Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зеркально отражение или зеркало.




Зеркало по смыслу близко к обмену ролями. Зеркало позволяет протагонисту

понять, как его воспринимают другие. Когда режиссер чувствует, что пора применить

именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторонку и понаблюдать за тем,

как его изображает вспомогательное «Я». Часто протагонисты бывают весьма удивлены

тем, какое впечатление они производят. Зеркало помогает им взглянуть со стороны на

свои действия, а также обрести новый взгляд на собственное поведение — иными

словами, достичь того, что в психодраме именуется инсайтом.

Зеркало выбирается как самый подходящий метод работы в тех группах

психодрамы, где основное внимание уделяется выработке умения вести себя в

соответствии с ситуацией. Так, некоторые группы ориентированы на развитие

практических навыков, необходимых при назначении свиданий, для достижения своих

целей в процессе общения, при поиске работы. Зеркало создает визуальную и вербальную

обратную связь между протагонистом и его вспомогательными «Я», которые могут

утрированно изображать скверные привычки протагониста и показывать ему некоторые

возможные альтернативы его манере поведения.

Глава 4.2. Группы встреч как разновидность групповой психологической работы

4.2.1. История и развитие групп встреч

Лидерами движения групп встреч Карл Роджерс и Вильям Шютц. Первое

употребление термина «встреча» (encounter) в психотерапевтическом контексте

приписывается Якобу Морено, основателю психодрамы. Современное определение

«встречи» дано Вильямом Шютцем: «Встреча — это способ установления отношений

между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве

ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и

сосредоточенности на "здесь и теперь"». Это определение мы и будем иметь в виду

применительно к тем типам групп встреч, которые рассматриваются в данной главе.

Предложенное Шютцем определение группы встреч включает несколько

элементов, связанных с такими понятиями, как открытость и честность, осознание самого

себя и своего физического «Я», ответственность перед собой, внимание к чувствам и

принцип «здесь и теперь».

Одним из основоположников групп-встреч является К. Роджерс, который в 40-50-х

годах разработал основные принципы гуманистического направления в психологии. Это

направление рассматривает человека, как имеющего изначально ________________мощный позитивный

потенциал для роста, развития, самосовершенствования и творчества. Данный подход

основан на вере в конструктивное начало человеческой природы.

Принципы гуманистической психологи и клиент-центрированной терапии были

положены в основу групп встреч. Их основная идея — вера в возможность

индивидуального развития в группе, когда все члены группы выражают собственные

чувства и принимают к сведению чувства других.

О группах встреч Роджерс отзывается как об одном из величайших социальных

изобретений 60-х годов. Размышляя о неизбежной рационализации современной

культуры, которая ведет к отчуждению людей друг от друга и от самих себя, Роджерс

предсказывал, что «появятся возможности для установления такой близости между

людьми, которая будет не искусственной, а подлинной и глубокой и при этом

соответствующей современной мобильной жизни». Одним из средств для осуществления

таких перемен Роджерс считал движение групп встреч. Вкладом Роджерса в это движение

стала концепция «основной встречи».

Понятие «основной встречи» предусматривает веру в возможность

индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают

собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В группах встреч

внимание участников фокусируется на достижении высокого уровня аутентичности и

открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и

поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к

обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами. Сам Роджерс сводит к минимуму

применение в группе специальных приемов и упражнений и в своей работе ориентируется

прежде всего на безусловное положительное принятие каждого участника.

Концепция «основной встречи» полностью соответствует клиент-центрированной

терапии в индивидуальном консультировании, когда консультант внимательно и

сочувственно выслушивает клиента, но не навязывает ему своих суждений. Кроме того,

консультант поощряет клиента к реализации собственного потенциала развития, что

должно дать клиенту возможность самому сделать продуктивные выводы.

В группах встреч основное внимание участников концентрируется на достижении

высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. Все

процессы происходят на фоне атмосферы безопасности и доверительности, которую

старается создать ведущий, чтобы побудить участников к обмену своими истинными

мыслями и чувствами.

4.2.2. Основные понятия групп встреч

Предложенное Шютцем определение группы встреч включает несколько

элементов, связанных с такими понятиями, как открытость и честность, осознание самого

себя и своего физического «Я», ответственность перед собой, внимание к чувствам и

принцип «здесь и теперь». Остановимся на характеристике каждого понятия.

Самораскрытие — раскрытие членами группы своих мыслей и чувств, особенно

тех, которые касаются других участников группы или событий, происходящих в группе

времени.

Понятия открытости и честности тесно связаны с установкой групп встреч на

самораскрытие. Руководители призывают участников к самораскрытию как к способу

достижения близких взаимоотношений. Они побуждают членов группы к раскрытию

своих чувств и мыслей, особенно тех, которые касаются других участников или событий,

происходящих в группе в данный момент времени — в противовес воспоминаниям,

которые не относятся к текущим событиям в группе. Например, вполне уместно

признаться в том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата,

который запугивал и унижал вас. Но не следует вспоминать о том же старшем брате

безотносительно к текущей ситуации.

Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств,

потребностей, сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. В

то же время Сидней Джурард утверждал, что самораскрытие есть признак сильной и

здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное «Я» от других людей, мы тем самым

создаем фальшивый образ себя. Через сокрытие своих мыслей и чувств мы можем

представлять другим некий совершенный образ себя, но это затрудняет установление

значимых взаимоотношений. Без сомнения не следует раскрывать себя перед всеми

подряд. Но в группах встреч участники начинают осознавать, что их привычная

замкнутость и отчужденность превосходит меру необходимого. Самораскрытие в группе

является естественным процессом и результатом развития взаимоотношений, когда

стороны делятся проблемами взаимно и признания соответствуют текущему моменту.

Главные характеристики самораскрытия — подлинность и аутентичность.

Разумеется, на риск быть «подлинным» и аутентичным можно пойти только в

обстановке, которая внушает доверие. По Роджерсу, актуальные чувства в отношениях

между членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через

последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры,

сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный

момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью

проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно

значимым темам. Для того чтобы члены группы смогли приступить к исследованию, в

сущности, неведомых им чувств — тех, которые прежде отрицались или оставались

неосознанными, — у них должно появиться ощущение безусловного положительного

принятия со стороны других членов группы.

Самоосознание.

Вторым элементом определения встречи является самоосознание. Это — осознание

участниками группы своих подлинных мыслей и чувств, которое ведет к углубленному

ощущению своего «Я».

Самоосознание участников группы растет по мере того, как они начинают узнавать

свои сильные и слабые стороны. К членам группы приходит понимание тех паттернов их

поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также того, как они сами

влияют на других и как, в свою очередь, подвергаются чужому влиянию. Например, в

группе можно исследовать неадекватные стили поведения при общении с лицами

противоположного пола. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего «Я», к

развитию способности меняться в желаемом направлении.

Один из способов, посредством которого группы встреч способствуют достижению

высокого уровня самоосознания, является конфронтация. Конфронтация побуждает

индивида к рефлексии, к размышлениям о своем поведении, к его анализу и пересмотру.

Обычно конфронтация высвечивает противоречия между тем, как члены группы

воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. В идеале

конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить протест или дать выход

враждебным чувствам. Конфронтация с кем-либо уместна только при намерении принять

в этом человеке больше участия. Конфронтация между членами группы должна быть

выражением их заинтересованности друг в друге. Конфронтация призвана помогать

каждому из участников в исследовании собственного поведения. При правильном

применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а

не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать конфронтацию

эффективной, надо иметь четкое представление о нуждах объекта конфронтации и

степени его ранимости.

Еще один аспект самоосознания — это осознание собственного тела. Многие

руководители групп встреч стремятся к достижению равновесия между использованием

словесных и физических упражнений. Осознание своего физического (телесного) «Я» и

работа с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, согласно которой

эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах (язык тела) задолго до

того, как приобретается умение выражать их словами. Акцент на важности осознания

физического «Я» связан с его разочарованием в способности традиционных

«разговорных» форм психотерапии создать основу для долговременных изменений

личности.

Ответственность.

Третьим элементом определения встречи является ответственность. Психотерапия

гуманистического направления характеризуется уважением к клиентам, отношением к

ним как к личностям, которые способны измениться и в состоянии активно участвовать в

процессе изменения. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое

поведение в группе и в реальной жизни. Основополагающее правило работы групп встреч

заключается в том, что участники несут полную ответственность за демонстрируемое ими

поведение. Группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к

реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. По

мнению Роджерса и Шютца, аномальное и ограничительное поведение само по себе

является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь.

Внимание к чувствам.

Центральное место среди задач любой группы встреч занимает обогащение

представлений участников об эмоциональном потенциале человека. Внимание к чувствам

— это научиться отдавать себе отчет в своих чувствах и ощущениях.

