Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 4. Отдельные виды групповой психологической работы




Глава 4.1. Психодрама как разновидность групповой психологической работы

4.1.1. История и развитие психодрамы

Основателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1889-1974). Он родился в

Румынии в Бухаресте. Позже его семья переехала в Вену, где Морено спустя некоторое

время изучал философию и медицину в Венском университете.

Ещё, будучи студентом, он выдвинул идею, что отдельный человек в современном

мире не имеет авторитета и должен говорить от лица группы. Он организует группу

единомышленников, которые помогают нуждающимся людям разрешить их проблемы.

Вначале это были в основном эмигранты. В центре Вены приобретается дом — Дом

встреч — куда мог прийти каждый и поделиться своими проблемами с другими людьми.

Проводились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы обитателей дома.

Это был своего рода прообраз групп-встреч, период 1908-1913 гг.

Учась в университете, Морено также задумался о терапевтическом потенциале

игровых методик. Толчком к этому послужили его наблюдения за детской игрой, в

процессе которого он обратил внимание на то, как гуляющие дети разыгрывают свои

фантазии. Морено стал устраивать с детьми в парке Вены около сказочного дуба

импровизированные игры, стараясь развить их спонтанность и творчество. Он

рассказывал им сказки, которые дети заворожено слушали, а потом побуждаемые им

изображали в игре рассказанные истории, дополняя и изменяя их. Это было некое

действо, создающее атмосферу тайного чуда, превращения нереального в реальное. Дети с

удовольствием вживались в свои роли и, таким образом, обучались новым способам

поведения.

Морено задумался над тем, как сделать доступным «царство детей» для взрослых.

Он снял квартиру на последнем этаже в одном из домов Вены и организовал там Театр

спонтанности (импровизации), где он стал организовывать со своими друзьями-актерами

всякого рода ролевые и импровизированные игры, каждый мог по своему желанию

исполнять самые разнообразные роли. Театр спонтанности не был ориентирован на

практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Подобные

позитивные последствия отмечались лишь как побочные эффекты театральных

представлений. Главная идея Морено и его основная мотивировка носили духовный

характер: надо реализовать творческое Я на подмостках театра жизни, который

представляет неограниченные возможности для свободного самовыражения.

В 1925 году Морено эмигрировал в США., где в г. Бэкон (штат Нью-Йорк) он

открывает частный психиатрический санаторий. На его базе создается терапевтический

театр, где он продолжает развивать театр спонтанности. Театр состоит из трехъярусной

сцены, балкона, выступающего над нею и зрительного зала. На этой сцене за долгие годы

Морено создал из венских предшественников психодраму и превратил её в

дифференцированный психотерапевтический метод, состоящий из множества частных

техник.

В 1931-1932 гг. Морено ввел в обиход термин «групповая психотерапии», которые

он применял для обозначения специфических наборов операций в ходе групповой работы.

В 1942 году в г. Бекон открывается Клиника психодраматической терапии, где

исследуются методы и разрабатываются технические приемы, которые становятся

впоследствии неотъемлемой частью психодрамы.

4.1.2.Основные понятия психодрамы

Психодрама — метод терапии, в которой участник группы с помощью ведущего и

группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни,

разыгрывая сцены, имеющие отношение к этой проблеме. В своем классическом варианте

психодрама — это групповой терапевтический процесс, где драматическая импровизация

служит для исследования внутреннего мира клиента. Это действительно своего рода

постановка, которая отражает реальные проблемы участников, а не разыгрывается по

заранее придуманному сценарию. В психодраме действия вымышленных персонажей

заменяются спонтанным поведением членов психокоррекционной группы.

Следует отметить, что, прежде всего, психодрама является способом вскрытия

личностных проблем, страхов и фантазий участников и их последующего изучения.

Психодрама основана на посылке, согласно которой действия, воспроизводящие

жизненную ситуацию, более эффективны при исследовании чувств и формировании

новых установок и моделей поведения, чем вербализация.

Психодрама это метод, который использует инсценирование личного опыта

через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на

активизацию психических процессов участников. Действие структурируется таким

образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижения в

ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных

паттернов и реализации соответствующих изменений поведения.

В психодраме:

• исследуются новые роли;

• исследуются альтернативные аффективные и поведенческие стили;

• осуществляется поиск и апробация более конструктивных моделей решения

проблем.

Ролевая игра.

В психодраме центральное место занимает ролевая игра. Ролевая игра является

одним из основных понятий психодрамы. Психодрама учитывает естественные актерские

способности человека и предоставляет ему возможность и подходящую обстановку для

того, чтобы он с помощью ролевой игры мог творчески проработать свои личные

проблемы и внутренние конфликты.

Морено считал, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия.

Поэтому его методу присуща преимущественно ориентация на них. Действие, физическое

движение, на котором построена психодрама, повышают возможность использования

такого важного источника познания себя и других — как сигналы невербального

поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных

защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с людьми,

склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, которая

выражается в трудности перехода от рассуждений к активным действиям. Морено считал,

что психодрама создает необходимые условия, чтобы человек мог активно попробовать

себя в самых разных ролях, имеющих или не имеющих отношение к реальной жизни.

В психодраме исследуются не только реальные события и жизненные кризис, но и

что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В психодраме

воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и

отношений конкретного участника группы (протогониста). В тоже время, протогонист,

исследуя свой мир в действии, позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины

и увидеть там отражение собственных чувств и переживаний. Это помогает им

переживать и прорабатывать и свои проблемы, благодаря вовлеченности в драму

протогониста.

Морено отмечал, что многие люди в реальной жизни привязаны к своим ролям

подобно актерам в театре. Таким людям не хватает спонтанности, они погрязают в

бессмысленных ритуалах и действуют по сценариям, которые предлагают им

окружающие. Пример — человек, который в любых обстоятельствах, и в радости и в горе,

вежливо улыбается, не желая показывать свои истинные эмоции. Психодрама дает

возможность выйти за рамки того, что предопределено сценарием.

В отличие от обычного театра, психодрама побуждает к исследованию таких ролей,

которые имеют для участников реальное и важное значение. Текст и декорации

выбираются по желанию актера, а не сценариста. При этом содержание психодрамы

иногда оказывается диковинней любого вымысла, и она может целиком захватить как

актеров, так и зрителей.

Спонтанность.

Специфические понятия «спонтанность» и «творчество» образуют ядро

разработанных Якобом Морено теорий действия и личности. Оба понятия основаны на

опыте, который был получен Морено в процессе исследования детских игр и работы со

Спонтанным театром.

Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все

возрастающей ригидности социальных ролей. В группе психодрамы участники учатся

расширять свой ролевой репертуар и придавать самоисследованию такую направленность,

о возможности которой они прежде не подозревали. По мере развертывания драмы члены

группы могут находить решения своих специфических личных проблем. Морено считал,

что психодрама способна помочь человеку перейти на новый, более высокий уровень

развития, где он обретет свободу творчества и избавится от тревоги. Некоторые

высказывания Морено оставляют впечатление, будто он верил, что ход дальнейшей

эволюции человечества направлен на выживание тех его представителей, кто более

других способен к творчеству.

В понимании Морено, спонтанность — это ключ, с помощью которого можно

освободить творчество. Сам Морено формулирует этот так: «Творчество подобно спящей

красавице, которую надо пробудить. Лучшим средством для этого является

спонтанность». Другими словами, идеи возникают во время спонтанных действий, что

при достаточном упорстве и везении может приводить к актам творения.

Акцент на спонтанности не означает, что вся психодрама состоит из действий,

которые вообще ничем не ограничены. Концепция спонтанности, которую предложил

Морено, включает два важных параметра: адекватность ответа и новизна. В идеале

поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации.

Теле.

Введенное Морено понятие теле означает двусторонний обмен эмоциями между

клиентом и психотерапевтом. Теле включает все положительные и отрицательные эмоции,

какие только могут возникнуть в психодраматической ситуации. Морено называл это

«вчувствованием индивидов друг в друга, цементом, который скрепляет группу» и, в

другом контексте, «перетеканием эмоций между индивидами — то в одну сторону, то в

другую». Другими словами, теле — это сумма всех эмоциональных аспектов переноса,

контрпереноса и эмпатии. Если эмпатия — это как бы одностороннее вчувствование во

внутренний мир другого человека, то ______________теле предполагает взаимную эмпатию и взаимное

признание. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир

чужими глазами, между ними возникают теле-отношения. Результатом использования

понятия «теле» является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть

на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. В группе

психодрама создает своего рода лабораторные условия, в которых одни участники могут

анализировать свое восприятие других.

Катарсис.

Катарсис — потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем

потрясение и прорыв затвердевших структур. Понятие катарсис пришло из Древней

Греции и связано с представлением о том, что разыгрываемые на сцене трагедии

освобождают зрителей от переполняющих их эмоций. В те времена драматическое

действо имело целью выразить дилеммы, которыми пронизано все человеческое

существование, и считалось, что групповой катарсис помогает зрителям лучше понять

самих себя. Морено применял термин «катарсис» в аристотелевском смысле, то есть

обозначал им освобождение от эмоций, но Морено расширил содержание этого понятия

распространяя действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. «Она

(психодрама) оказывает целительное действие, причем не столько на зрителя — это

вторичный катарсис, сколько на режиссера/актера, который разыгрывает драму и в то же

время освобождает себя от нее».

