Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

V. Профессиональная рефлексия




Мнение педагога о собственном уроке, его самоанализ дают ценнейшую информацию о его творческих возможностях, профессиональной и общей самооценке, о его характере. Ведь речь идет о рефлексии, об «исследовательском акте, направленном человеком на себя». Особое значение тут можно придать следующим позициям:

1. Насколько развернутым, обстоятельным окажется этот самоанализ?

2. Считает ли учитель, что цели урока достигнуты, что урок прошел в соответствии с его замыслами? Если это так, то с чем он это связывает: с активностью школьников, собственным мастерством, обстоятельствами или еще с какими-нибудь факторами?

3. Если урок в чем-то не удался, то чем педагог это объясняет, открыт ли он в анализе собственных просчетов?

Формы организации учебных занятий в вузе и критерии их оценки

 

Лекция

 

Лекция в вузе – один из методов обучения, одна из основных форм организации учебного процесса в вузе, представляющая собой устное, монологическое, систематически последовательное изложение лектором учебного материала. Лекции предшествуют всем другим видам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал.

Цель лекции заключается в организации целенаправленной познавательной деятельности студента по овладению им программным учебным материалом.

Задачи лекции видятся в следующем: в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.

Функции лекции – информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная – реализуются в изложении системы знаний, в формировании познавательного интереса к содержательной стороне учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста-учителя, в обеспечении основ для дальнейшего усвоения учебного материала, в формировании сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебным дисциплинам.

Виды лекцийразличаются по целевому назначению, форме обучения и форме организации.

По целевому назначению лекция может быть вводной (вступительной), составляющей общий и систематический курс (вступительной (вводной), основной, заключительной), обзорной и специального курса.

По форме обучения лекция может быть установочной, эпизодической (разовой), обзорной.

По форме организации лекции бывают проблемными, информационными, лекцией-визуализацией, лекцией-вдвоем, лекцией с заранее запланированными ошибками, лекцией пресс-конференцией, лекцией-дискуссией, лекцией-беседой, лекцией с применением обратной связи, лекцией с опорным конспектированием, носить другие нетрадиционные формы.

 

Структура лекции

Структурными элементами лекции являются вступление, основная часть и заключение.

Вступление – это та часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить студентов на восприятие нового учебного материала.

Во вступлении формулируется тема лекции, характеризуется ее значимость, новизна и степень значимости в будущей профессиональной деятельности, определяется ее цель. Обязательными элементами вступления являются: изложение плана лекции и характеристика рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы; ретроспекция к вопросам, рассмотренным на предшествующем занятии, связь их с новым материалом с одной стороны, и его место, значение в данной дисциплине – с другой, а также в системе других наук.

Основная частьпредставляет собой изложение содержания учебного материала в строгом соответствии с предложенным планом, содержит анализ и оценку раскрывающего тему концептуального и фактического материала, способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений, что определяется видом лекции.

Заключение– это подведение общих итогов и выводов по вновь изложенному материалу, ответы на вопросы студентов, постановка задач к следующей лекции.

Критерии оценки лекции

Анализ качества лекции строится из оценки содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

Критерии оценки содержания лекции:

  1. Соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
  2. Научность, соответствие современному уровню развития науки;
  3. Точность используемой научной терминологии;
  4. Информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
  5. Реализация принципа органической связи теории с практикой; раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
  6. Реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
  7. Связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
  8. Соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; даётся задание самостоятельно прорабатывать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).

Критерии оценки методики чтения лекции:

  1. Дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материалов;
  2. Структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной частей лекции;
  3. Акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
  4. Рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);
  5. Логичность, доказательность и аргументированность изложения;
  6. Ясность и доступность материалов с учётом подготовленности обучаемых;
  7. Соответствие темпов изложения, возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
  8. Использование методов активизации мышления студентов;
  9. Использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку внимания, усвоение и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
  10. Использование записей на доске, наглядных пособий;
  11. Использование раздаточного материала на лекции;
  12. Использование ТСО.

Критерии оценки организации лекции:

  1. Соответствие лекции учебному расписанию;
  2. Четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
  3. Посещаемость лекции студентами;
  4. Дисциплина на лекции;
  5. Рациональное распределение времени на лекции;
  6. Соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования ТСО, оформленные и т.п.);
  7. Наличие необходимых средств наглядности и ТС.

 

Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  1. Осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;
  2. Оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычеркивания схем и т.п.);
  3. Просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
  4. Использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
  5. Разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
  6. Согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  1. Знание предмета;
  2. Убежденность;
  3. Эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
  4. Степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
  5. Культура речи;
  6. Речевые данные, дикция;
  7. Внешний вид;
  8. Манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  9. Контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
  10. Отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
  11. Отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

 

Критерии оценки результативности лекции:

  1. Степень реализации плана лекции (полная, частичная);
  2. Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
  3. Информационно-познавательная ценность лекции;
  4. Воспитательное воздействие лекции.

 

Семинарское занятие

Общие положения

Семинарское занятие – это форма организации учебного процесса, которая представляет собой коллективное обсуждение теоретических вопросов студентами под руководством преподавателя.

Семинарское занятие тесно связано с другими формами организации учебного процесса. Особая роль при подготовке к семинарскому занятию отводится самостоятельной подготовке студентов. На семинарское занятие выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество подготовки будущего учителя.

Особенность семинарского занятия заключается в его демократичности, то есть в возможности каждого студента высказаться по тому или иному вопросу, принять в обсуждении каждого из вопросов, выносимых на занятие.

Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления, творческой инициативы и активности студента.

Задачи семинарского занятия заключаются в закреплении, углублении и расширении знаний студентов по выдвинутой теме, в формировании умения постановки и решения поставленных проблем, в совершенствовании способностей по аргументации студентами своей точки зрения, доказательству и опровержению других, в умении студентов самостоятельно работать со специальной литературой.

Наряду с функциями, характерными для лекции, в семинарском занятии на первое место выдвигается контрольная функция, поскольку она предполагает выявление тех знаний, умений и навыков, которые сформировались у обучаемого и на лекции, и в процессе самостоятельной подготовки.

Средивидов семинарских занятийв практике вузовского преподавания принято выделять три вида: просеминар, собственно семинарское занятие и специальный семинар.

Просеминар – занятие, имеющее целью ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студентов в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар – это семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Специальный семинар – семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

По формесеминарские занятия могут собой представлять развернутую беседу на основании плана, устный опрос студентов по вопросам плана, прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов, обсуждение письменных рефератов заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой, семинар-конференцию, семинар пресс-конференцию, семинар-диспут; семинар-дискуссию, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-коллоквиум, семинар на производстве, семинар-деловую игру, семинар-решение задач на самостоятельность мышления, семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя, смешанную форму, с элементами различных форм проведения.

Структура семинарского занятия

К структурным элементам семинарского занятия относятся вступительная, основная и заключительная части.

Во вступительной части преподаватель кратко характеризует место занятия в изучаемом курсе, ставит цель и задачи, что организует и активизирует внимание студентов.

В основной части выступают студенты с сообщениями по выдвинутым вопросам и обсуждают их.

В заключительном слове преподавателя дается общая оценка работы студентов на занятии, содержатся выводы и определяются задачи на следующее занятие.

Критерии оценки качества семинарского занятия

Критерии оценки семинарского занятия определяются, исходя из содержания, методики проведения, организации, руководства работой студентов, педагогических данных преподавателя и результативности занятия.

Критерии оценки содержания семинарского занятия:

  1. Соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
  2. Качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);
  3. Отчетливость постановки цели семинарского занятия;
  4. Обсуждение дискуссионных вопросов;
  5. Рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиции современных достижений науки;
  6. Раскрытие органического единства теории и практики;
  7. Профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
  8. Соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);
  9. Реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

 

Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  1. Дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
  2. Логическая последовательность построения семинара;
  3. Использования методов активизации мышления студентов;
  4. Использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;
  5. Использование ТСО и наглядных пособий.

Критерии оценки организации семинарского занятия:

  1. Соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
  2. Соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
  3. Наличие плана семинарского занятия;
  4. Четкость начала семинарского занятия (задержка во времени; вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
  5. Четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
  6. Посещение семинара студентами;
  7. Дисциплина на семинарском занятии;
  8. Подготовка студентов к занятию;
  9. Рациональность распределения времени на занятии;
  10. Наличие необходимого количества планов занятия и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
  11. Соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, соответствующим нормам (достаточная вместимость, возможность использования ТС, оформление и т.п.);
  12. Наличие необходимых средств наглядности и ТС.

 

Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:

  1. Осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
  2. Мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
  3. Побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу занятия;
  4. Микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
  5. Подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
  6. Согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и СРС;
  7. Управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других и т.п.);
  8. Постановка задания к следующему занятию.

Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

  1. Знание предмета;
  2. Убежденность;
  3. Стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

4. Характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, степень обобщения материала и т.п.);










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...