Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Групповая динамика (Левин) — дисциплина, исследующая положительные и
Отрицательные силы, которые действуют в данной группе. В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор. Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем: 1. изучение законов групповой динамики; 2. создание теории групповой динамики; 3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы. При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии. Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии. I. Целое доминирует над частями — в большей степени подходят для тренинговых групп: 1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных участников; 2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её члена; 3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов. II. Отдельные элементы объединяются в целое — больше подходят для вообще социальных групп: 1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы; 2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не членом группы, от которой он больше всего зависит; 3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, давление недружественным. В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось, вносились новые элементы. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально- психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад. С. Кратохвил дает такое определение: групповая динамика — это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу. 1.2.2. Характеристика основных элементов групповой динамики В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов: 1. Цели группы. 2. Нормы группы. 3. Сплоченность группы. 4. Структура группы и проблема лидерства. 5. Фазы или стадии развития группы. Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования. Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее. Цели группы. Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности. Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами. Роджерианские группы — принятие себя реальным, осознание своих чувств и самораскрытие СПТ поведения — овладеть эффективными моделями поведения. Группы трансактного анализа — анализ отдельных Эго-состояний личности (взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей». Группы психосинтеза — осознания многообразия элементов психической жизни индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более высоком уровне. Телесно-ориентированный тренинг — снятие мышечных и, как следствие, психологических зажимов. Тренинг умений — овладение определенными навыками. Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга: Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне. 1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство). 2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими. 3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности. В заключение отметим, что цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели,объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы: • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении; • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Нормы группы. Нормы u1085 __________группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренингевой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал. Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе: 1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы; 2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы. Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только- только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным. С общими нормами группы или принципами групповой работы участников знакомит её ведущий в начале работы группы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |