценка работы студентов на занятии, содержатся выводы и определяются задачи на следующее занятие. Критерии оценки качества семинарского занятия Критерии оценки семинарского занятия определяются, исходя из содержания, методики проведения, организации, руководства работой студентов, педагогических данных преподавателя и результативности занятия. Критерии оценки содержания семинарского занятия:
Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
Критерии оценки организации семинарского занятия:
Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:
Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
4. Характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, степень обобщения материала и т.п.); |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |