Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационно-методические указания




УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

полковник

В.Аничкин

«______» _____________ 20___ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

с курсантами, обучающимися по ВУС-111000, 510200

Тема № 7 «Оценка радиационной и химической обстановки»

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № ________

от «___» __________20___г.

Г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

Общая часть. 3

Текст лекции № 1. 5

Методические рекомендации к групповому упражнению № 2. 18

Текст лекции № 3. 26

Методические рекомендации к групповому упражнению № 4. 39

Методические рекомендации к практическомузанятию № 5. 48

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Учебные и воспитательные цели

 

В результате изучения темы студенты должны:

 

Знать:

§ методику оценки радиационной и химической обстановки по данным прогноза и разведки;

§ влияние РХБО на действия войск.

Уметь:

§ решать типовые задачи при оценке РХБО;

§ наносить на карту радиационную и химическую обстановку по данным прогноза и разведки.

Владеть:

§ навыками штабной культуры.

 

План изучения темы

В соответствии с тематическим планом по Тактико-специальная подготовке, на изучение темы № 7 «Оценка радиационной и химической обстановки» отводится 14 учебных часов, в том числе:

 

Всего

Количество учебных часов

B ВУЗе

На учебном сборе

Л С ГУ ПЗ ТСтрЗ ТСпЗ ТСУ
14 4   8 2      

 

Общие организационно-методические указания

 

В соответствии с планом, изучение темы проводятся в ВУЗе.

Для изучения темы необходимы знания, полученные по дисциплинам Радиационная, химическая и биологическая защита, Тактическая подготовка. При изучении данной темы должны совершенствоваться знания и навыки обучаемых по военной топографии, тактической, огневой, РХБ защите, специальной и военно-технической подготовке.

В ходе лекций обучаемые изучают общетеоретические положения по теме.

При проведении групповых упражнений научить студентов оценивать РХ обстановку в должности начальника расчетно-аналитическая группы. У каждого студента должна быть карта масштаба 1:100 000, на которой будет проводиться тренировка по нанесению целей (частей и подразделений), радиационной и химической обстановки, принадлежности для работы с картой (простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ластик, офицерская линейка), вычислительная машинка. При недостаточном количестве учебных карт, в ходе тренировки целесообразно пользоваться простым карандашом, который можно стирать. По итогам практического занятия выставляется каждому курсанту оценка.

 

Занятие № 1 Лекция «Сущность и задачи оценки радиационной обстановки».

Объяснить методику оценки радиационной обстановки по данным прогноза и разведки и влияние радиационной обстановки на действия войск.

При рассмотрении учебных вопросов использовать компьютер и проектную установку, презентацию PowerPoint.

Занятие № 2 Групповое упражнение«Сущность и задачи оценки радиационной обстановки».

Научить проводить оценку радиационной обстановки по данным прогноза и разведки и влияние радиационной обстановки на действия войск на примере решения типовых задач по справочнику.

Занятие № 3 Лекция «Сущность и задачи оценки химической обстановки».

Объяснить методику оценки химической обстановки по данным прогноза и разведки и влияние радиационной обстановки на действия войск.

При рассмотрении учебных вопросов использовать компьютер и проектную установку, презентацию PowerPoint.

Занятие № 4 Групповое упражнение«Сущность и задачи оценки химической обстановки».

Научить проводить оценку химической обстановки по данным прогноза и разведки и влияние радиационной обстановки на действия войск на примере решения типовых задач по справочнику.

Занятие № 5 Практическое «Решение задач по оценке радиационной и химической обстановки с использованием ЭВМ».

Научить проводить оценку радиационной и химической обстановки с использованием ЭВМ на примере решения типовых задач.

Самоподготовка студентов должна обеспечиваться литературой, схемами, учебными картами, техническими средствами обучения.

 

Литература

Основная:

1. Радиационная, химическая и биологическая защита. Учебник./ Электросталь: Книжная фабрика № 1, 2005. 448 с.

2. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 2014. 207с.

Дополнительная:

3. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 1988. 176с.

4. Справочник по оценке масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения. /Свердловск, УрВО, 1988. 168 с.

5. Ядерное оружие. Пособие для офицеров. Изд. четвёртое. /М.: ВИ, 1987. 168 с.

6. Методика оценки радиационной, химической обстановки по данным разведки. /М.: ВИ, 1967. 88 с.

ФГАОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Военная кафедра Сухопутных войск (направление войск РХБ защиты)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

полковник

В.Аничкин

«______» _____________ 20___ г.

 

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

для проведения занятия по

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

с курсантами, обучающимися по ВУС-111000, 510200

Тема № 7 Оценка радиационной и химической обстановки

Занятие № 1 Сущность и задачи оценки радиационной обстановки

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № ________

от «___» __________20___г.

