Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные нормы групповой работы.




1. Искренность в общении.

2. В группе не стоит лицемерить и лгать.

3. Активность каждого участника в ходе групповой работы.

4. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

5. Конфиденциальность.

6. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

7. Право каждого участника группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его

проблемы.

8. Каждый участник говорит от себя, от своего имени.

9. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

10. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».

11. В разговоре, говоря о присутствующих, избегать 3-го лица.

Сплоченность группы.

Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики,

разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил,

заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность

группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность —

это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и

взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной

притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая

сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое

условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то

часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности,

который необходим для решения групповых задач.

Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Год-фруа,

1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы,

способствующие групповой сплоченности:

1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному

показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и

младше восемнадцати);

3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на

достижение цели, значимой для всех участников;

5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего

участника;

6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические

приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-

то отношении;

8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко

отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не

только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в

борьбе за что-то,а в борьбе против кого-то.

В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально

насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем

жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней

соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых

ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного

отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой

идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и

лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых

фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые

делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.

Социально-психологические характеристики сплоченных групп:

1. Участники группы больше общаются друг с другом.

2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.

3. Участники реже покидают группу.

4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.

5. Выше самооценка участников группы.

Результаты работы с группами в лабораторных условиях свидетельствуют о том,

что создающие сплоченность механизмы действуют как «адаптивная спираль».

Придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую

популярность, что способствует повышению их самооценки. Члены сплоченной группы

побуждаются к применению навыков общения, которые в дальнейшем могут пригодиться

в межличностных отношениях, как в группе, так и вне группы. Вынужденно

придерживаясь норм, находясь под влиянием других членов группы, они слушают более

внимательно, выражают себя более открыто, исследуют себя более глубоко и продолжают

вести себя в том же духе, получая подкрепление в виде проявлений приязни со стороны

значимых для них партнеров. Большая сплоченность допускает более откровенное

выражение враждебности и конфликтов. Когда члены группы чувствуют привязанность

друг к другу, они с большей готовностью выдерживают создаваемый отрицательными

эмоциями дискомфорт и прорабатывают свои конфликты до исхода, имеющего более

высокую терапевтическую ценность. Чем привлекательней для участников опыт

пребывания в группе, тем регулярней они будут посещать занятия и тем выше

вероятность, что они останутся в группе и получат пользу от пребывания в ней.

Поскольку наиболее характерной чертой групповой работы является присутствие и

влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности

членов группы.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в

группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная

соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую

динамику и способствует оптимизации тренинга);

2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала

тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной

информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к

отчуждению такой диады от группы;

3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему

напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной

деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Стадии развития группы.

Следующим элементом групповой динамики являются стадии развития

тренинговой группы.

Основные стадии развития группы (по Большакову):

1. Знакомство участников друг с другом и тренером.

2. Стадия агрессии (фрустрационная — больше подходит по смыслу).

3. Стадия устойчивой работоспособности.

4. Стадия распада группы.

Первая и вторая стадии — подготовительные, третья стадия — главная.

Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но

группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии.

Стадия знакомства:

Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе.

Характеристики:

• участники предстают друг перед другом не раскрытыми;

• проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его

предыдущего социального опыта;

• участников объединяет общие цель и задачи.

Стадия фрустрационная:

Характеристики стадии:

• происходит формирование структуры группы — каждому участнику

группы присваивается своя роль;

• создаются правила деятельности;

• группа готовится к решению своих задач.

Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо

социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты,

подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким-

либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль.

Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ______________ролей может

вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как

агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по

ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру,

идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.

Стадия устойчивой работоспособности.

Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют

необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения,

оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой

работоспособности.

Стадия распада группы.

Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть

преждевременной, что обусловлено следующими причинами:

1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.

2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.

3. Физический уход из группы лидеров.

4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...