В психодраме катарсис и интеграция личности, которая его переживает, важнее

сценария и анализа переживаний. По ходу психодрамы вызревают ситуации,

подготавливающие участников к эмоциональной разрядке. Сила катарсического

переживания зависит от спонтанности действий участников. Переживающие катарсис

члены группы являются одновременно и актерами, и авторами драмы, потому что ее

материал основан на их личном опыте.

Зрители психодрамы тоже могут быть эмоционально вовлечены в нее до такой

степени, что оказываются способны пережить катарсис. зрителями могут быть люди,

которые несмотря на то, что зрители непосредственного участия в разыгрываемом

действии не принимают. Тем не менее, все присутствующие оказываются эмоционально

вовлеченными в происходящее на сцене. Разница между обычным театральным зрителем

и зрителем психодрамы, по Морено, сравнима с разницей между человеком, который

смотрит на извержение вулкана в кино, и человеком, который наблюдает его, находясь у

самого подножия вулкана.

Инсайт.

В конечном счете психодраматический процесс приводит к изменению в структуре

перцептивного поля участников. Такое изменение обозначают термином инсайт. Под ним

подразумевается приобретение такого знания, которое позволяет немедленно решить

проблему или по-новому взглянуть на нее. Психодрама в условиях группы направлена на

создание климата, который бы в наибольшей степени способствовал катарсису,

переобучению и инсайту. Психодрама дает участникам возможность вновь пережить

важные моменты своей жизни, но уже иначе, чем прежде. Обычно эмоциональное

напряжение в группе достигает максимума по ходу сценического действия, а не во время

получения предварительной информации или последующего анализа. Однако инсайт

может возникнуть не только одновременно с катарсисом, но и тогда, когда связанные с

ним переживания уже ослабели — во время обсуждения разыгранной психодрамы.

4.1.3. Основные функциональные роли в психодраме

Психодрама включает в себя следующие основные функциональные роли или

элементы:

1) Режиссер-постановщик — специально подготовленный психолог или

психотерапевт.

Руководитель группы именуется режиссером. Режиссер помогает создать в группе

климат, который способствовал бы проводимой в ней работе, и побуждает участников к

исследованию их личностных проблем. Режиссеры психодрамы в большей степени, чем

руководители психокоррекционных групп других типов, склонны проявлять активность.

Режиссер выполняет три функции: постановщика, терапевта и аналитика. В роли

постановщика режиссер организует работу в группе и побуждает участников к

выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно

чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психического

состояния актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего

постановщика следует считать творческий подход к работе, гибкость и способность

вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить

нежелательные формы поведения. Терапевт может просто развалиться в кресле и

позволить участникам вести спектакль самостоятельно. Или же он может быть в высшей

степени активным, подталкивая членов группы к действию. Как любой руководитель,

психотерапевт может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то

же время членом группы, он должен быть открытым для критики и не защищаться от

нападок.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение

каждого члена группы во время представления. Кроме того, руководитель выделяет и

анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

2) Протогонист — главное действующее лицо драмы, тот человек, чья проблема,

ситуация в данный момент проигрывается.

Протагонист является центральной фигурой определенного психодраматического

акта. Протагонисты создают образы собственной жизни. Как таковые, они являются

главными персонажами, и на них обращены взгляды всей группы. Протагонист получает

редкую возможность представить и развить свою собственную версию событий перед

глазами сочувствующих партнеров. Протагонист пользуется значительной свободой

представления событий и их участников. Если он воспринимает начальника как тирана, он

имеет полное право (фактически даже обязан) выставить его именно таким. С ______________помощью

режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает

свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить

способность функционирования в реальной жизни.

3) Вспомогательные игроки (вспомогательное «Я») — партнеры протогониста в

психодраме. Вспомогательные игроки могут быть выбраны протогонистом или назначены

режиссером. Им может быть предложена любая роль — например, значимого другого

(отца, друга, жены, возлюбленного); предмета (часов, игрушки, лестницы, шкафа); эмоции

(страха, гнева, радости). Вспомогательные «Я» олицетворяют тех людей, которые имели

особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме

другие члены группы, играющие порученные им роли, с целью усилить впечатления от

межличностных отношений протагониста. Соответственно, можно попросить члена

группы, чтобы он исполнял роль властной матери, деспотичного отца, пылкого

любовника или заботливого друга.