Г. Екатеринбург

Учебные и воспитательные цели

Изучить:

§ методику оценки радиационной обстановки по данным прогноза и разведки;

§ влияние радиационной обстановки на действия войск.

Воспитывать:

§ ответственность за точность и достоверность оценки обстановки.

 

 

План лекции и расчет времени

 I. Вводная часть – 3 мин.
II. Основная часть – 80 мин.
1. Сущность и задачи оценки радиационной обстановки – 15 мин.
2. Методика оценки радиационной обстановки методом прогнозирования. Исходные данные. Порядок нанесения на карту радиационной обстановки – 45 мин.
3. Методика оценки радиационной обстановки по данным разведки. Исходные данные. Порядок нанесения на карту радиационной обстановки – 20 мин.
III. Заключительная часть – 2 мин.

 

Учебно-материальное обеспечение

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- презентация PowerPoint;

- указка;

- справочный материал.

 

Литература

Основная:

1. Радиационная, химическая и биологическая защита. Учебник./ Электросталь: Книжная фабрика № 1, 2005. 448 с.

2. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 2014. 207с.

Дополнительная:

3. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 1988. 176с.

4. Справочник по оценке масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения. /Свердловск, УрВО, 1988. 168 с.

5. Ядерное оружие. Пособие для офицеров. Изд. четвёртое. /М.: ВИ, 1987. 168 с.

6. Методика оценки радиационной, химической обстановки по данным разведки. /М.: ВИ, 1967. 88 с.

Организационно-методические указания

Накануне занятия:

Сделать заявку заведующему лабораторией на подготовку к занятиям необходимого материального обеспечения, убедиться в его наличии и исправности.

В день занятия

Дежурный по взводу получает необходимое материальное обеспечение, готовит аудиторию по указанию преподавателя.

С началом занятия

Руководитель проверяет наличие обучаемых, делает отметки в журнале взвода.

Во вступительной части обязательно провести краткий анализ международной обстановки и связать это с содержанием обучения.

Делает краткое введение в тему, показывает порядок изучения темы и контрольные мероприятия.Называет и показывает литературу.

Называет тему занятия, делает краткое введение в тему занятия, где показывает важность темы, объявляет цели занятия, называет учебные вопросы.

При рассмотрении учебных вопросов использовать знания студентов по РХБ защите и Тактике.

В ходе изложения материала необходимо подробно раскрывать аббревиатуру, пояснять специальную военную терминологию для достижения понимания материала обучаемыми.

Добиться усвоения студентами основных понятий.

В ходе лекции основные понятия давать под запись с раскрытием их понимания. Результатом должно стать четкое понимание порядка оценки радиационной обстановки. Основной метод изложения материала – рассказ, и в части вопросов – показ.

Использовать компьютер, мультимедийный проектор и презентацию PowerPoint, а при их отсутствии проекционную установку, слайды и плакаты.

Основные понятия дать под запись.

В конце занятия

Подвести итоги занятия, дать задание на самоподготовку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть — 5 мин.

 

· Проверить наличие личного состава и готовность к занятию.

 

· Объявить тему:

 

Тема № 7   Оценка радиационной и химической обстановки.

 

· Введение в тему:

 

Товарищи курсанту!

Военные действия могут быть начаты как с применением обычного, так и ядерного оружия. В условиях массовых разрушений и пожаров может сложиться сложная радиационная обстановка, которая окажет существенное влияние на ведение боевых действий войсками, затруднит, а в ряде случаев поставит на грань срыва выполнение отдельных мероприятий по обеспечению их действий.

Именно поэтому командующие (командиры) всех степеней должны постоянно владеть информацией о возможной радиационной обстановке, сложившейся в полосе действий подчинённого объединения (соединения, части), для своевременного принятия обоснованного решения.

Выявление фактической радиационной обстановки организуют все командиры родов и специальных войск, а её сбор, обработку, оценку и выдачу обобщённых данных в заинтересованные штабы – расчётно-аналитические станции и группы.

 

· Объявить тему занятия;

 

Занятие № 1 Сущность и задачи оценки радиационной обстановки.

 

Цель сегодняшней лекции:

Изучить:

§ методику оценки радиационной обстановки по данным прогноза и разведки;

§ влияние радиационной обстановки на действия войск.

 

· Назвать литературу:

Основная:

1. Радиационная, химическая и биологическая защита. Учебник./ Электросталь: Книжная фабрика № 1, 2005. 448 с.

2. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 2014. 207с.

Дополнительная:

3. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть 2/М., ВИ, 1988. 176с.

4. Справочник по оценке масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения. /Свердловск, УрВО, 1988. 168 с.

5. Ядерное оружие. Пособие для офицеров. Изд. четвёртое. /М.: ВИ, 1987. 168 с.

