Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 3. Процессы самопознания в тренинговой группе




Глава 3.1. Обратная связь как узловой компонент процесса общения и самопознания

3.1.1. Работа с «Я-образом» в ходе социально-психологического тренинга

Одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга

является развитие самосознания его участников. Именно тренинг позволяет реализовать

все необходимые психологические условия развития личностного самосознания

участников. Так, большинство существующих видов тренингов направлено на снятие

ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или

иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних

потенциалов человека и расширение его самосознания.

Основной задачей тренинга с точки зрения личностного роста является развитие

всех подструктур личностного самосознания. А именно:

• когнитивной — уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о

себе, своего Я-образа как личности;

• аффективной — выработка позитивного самоотношения, адекватное

оценивание своих возможностей и потенциалов;

• и поведенческой — закрепление собственной Я-концепции в конкретных

ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной

саморегуляции.

Останавливаясь на таком аспекте социально-психологического тренинга как

личностный рост необходимо ещё раз остановиться на понятии Я-концепции. Я-

концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе

результирующая процесса самосознания, включающая три структурных элемента:

когнитивный — «Я»-образ, аффективный — самооценка, поведенческий — проявление

двух первых в поведении.

«Я»-образ формируется у человека в ходе процесса самопознания и

самоидентификации.

«Я-образ» — это набор идей, представлений, установок и чувств человека о себе, о

своих взаимосвязях с другими людьми, о своем отношении к различным аспектам жизни.

В «Я-образе» можно выделить два составляющих аспекта:

1. описательный аспект — включает представления о том, какими мы обладаем чертами,

способностями, чертами;

2. оценочный аспект — содержит суждения о положительных и отрицательных

свойствах своей личности в целом.

«Я-образ» рассматривается как один из компонентов личности, который

обеспечивает постоянство и целостность личности.

Человек стремится:

• установить определенный набор представлений и себе;

• постоянно подкреплять и поддерживать эти представления.

«Я-образ» — это субъективная реальность через призму который мы видим,

ощущаем, оцениваем мир.

Наш «Я-образ» — это селективный фильтр. Каждый человек имеет тенденцию не

воспринимать, искажать или отрицать информацию, которая не соответствует полностью

тому, как мы видим себя и мир вокруг нас, с целью сделать информацию более

соответствующей «Я-образу» и своему образу мира.

В связи с этим люди склонны:

1. игнорировать объективные данные, которые указывают, что они не правы или

ошиблись;

2. соглашаются с информацией соответствующей «Я-образу».

Вследствие этого личность начинает воспринимать мир однобоко, через призму

своих представлений, заведомо искажая информацию, которая отличается или не

совпадает с тем, как мы видим себя и окружающий мир. При этом для сохранения «Я-

образа» человеком принимается информация, заведомо известная как ошибочная, ложная,

неправильная. Сохранению ______________неизменного и позитивного «Я-образа» способствует, как мы

уже указывали, действие механизмов психологической защиты.

Работа с «Я-образом» участников тренинга, как совокупностью представлений о

самом себе, начинается с самой первой встречи и продолжается в течение в сего тренинга.

Наиболее выражена эта работа проходит в фазе лабилизации. Более интенсивно этот

процесс протекает в личностно-ориентированных тренингах, но как мы уже указывали, он

имеет место и в инструментально-ориентированных тренингах. Таким образом, в группах

важной составляющей является всё более глубокое осознание и познание участниками

группы себя и своих особенностей.

Процесс работы с «Я-образом» в ходе тренинга может происходить на нескольких

уровнях.

Клюева Н., Свистун М. выделяют следующие уровни понимание своего «Я»

участниками СПТ эффективного общения:

• осознание участником, как он воспринимается другими, как он представляется

в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);

• осознание собственных стратегий и тактик. Применяемых в общении

длительное время (каким я воспринимаю себя?);

• осознание мотивов, лежащих в основе того или иного поведения (почему я

общаюсь именно так?);

• понимание человеком того, как на протяжении жизни складывались присущие

ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего

поведения?).

Эта поэтапность в понимании своего «Я» лежит в основе построения программы

тренинга. Работа с «Я-образом» участников ведется от первой до последней встречи.

3.1.2. Понятие обратной связи в социально-психологическом тренинге

Одним из основных механизмов в ходе тренинга, который способствует процессу

самопознания и работе с «Я-образом» участников группы является обратная связь.

Обратная связь — это информация, которую человек получает извне

относительно самого себя. Благодаря действию обратной связи личность может

корректировать свое поведение.

Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты

его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства

вызывает у тебя его поведение.

Характеристики обратной связи:

1. содержит информацию о таком нашем влиянии на других людей, которое мы не

осознаем;

2. осуществляется когда один человек или группа сообщают о своих реакциях на

поведение других с целью помочь или откорректировать их;

3. помогает увидеть себя такими, какими нас видят другие, узнать, как нас воспринимают

окружающие люди.

Необходимо отличать интерпретацию от обратной связи.

«Я думаю, что делаешь то-то и то-то» — интерпретация

«Ты в этом эпизоде такая-то» — интерпретация

«Когда ты делал (говорил) то-то, я чувствовал» — обратная связь.

Механизм и функции обратной связи.

Правила обратной связи:

1. Обратная связь должна носить описательный, а не оценочный характер. Оценочная

обратная связь усиливает защитные механизмы.

2. Она должна быть скорее специфической, чем общей.

3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто её дает, а также потребность

кому она предназначена. Если она служит исключительно потребностям дающего

участника группы, то бывает деструктивной. Дающий обратную связь участник

должен интересоваться тем, насколько предоставляемая информацию может помочь

получателю узнать что-либо о себе, и насколько он своей информацией может помочь

облегчить процесс изменения поведения другого.

4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое получатель может

изменить. Она болезненна, если относится к чему-то такому, на что её получатель не

может повлиять (имя, возраст, его прошлое, физическое «Я»).

5. Обратная связь должна быть своевременной, тогда она полезна. Она должна

относиться к поведению, которое имело место в данный момент. Важно, чтобы

обратная связь давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда,

когда все уже в прошлом и содержащаяся в обратной связи информация уже не

актуальна.

6. Обратная связь приносит больше пользы, когда обращаются за ней, чем когда её

навязывают.

7. При передаче обратной связи следует избегать укоризненных жестов, родительской

позиции.

8. Отвечайте на языке «Я-сообщений». Формулируйте вашу реакцию на слова

собеседника через описание переживаемых вами мыслей и чувств: «Я думаю, что»,

«Мне кажется…», «У меня такое ощущение…». Гораздо хуже «Вы-сообщения» — в

них часто содержится неконструктивный элемент оценки другого человека, что может

быстро привести к конфронтации. «Вы-сообщения» создают впечатления вашей

правоты и неправоты другого человека. Тем способом, которым их обычно

произносят, легко можно вызвать раздражение оппонента, побудив его к защитной

реакии. Рассмотрим как обвинительные «Вы-сообщения» можно превратить в более

мягкие и эффективные «Я-сообщения».

«Вы-сообщения»

«Если что-то необходимо сделать Вы не звоните мне до последней минуты».

«Я-сообщения»

«Когда Вы в последнюю минуту звоните мне и просите составить планы, я не

всегда бываю свободен для работы с Вами, хотя я готов сделать все, что могу. Иногда мне

бывает обидно, что Вы не звоните мне так долго. Я был бы Вам весьма признателен, если

бы в будущем Вы предупреждали меня чуть раньше».

«Вы-сообщения»

«Вы никогда не делаете то, что хочу я, Вы всегда поступаете по-своему

усмотрению»

«Я-сообщения»

Когда Вы принимаете решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я

чувствую обиду, и мне кажется, что Вас не интересует моя точка зрения. Мне бы

хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, чтобы были учтены желания

обоих».

Расчлененная на элементы модель «Я-сообщения»:

«Когда Вы (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я

чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому что (почему

это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я хотел бы

(описание вашего желания).

Хотя обратная связь естественным образом возникает при любых

взаимоотношениях, в тренинговых группах умение обеспечивать эффективную обратную

связь целенаправленно развивается. Процесс развития обратной связи между каждым из

членов группы и всей группой связан с наиболее глубокими переживаниями участников.

В атмосфере взаимного участия и доверия обратная связь позволяет каждому следить за

своим поведением и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным.

Реакции со стороны лишь одного человека может быть недостаточно, чтобы

вызвавшее ее поведение было пересмотрено. Когда обратную связь дают несколько

членов группы, она действует сильнее и обычно бывает более обоснованной. Обратная

связь наиболее полезна, когда она достаточно репрезентативна, то есть отражает мнение

большинства членов группы.

3.1.3. Диаграмма Джогари

Процесс самопознания тесно связан с процессом самораскрытия. Процесс выдачи и

получения обратной связи во взаимодействии с другими людьми можно

продемонстрировать при помощи модели, которую предложили американские психологи

Лафт Джозеф и Гарри Инграм.

Для описания этой модели используется диаграмма «окно Джогари».

В предложенной диаграмме авторы выделяют 4 зоны, которые различаются по

характеристикам содержащейся в них информации:

1. Открытая зона.

2. Слепая зона.

3. Скрытая зона.

4. Неизвестная зона.

Остановимся на характеристики каждой зоны.

Открытая зона.

Содержит поведение, чувства, мысли, которые известны и самому человеку и

окружающим. Данные этой зоны проявляются в ходе свободного и открытого обмена

личностной информации между индивидуумом и другими людьми. «Открытая зона»

увеличивается по мере упрочения доверия между людьми.

Слепая зона.

Содержит информацию о самом человеке, которая имеется у других людей, но

неизвестна ему самому. Состоит из того, что видят другие в человеке, он сам не замечает,

а окружающие считают неуместным говорить ему об этом. Это может быть

отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость, выскочка и

др. Например, привычка перебивать других на полуслове. В ходе взаимодействия между

людьми многие проявления внешней активности, а также личностные особенности

человека фиксируются окружающими, на их основе складывается мнение о нем. При этом

сама личность может не обращать внимание на свои особенности, или не осознавать их.

Скрытая зона.

Содержит информацию и сведения о себе, которые известны самой личности, но

неизвестны другим. Содержит то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Это

может быть сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов

в жизни. По тем или иным причинам человек скрывает эти данные от окружающих.

Например, из-за боязни потерять уважение окружающих, из-за страха, что, узнав его

реальные чувства, окружающие могут изменить своё отношение к нему. Но тем не мене

есть нечто, чем человек бы хотел поделиться с окружающими, выслушать их мнение. В

группе такими слушателями становятся участники группы.

Неизвестная зона.

Содержит информацию, которая не известна о личности ни ей самой, ни другим.

Например, это еще не проявившиеся способности, а также потенциальные возможности

развития.

Для улучшения коммуникации и самопознания в оде тренинга «открытая зона»

должна быть, как можно больше расширена. Чем больше степень самораскрытия, выдачи

информации о себе, тем ниже горизонтальная линия. Чем больше информации личность

получает о себе от других, тем дальше вправо отодвигается вертикальная линия, и тем

самым увеличивается «открытая зона». «Слепая зона» уменьшается благодаря принятию

обратной связи от других. Благодаря самораскрытию уменьшается «скрытая зона».

Таким образом, цель обратной связи — переместить информацию из 2-ой и 3-ьй

зоны в 1-ую зону, где она становится доступной самой личности и окружающим. В

процессе выдачи и получения обратной связи может происходить переход информации из

4-ой в 1-ую зону. Неожиданно для себя личность может воспринять новые данные,

увидеть новые связи между тем, что происходит с ним в данный момент и какими-то

предыдущими событиями. Такая форма усвоения информации называется озарение или

инсайт.

Рассмотрим 4 крайних варианта поведения с точки зрения получения и выдачи

обратной связи.

1. Большая «Открытая зона» — это идеальное окно, которое предполагает, что поведение

индивида открытое и прямое. Преимущество открытого поведения — большая часть

чувств и мнений человека понятна окружающим, он вызывает больше доверия

окружающих и располагает к общению.

2. Большая «Скрытая зона» описывает «интервьюера», человека, который запрашивает

информацию о себе, но сам добровольно её не дает. Такие люди часто вызывают у

других чувство недоверия и раздражения.

3. Большая «Слепая зона» — личность дает обратную связь и информации о себе, но не

может или не хочет принимать обратную связь от других. Такой человек часто

критикует других, но по разным причинам он плохой слушатель. Или он может

отвечать на обратную связь, выдаваемую ему таким образом, что другие будут

неохотно продолжать давать ему её. Результатом такой односторонней коммуникации

является то, что индивид ведет себя неэффективно.

4. Большая «Неизвестная зона» представляет человека, который много не знает о себе, и

которого не знают другие.

«Окно Джогари» показывает, что располагающая к открытому общению атмосфера

увеличивает потенциал группы и личности, способствует решению проблем, и что один из

способов расширения сферы общения состоит в расширении «открытой зоны». Когда

члены группы только начинают встречаться, «открытая зона» маленькая и неглубокая. По

мере развития отношений взаимопомощи общение становится более близким, и у людей

появляется больше возможностей оставаться собой при контактах с другими. Допустимая

в группе степень самораскрытия зависит от достигнутого в группе уровня взаимного

доверия.

Уровень доверия является решающим фактором в любой обучающей среде. Страх

вызывает защитные реакции и заводит в тупик развитие всякой социальной системы, как

семьи, так и любого более крупного сообщества. Защитные реакции преобладают в

группе, когда ее члены обеспокоены вопросами формального членства в ней, и

возможностью быть принятыми или отвергнутыми ею. Если сложившаяся в группе

обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников понимать

мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга уменьшатся. В таких

случаях за вежливыми выражениями лиц часто кроются стремление к жесткому

распределению ролей, осторожность в принятии решений, склонность проявлять

зависимость в поведении и критиковать зависимое поведение других. На ранних стадиях

развития группы, до создания в ней атмосферы психологической безопасности, для

членов группы характерно стремление защищать образ собственного «Я», избегать

конфликтов и открытого выражения чувств, искать одобрения у других, а также давать

другим советы и принимать за них решения. Джибб выделяет два способа создания в

группе атмосферы взаимной поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто

описательными и 2) переориентация с взаимного контроля на совместное решение

проблем.

Процесс развития обратной связи между каждым из членов группы и всей группой,

возможно, связан с наиболее глубокими переживаниями участников. В атмосфере

взаимного участия и доверия обратная связь позволяет каждому следить за своим

поведением и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...