Прежде чем начать действовать с полной ответственностью, необходимо научиться

отдавать себе отчет в своих чувствах. Внимательное отношение к чувствам и ощущениям

в группах встреч –это попытка найти противовес тому, что многие воспринимают как

характерное для технократической западной философии полностью рассудочное

представление о мире. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и

переживаний — будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, — группы

встреч утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных

человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала — снижение

интеллектуальной психологической защиты, препятствующей эмоциональному инсайту.

То, что происходит в группах встреч, помогает их членам углубить самоосознание и

прийти к пониманию и уважению личных переживаний других. Группы встреч развивают

способность к сопереживанию, близости, проявлению тепла не только в отношениях с

партнерами по группе, но и с миром в целом.

Здесь и теперь.

Важным условием работы Т-групп является соблюдение принципа «здесь и теперь»

Это значит, что подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти

случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям,

происходящим в группе в данный момент. Это значит, что подробное изложение случаев

из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями

и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.

Внимание к текущим переживаниям и вовлеченность в них — это топливо,

поддерживающее бурление в группе.

Принцип «здесь и теперь» предполагает обращение внимания членов группы к

своим текущим ощущениям, реакциям, чувствам. В то же время, при разработке модели

«основной встречи» Роджерс отошел от нацеленности исключительно на ощущение

«здесь и теперь». Хотя Роджерс и предпочитает, чтобы члены группы выражали свои

текущие реакции, он отнюдь не запрещает им обращаться к событиям прошлого.

4.2.3. Основные процедуры групп встреч

Установление контакта.

На ранних этапах существования группы ее члены направляют свои усилия,

прежде всего, на установление доверительных межличностных отношений, адаптацию к

групповой обстановке, уменьшение напряженности и неопределенности. Члены группы

стремятся к тому, что Шютц называет «включением», — они хотят ощущать свою

принадлежность к группе и иметь удовлетворительные отношения с другими ее членами.

При первой встрече участникам можно предложить представиться под

псевдонимами, которые говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. В другом

случае членов группы можно попросить для первого знакомства разбиться на пары или

небольшие группы и обменяться своими первыми впечатлениями. Некоторые упражнения

предусматривают поддержание молчаливого визуального контакта, другие —

ощупывание рук и лица партнера. Хотя такие приемы у большинства людей поначалу

вызывают испуг, они помогают «растопить лед», перешагнуть через условности и создать

ощущение непосредственного участия в происходящем.

Создание доверительной обстановки.

Ощущение изолированности от группы характерно для тех ее членов, которые и в

реальной жизни не доверяют другим и испытывают тревогу от перспективы поделиться с

окружающими своими переживаниями. По мере того как взаимное доверие укрепляется, а

раскрытие друг перед другом становится более полным, участники начинают лучше

осознавать существующее между ними сходство, тогда как прежде они замечали только

различия. Для работы с таким параметром отношений, как взаимное доверие, существует

множество специальных приемов. Развитию общительности способствует спонтанный

обмен чувствами и впечатлениями, однако часто для этого более полезной оказывается

трансформация недоверия к другим и неприятия других в физическую активность. Одно

из обычных упражнений, выполняемых с этой целью, носит название «прорвись в круг».

Члены группы, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Участнику, испытывающему

чувство изоляции, предлагается прорваться внутрь круга. Остальным не следует

поддаваться сразу — прорывающийся участник должен понять, что ему необходимо

приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом группы.

Такой опыт обычно бывает более значимым, чем разговоры об отверженности. Точно так

же, с целью помочь участнику избавиться от чувства зависимости и ощущения слабости,

можно предложить ему вырваться из круга.

Изучение конфликтов.

Конфликты в группе нередко возникают тогда, когда участники делятся своими

чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или

доминированием. На определенной стадии группового процесса на первый план выходят

соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании подобных

конфликтов руководитель может призвать членов группы к их обсуждению, побуждая

участников высказываться честно и слушать друг друга внимательно. Конфликты можно

изучать и на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность между

членами группы, которые пререкаются до бесконечности, но избегают физических

действий, могут найти выход в рукопашной (такая мера может принести немало пользы

некоторым супружеским парам). Конечно, в подобных случаях руководитель должен

принять меры предосторожности, например, убрать из помещения все опасные предметы,

и ввести некоторые ограничения, например, установить запрет на нанесение ударов

кулаками.

