Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Групповая динамика (Левин) — дисциплина, исследующая положительные и




Отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом

университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в

Мичиганский университет, где существует до сих пор.

Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем:

1. изучение законов групповой динамики;

2. создание теории групповой динамики;

3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы.

При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу

как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии.

Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить

действием двух основных законов гештальт-психологии.

I. Целое доминирует над частями — в большей степени подходят для тренинговых

групп:

1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение

отдельных участников;

2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её

члена;

3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.

II. Отдельные элементы объединяются в целое — больше подходят для вообще

социальных групп:

1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы;

2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе

не членом группы, от которой он больше всего зависит;

3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их

поведение кажется несправедливым, давление недружественным.

В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось,

вносились новые элементы.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-

психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности

малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация,

регрессия, распад.

С. Кратохвил дает такое определение: групповая динамика — это развитие и

движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями

группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу.

1.2.2. Характеристика основных элементов групповой динамики

В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов:

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Сплоченность группы.

4. Структура группы и проблема лидерства.

5. Фазы или стадии развития группы.

Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые

фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её

существования.

Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.

Цели группы.

Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе

своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.

Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа

каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться

специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в

группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем,

главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое

самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является

душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть

переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с

самоисследованием и самопознанием.

Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами.

Роджерианские группы — принятие себя реальным, осознание своих чувств и

самораскрытие

СПТ поведения — овладеть эффективными моделями поведения.

Группы трансактного анализа — анализ отдельных Эго-состояний личности

(взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими

людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей».

Группы психосинтеза — осознания многообразия элементов психической жизни

индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более

высоком уровне.

Телесно-ориентированный тренинг — снятие мышечных и, как следствие,

психологических зажимов.

Тренинг умений — овладение определенными навыками.

Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга:

Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и

устранения неискренности на личностном уровне.

1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы

(размер группы, членство).

2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного

взаимодействия с другими.

3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных

проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление

групповой сплоченности.

В заключение отметим, что цели тренинговой работы могут быть весьма

разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.

Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к

пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов

(А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели,объединяющие

различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи

в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных

способов межличностного взаимодействия для создания основы более

эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или

предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и

поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого

потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения

счастья и успеха.

Нормы группы.

Нормы u1085 __________группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих

некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают

свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть

специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного

развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм,

которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую

группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только

непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки

перенести нормы тренингевой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также

бессмысленны и обречены на провал.

Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:

1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы;

2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.

Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы.

Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и

душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы

психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия,

откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих

собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и

откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи

может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в

мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую

конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например,

высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только-

только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать

для них совершенно естественным.

С общими нормами группы или принципами групповой работы участников

знакомит её ведущий в начале работы группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...