Хороший исполнитель роли вспомогательного «Я» должен уметь быстро в эту роль

войти и точно ее исполнить. Играть эту роль он должен так, как ее представил

протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в

аналогичных реальных обстоятельствах.

Вспомогательное Я имеет троякую задачу:

1. изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц;

2. являются посредниками между ведущим и протоганистом;

3. выполняют социотерапевтичекую функцию — помогают протогонисту изображать т

исследовать собственные межличностные отношениями, а также проводить

психодраматический диалог со своими жизненными партнерами.

4) Зрители — все остальные члены групп, которые не принимают в психодраме

активного участия. На заключительном этапе они высказывают отношение к

происшедшему, а также рассказывают о своих проблемах и конфликтах, которые

аналогичны разыгранным в психодраме. Зрители с новой точки зрения могут взглянуть на

свои проблемы, достичь состояния инсайта.

5) Сцена — пространственная организация психодраматического действия.

В ходе драмы можно выделить следующие важные аспекты.

1. Протогонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных

эмоциональных состояний.

2. Содержанием психодраматического действия становятся не вполне осознаваемые и не

пережитые в полной мере аспекты его жизни.

3. В ходе специальных техник реконструируются и раскрываются не проявленные

чувства и неосознанные установки.

4. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и

расширяется, что обеспечивает новый взгляд на ситуацию и на свои возможности.

4.1.4. Основные фазы психодрамы

Первая фаза классической психодрамы — это разминка. Разминка, в свою очередь,

состоит из трех стадий:

• постепенное усиление двигательной активности участников;

• стимуляция спонтанных поведенческих реакций (спонтанность — способность

дать адекватный ответ на новизну ситуации);

• фокусировка внимания членов группы на определенной задаче и теме.

Разминка направлена на создание в группе атмосферы доверия и безопасности,

чтобы участники могли действовать спонтанно и идти на риск. Она может быть

вербальной или невербальной, заимствованной из приемов работы других групп или

изобретенной режиссером.

Разминка помогает участникам развеять опасения по поводу того, что они будут

выглядеть глупо или что у них не хватит актерских способностей. Разминка нужна и

режиссеру. Чтобы размяться, он может расхаживать по помещению, в неформальной

манере делиться своими идеями с участниками, стремиться достичь состояния теле в

отношениях с ними. Но в первую очередь режиссер использует разминку для того, чтобы

создать в группе атмосферу, побуждающую участников действовать спонтанно и идти на

риск. Для того чтобы члены группы могли исследовать свои новые реакции, им

необходимо чувство доверия и безопасности. Авторитет руководителя помогает

участникам увериться в том, что они могут играть любую роль или вести себя сколь

угодно легкомысленно, не опасаясь оскорблений или унижений.

Разминка может быть особенно полезной в тех случаях, когда члены группы

сопротивляются исследованию предложенной им темы и стесняются первыми брать на

себя роль протагониста. В таких случаях разминка может настроить участников на

занятие, помочь им познакомиться друг с другом, снизить уровень их тревожности. Кроме

того, во время разминки режиссер может собирать информацию, чтобы определить, кто из

участников скорее выразит готовность участвовать в психодраме и какие темы или

проблемы волнуют большинство участников. Разминка может быть вербальной и

невербальной, заимствованной из приемов работы других групп или изобретенной самим

режиссером.

На фазе разминки режиссер выбирает протогониста, чья драма будет

инсценирована. Режиссер должен почувствовать, кто может и должен быть

протогонистом, и какая проблема наиболее актуальна в настоящий момент для

протогониста и группы.

2 фаза — психодраматическое действие.

Это фаза инсценирования психодрамы в идеальном случае, приводящая к инсайту

и катарсису. Именно на этой фазе применяются основные методы и техники психодрамы.

Протогониста выбирает или режиссер на основании предварительного знакомства с

членами группы или какой–либо участник может сам предложить себя на эту роль.

Режиссер выслушивает объяснения протогониста и получает информацию в достаточном

количестве для того, чтобы можно было отразить его проблемы в сценическом действии.

Когда специфика ситуации становиться ясной протогониста просят, чтобы он уже не

рассказывал о ней, а разыгрывал её. Протагонист обставляет сцену с помощью подручных

средств так, чтобы она максимально соответствовала воспроизводимому событию.

Помещение психодрамы должно предоставлять достаточно богатый выбор возможностей.

В классическом варианте стулья в этом помещении расставляют так, как это делается для

зрителей в театре. Обозначается и организуется сцена.

Протогонист выбирает вспомогательные «Я». В этом процессе важно его

восприятия насколько члены группы подходят для определенных ролей, не всегда он

опирается на реальное физическое или внутренне сходство выбранных участников с

прототипами. Иногда в выборе вспомогательного «Я» помогает режиссер, предлагая

какого-либо члена группы (например, человека который может получить от данной роли

особую пользу). Человек, имеющий деспотичного отца, будет лучшим кандидатом на роль

деспотичного отца, а женщина, жалующаяся на интрижки своего мужа — роль жены-

вертихвостки. Далее разыгрывается само действие с помощью одной или нескольких

техник психодрамы.

3 фаза — интеграция или обмен чувствами — помогает помочь преодолеть

протогонисту ощущение изолированности и чувство неловкости от слишком долгого

пребывания на виду.

Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к

его анализу. Участники делятся своими чувствами и переживаниями. Сначала участники

делятся чувствами, которые вызвала у них психодрама и о том, какое отношение она

может иметь каждому из них. Здесь происходит самораскрытие и диалог участников,

осмысление тех открытий, которые были сделаны в период действия.

После того как обсуждению эмоциональных реакций будет уделено должное

внимание, члены группы переходят к более конкретному обсуждению

психодраматического действия, так чтобы помочь протагонисту извлечь из него пользу.

Здесь, в зависимости от целей группы, руководитель или члены группы могут либо

теоретически интерпретировать представленный конфликт, либо дать практические

рекомендации относительно того, какими еще способами можно было бы его уладить.

Непосредственное обсуждение психодраматического действия необходимо, чтобы

помочь протогонисту извлечь из него пользу. Эта фаза также нужна для того, чтобы

протогонист успокоился, чтобы переживаемый им опыт завершился. Протогонист должен

почувствовать универсальность, общность человеческого опыта и переживаний. Здесь не

место критики в адрес протогониста, каждый говорит лишь о собственных чувствах и

возникших у него ассоциациях. Здесь у участников может актуализироваться собственный

материал для психодрамы.

4.1.5. Методики, используемые в ходе психодраматического действия

На протяжении всей психодрамы режиссер помогает протагонисту развивать

действие, используя специальные психодраматические методики. Наиболее

распространенными приемами являются монолог, двойник, обмен ролями и зеркало.

Монолог.

В монологе протогонист вербализует свои чувства и мысли для зрителей. Он

выходит из разыгрываемой на данной момент сцены и произносит монолог о том, какие

внутренние реакции она у него сейчас вызывает.

В монологе представляемый актером персонаж обращается не к другим

действующим лицам, а как бы сам к себе (и к зрителям). Этот полезный прием позволяет

протагонисту взглянуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом

проанализировать свои реакции на текущую ситуацию. Монолог особенно эффективен

при выявлении расхождений между скрываемыми и показными чувствами и мыслями.

Например, по ходу психодрамы мужчина-протагонист может быть чрезвычайно

сердечным и вежливым с привлекательной женщиной, но в то же время испытывать

сильнейшее половое влечение к ней. Такое расхождение отразится в монологе, который

может звучать примерно так: «Как она меня возбуждает! Но если я ей прямо так и скажу,

она же меня на смех подымет! И я окажусь в глупейшем положении». Таким образом, этот

прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и

тенденциях дальнейшего развития действия, одновременно являясь его движущей силой.

Часто протогонисту предлагается рассказывать о своих проблемах, расхаживая по

сцене. Проговаривание мыслей вслух позволяет отстраниться от эмоциональных реакций

и сформулировать новый взгляд на свою проблему. Монолог может быть использован для

разогрева протогониста, для подготовки его к конфликтной ситуации и для успокоения.

Замена ролей.

Обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они уже получив

некоторый опыт общения друг с другом пытаются войти в «шкуру» другого.

Техника замены ролей существует в трех вариантах:

1. классическая замена ролей — два реальных и присутствующих в данный момент

игрока обмениваются ролями, так, что протогонист (Р) играет вспомогательного

игрока (А), а А играет Р. Например, двух спорящих игроков меняют местами и просят

продолжить спор, но как бы с точки зрения другого. Вернувшись в собственную роль,

они могут подправить или детализировать портрет, который им нарисовали.

2. неполная замена ролей — протогонист играет роль реального, но отсутствующего в

данный момент человека. Например, мать исполняет роль своей дочери, которая не

входит в состав группы, а роль матери исполняет вспомогательный игрок.

3. социодраматическая замена ролей — протогонист играет роль отвлеченного или

фантастического персонажа, например, Бога, злой колдуньи, идеальной матери,

обощенного другого, архетипа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...