Изучение сопротивления.

Иногда члены групп встреч оказывают сопротивление или упорствуют в защите

своих обычных, ограничивающих их возможности, форм поведения. В таких случаях

руководитель группы может с помощью косвенных методов исследовать это

сопротивление и в мягкой форме предложить упорствующим пойти на риск и продолжить

совместную групповую работу. Один из подобных методов заключается в следующем.

Члена группы просят подумать о чем-нибудь сугубо личном, чем ему трудно поделиться с

другими. После этого ему предлагают представить себе, что он все же делится секретом с

кем-либо в группе, и затем предположить, какой может быть реакция партнера. Таким

образом, человек фактически сообщает личные предположения относительно реакции на

свой секрет, а не сам секрет. Подобный эксперимент способствует установлению

обратной связи с другими членами группы, а также становится первым шагом к

достижению упорствующим участником большей открытости.

Сочувствие и поддержка.

Некоторые приемы работы в группах встреч направлены на создание атмосферы

сочувствия и поддержки, особенно на заключительных стадиях группового процесса,

когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Уровень эмоциональности в

отношениях между участниками растет, и, соответственно, все более актуальными

становятся проблемы взаимности, близости, личных склонностей. Обычно руководитель

призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга

в случаях, когда исследование новых переживаний и впечатлений приобретает

рискованный характер. Потребность дружески потрепать по плечу или ободрить словами

партнера, который, по всей видимости, испытывает душевную боль или внутренний

конфликт, в большей степени может отражать беспокойство самого помогающего, чем

действительную необходимость оказания поддержки. Однако, когда целенаправленная

конфронтация руководителя с клиентом подходит к концу, поддержка со стороны группы

может оказаться вполне уместной. Некоторым бывает очень трудно попросить о

поддержке и принять ее. Многие воспитаны так, что от комплиментов краснеют, а

проявления заботы со стороны других отвергают («Пустяки. Право же, не стоит

внимания!»). Бывает так, что группа без всяких побуждений со стороны руководителя

буквально забрасывает одного из своих членов проявлениями участия.

4.2.4. Основные тенденции и фазы развития групп встреч

Задача групп встреч — облегчить выражение чувств и мыслей участниками

группы. Оптимальным результатом группового процесса является достижение

участниками осознания и более глубокого понимания реакций других людей. Каждый

человек формирует внутренние критерии, что для него хорошо, полезно и т.д. Когда

человек осознает собственные чувства, он оказывается в состоянии понять других людей.

Он становится более уверенным в себе и начинает относиться к другому человеку как

одна независимая личность к другой. В группе необходимо создать психологический

климат, в котором постепенно возрастала бы свобода самовыражения и постепенно

редуцировались защитные механизмы. В такой обстановке возможность изменений

становится менее угрожающей для индивида.

Представим некоторые тенденции или процессы, которые проявляются в группах

встреч, и которые были описаны Роджерсом приблизительно в той последовательности, в

какой они разворачиваются в ходе развития групп.

1. Кружение на месте

Не ставятся цели, не объясняются задачи. Оговаривается то, в течение

определенного количества времени, мы проведем вместе. Участники сталкиваются с

фактом, что нет никакой системы, кроме той которую они сами создадут.

Начало: «хождение вокруг да около», ожидание, что скажут, как вести себя, чего

ожидать. Нарастает разочарование по поводу того, что члены группы должны сами

определить как функционировать

2. Сопротивление личностному самовыражению и исследованию самого себя.

Сначала участники демонстрируют своё публичное «Я», и лишь постепенно

продвигаются в раскрытии сторон своего личного «Я». С

Существует первоначальное сопротивление личному выражению и изучению,

показывается друг другу публичное «Я».

3. Описание прошлых чувств.

Начинается выражение своих чувств, но описываются ситуации, которые имели

место в прошлом. Участники делятся прошлыми чувствами, связанными с теми кого нет в

группе. Это одна из форм первоначального сопротивления.

4. Выражение негативных чувств.

Часто выражение истинно значимых чувств «здесь и теперь» происходит чаще в

форме негативного отношения к другим членам группы «Мне неуютно с Вами, Ты

говоришь что-то не так» или к ведущему (из-за его пассивности). «Для чего Вы нас здесь

собрали», «Надо каким то образом организовывать работу группы». Негативные чувства

легче выражать, чем позитивные, так как при выражении позитивных чувств человек

открыт жесткому отвержению, менее защищен.

5. Выражение и исследование личностно значимого материала.

После выражения негативных чувств, если группа не распалась, начинает

проявляться и выражаться личнозначимый материал. Происходит раскрытие участниками

группы каких-то значимых сторон себя. Участники пережили тот факт, что в группе были

выражены негативные чувства, и ничего страшного не произошло, чувства были приняты

и усвоены. В группе начинает развиваться климат доверия. Участники идут на риск

самораскрытия и позволяют группе узнать какую-то более глубокую часть себя.

6. Выражение в группе непосредственных чувств друг к другу.

Участники начинают проявлять и выражать непосредственные чувства, т.е. те

которые они непосредственно испытывают по отношению друг к другу (и позитивные, и

негативные).

7. Развитие исцеляющей способности в группе.

Участники группы естественно и спонтанно начинают откликаться на боль и

страдания других, что помогает и облегчает переживание их чувств.

8. Принятие самого себя и начало изменений.

Участники группы учатся принимать себя такими, какие они есть реальные. «Я

чувствую, что в действительности стараюсь держать людей на расстоянии от себя или

слишком вспыльчив или категоричен и т.д. Принятие себя, своих неправильностей, ведет

к началу изменений. Это само по себе начало изменений. Чем ближе человек к

конгуэнтности, тем легче ему становиться психологически здоровой личностью. Если

человек может принять себя реальным, осознать, что он существует определенным

образом, он может рассматривать возможные альтернативы своего поведения. Если же он

будет отрицать самого себя (что само по себе энергозатратно), он не будет тратить усилий

на изменения

9. Ломка фасадов.

По мере работы в группе растет нетерпение к защитам. В группе формируется

такая атмосфера глубокого и настоящего общения, что группа начинает предъявлять

требования к тем участникам группы, кто прячется за маской, чтобы индивидуум был

самим собой, не скрывал возникающие у него чувства и снял маску обычного социального

взаимодействия.

10. Каждый получает обратную связь.

В процессе группового взаимодействия каждый участник группы получает массу

данных о том, как его воспринимают другие.

11. Конфронтация.

Иногда обратная связь принимает характер конфронтации, когда один участник

конфронтирует с другим. Это крайняя форма обратной связи, когда один участник

выражает негативные чувства к другому и говорит, что он о нем думает. Каждая волна

негативных чувств, вызывает вслед за собой выражение поддержки и позитивных чувств.

Когда группа демонстрирует возможность допустить и принять выражение негативных

чувств, не отрицая человека, который их выражает, члены группы становятся более

открытыми и доверяющими друг другу.

12. Установление отношения помощи за пределами группы.

Участники продолжают общение за пределами группы, оказывая помощь,

понимание, поддержку, заботу друг другу.

13. Глубокое общение.

Участники группы вступают в более тесный и глубокий контакт, чем это принято в

обычной жизни.

14. Выражение положительных чувств и близости.

По мере развития группы растет ощущение тепла и доверия в ней, благодаря

подлинности все выражаемых участниками чувств как положительных, так и

отрицательных.

15. Поведенческие изменения в группе.

Расширяется осознание самого себя и это выражается в поведении, которое

становится более открытое, спонтанное, более свободное. Группа поддерживает человека

сознающего новые аспекты себя. Это сознавание и принятие себя по Роджерсу — начало

последующих изменений поведения. Инсайт по поводу своего поведения,

подтвержденный другими легче удерживать.

Глоссарий

Аутентичность — соответствие между наличным, переживаемым и осознаваемым

опытом. Это состояние, когда личность ощущает свое собственное «Я» не столько как

исполнитель социальных ролей, а как спонтанно и естественно действующая личность,

которая открыто делится своими мыслями и чувствами.

Вспомогательное «Я» — партнеры ______________протогониста в психодраме.

Инсайт — озарение — изменение в структуре перцептивного поля участников.

Под ним подразумевается приобретение такого знания, которое позволяет немедленно

решить проблему или по-новому взглянуть на неё.

Катарсис — потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем

потрясение и прорыв затвердевших структур.

Клиент-центрированная терапия — разновидность индивидуального

консультирования (К. Роджерс), когда консультант внимательно и сочувственно

выслушивает клиента, но не навязывает ему своих суждений. Консультант поощряет

клиента к реализации собственного потенциала развития, что должно дать клиенту воз-

можность самому сделать продуктивные выводы.

Коммуникация — прием и передача информации, которую получатель должен

принять, понять, усвоить и поступить в соответствии с ней.

Лабилизация — это эмоциональная встряска личности, переживание

многообразия чувств, которое возникает вследствие осознания личностью неадекватности

привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.

Монолог — техника психодрамы, при которой протогонист вербализует свои

чувства и мысли для зрителей.

Нормы группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих

некоторые аспекты действий участников группы.

Обратная связь — это сообщение, адресованное другому о том, как ты его

воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства

вызывает у тебя его поведение.

Общение — взаимная презентация партнерами своей субъективной реальности, в

результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

Ориентировочные основы — это правила поведения, модели поведения, которые

необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге.

Протогонист — главное действующее лицо драмы, тот человек, чья проблема,

ситуация в данный момент проигрывается в психодраме.

Психодрама ________________это метод, который использует инсценирование личного опыта

через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на

активизацию психических процессов участников.

Психологическое воздействие — воздействие одного индивида на психику

другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из

определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений,

отношений, установок и других психологических явлений.

Ролевые игры — метод социально-психологического тренинга, суть которого

состоит в разыгрывании ролей участниками группы.

Роль — это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает

подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную

модель поведения в данной определенной группе.

Самооценка — эмоциональное оценочное отношение к себе, которое формируется

на основе самопознания и на основе сравнения с другими людьми.

Самораскрытие — раскрытие членами группы своих мыслей и чувств, особенно

тех, которые касаются других участников группы или событий, происходящих в группе

времени.

Самосознание — осознание участниками группы своих подлинных мыслей и

чувств, которое ведет к углубленному ощущению своего «Я».

Социально-психологический тренинг — это область практической психологии,

ориентированная на использование активных методов различных видов групповой

психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного

роста.

Сплоченность — тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в

группе.

Спонтанность — адекватная реакция на новые условия или новая реакция на

старые условия.

Теле — все положительные и отрицательные эмоции, которые возникают в

психодраматической ситуации.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в случае, когда существует

какая-либо цель и возникает препятствие для достижения этой цели.

Эмпатия ________________понимание чувств другого человека и ответное выражение понимания

этих чувств.

Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе

результирующая процесса самосознания, включающая три структурных элемента:

когнитивный — Я-образ, аффективный — самооценка, поведенческий — проявление двух

первых в поведении.

«Я-образ» — это набор идей, представлений, установок и чувств человека о себе, о

своих взаимосвязях с другими людьми, о своем отношении к различным аспектам жизни.

Литература

Основная:

1. Атватер И. Я вас слушаю. – М.: Экономика, 1984. – 112 с.

2. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316

с.

4. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992.

5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.

7. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 248 с.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ,

1985. – 167 с.

9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие

компетентности в общении. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.

10. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.

– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. – 55 с.

11. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М,. Кн 6,7.1995.

12. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М., 1994, кн. 1,2,3,4.

13. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М., кн. 5. 1994.

14. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования/ Пер. с англ. Е. Рачковой. –

М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 640 с.

15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное

пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2001.–318 с.

16. Левин К. Динамическая психология: Избранные ______________труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.

17. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.

18. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М.,1994.

19. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001 – 224 с.

20. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997.

21. Ментс Морри Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: Питер, 2001.–

208с.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. –

М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

23. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-

психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.

24. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.:

Академический проект, 2000. – 256 с.

25. Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. –

М.,1992.

26. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПБ.: Речь, Институт

тренинга, 2000. – 256 с.

27. Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001. –

28. Роджерс К. Группы встреч. – М., 1993.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

30. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с

людьми. – СПб.: Речь, 2001. – 90 с.

31. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

32. Форверг М., Альберг Т. Характеристика СПТ поведения // Психол.журнал – 1984. –

Т.5 – № 4.

33. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питерком, 1999. – 288 с.

Дополнительная:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Изд-во МГУ,1987.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М.:RTFL-book, 1994. – 314 с.

3. Гаек П., Балакарж Э. Упражнения по психотерапии. – М., 1987.

4. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 106 с.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 303 с.

6. Келли Г. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

7. Клюева Н., Свистун М. Программы социально-психологического тренинга. –

Ярославль, 1992.

8. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

9. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. – Варшава, 1986.

10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 32 с.

11. Практикум по СПТ под ред. Парыгина Б.Д. – СПб., 1990.

12. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995.

13. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. – М.:

Прогресс, 1994. – 480 с.__










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...