6. Методика оценки радиационной, химической обстановки по данным разведки. /М.: ВИ, 1967. 88 с.

 

· Объявить учебные вопросы:

1. Сущность и задачи оценки радиационной обстановки.

2. Методика оценки радиационной обстановки методом прогнозирования. Исходные данные. Порядок нанесения на карту радиационной обстановки.

3. Методика оценки радиационной обстановки по данным разведки. Исходные данные. Порядок нанесения на карту радиационной обстановки.

 

· Объявить первый учебный вопрос

II. Основная часть — 80 мин.
1. Сущность и задачи оценки радиационной обстановки. — 15 мин.

Под радиоактивной обстановкой, как элементом боевой обстановки, понимают возникающие в результате применения ядерного оружия условия, которые определяются масштабами и степенью радиоактивного заражения местности и объектов на ней и могут оказать влияние на действия и боеспособность войск, работу промышленных предприятий и жизнедеятельность населения.

 

Цель РХБ защиты достигается выполнением таких задач, как: выявление и оценка масштабов и последствий применения оружия массового поражения (ОМП), разрушений радиационно и химически опасных объектов (РХОО); обеспечение защиты личного состава от радиоактивных, отравляю­щих, других токсичных веществ и биологических средств; снижение замет­ности войск и объектов.

Выполнение задачи по выявлению и оценке масштабов и последствий применения оружия массового поражения обеспечивается проведением комплекса мероприятий, который включает: засечку ядерных взрывов; радиационную, химическую, биологическую разведку и контроль; сбор, обработку данных и информацию о радиационной, химической и биологической обстановке.

Радиационная, химическая и биологическая разведка ведется частями (подразделениями) наземной РХБ и воздушной РХ разведки, а также подготовленными отделениями (расчетами, экипажами) всех родов войск и спе­циальных войск.

Для ведения РХБ разведки на маршрутах движения войск, путях подвоза и эвакуации могут привлекаться комендантские посты регулирования движения, оснащенные средствами РХ разведки.

Наземная РХБ разведка ведется дозорами РХБР и постами РХБН.

Дозоры РХБР выделяются от разведывательных подразделений войск РХБ защиты и действуют самостоятельно или в составе органов войсковой разведки, передовых, разведывательных, рейдовых, специальных и обходящих отрядов, авангардов, отрядов обеспечения движения и отрядов ликвидации последствий (ОЛП) применения противником ОМП.

Посты РХБН войск РХБ защиты ведут РХБ разведку, как правило, на командных пунктах соединений и частей, специально подготовленные посты РХБН (химические наблюдатели) подразделений – радиационную и химическую разведку на их командно-наблюдательных пунктах. В отдельных случаях данные посты могут выставляться также на предполагаемом направлении распространения зараженного воздуха (радиоактивного заражения) в районах вероятного применения отравляющих веществ и в районах разрушения РХОО.

Основными задачами постов РХБН являются: своевременное обнаружение фактов применения ЯХБО; определение мощностей доз излучения, типов отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ в районе своего расположения; подача сигналов оповещения о радиоактивном и химическом (биологическом) заражении; контроль изменения радиоактивного и химического заражения в местах наблюдения.

Данные РХБ разведки от постов и дозоров принимаются штабами, РАСТ, РАГ. Поступающая информация немедленно доводится до командиров и используется для уточнения решения командира на действия войск в сложившейся обстановке.

Сбор, обработка данных и информация о РХБ обстановкепроводятся с целью оценки масштабов и последствий применения ОМП, разрушений РХОО, передачи этой информации в вышестоящие, подчиненные и взаимодействующие органы управления. На основе данных о РХБ обстановке готовятся предложения и принимаются решения на действия войск в условиях заражения, проведение режимно-организационных мероприятий и ликвидацию последствий.

Задача по сбору, обработке данных и информации о РХБ обстановке выполняется создаваемой системой выявления и оценки масштабов и последствий применения ОМП, разрушений РХОО. Центрами сбора, обработки и передачи информации о РХБ обстановке в системе выявления и оценки масштабов и последствий применения ОМП являются расчетно-аналитические станции, группы объединений и соединений.

Последовательность оценки радиационной и химической обстановки:

оформить рабочую карту;

нанести на карту общую обстановку;

нанести на карту частную обстановку;

определить мероприятия рхб защиты, которые необходимо выполнить немедленно;

определить потери личного состава:

- в очаге ядерного взрыва;

- в районе применения химического оружия;

- в зонах распространения;

- на следе радиоактивного облака.

определить боеспособность подразделений;

возможные последующие потери;

влияние применения ОМП на выполнение поставленных задач;

предложения по действиям подразделений в сложившейся обстановке;

расчет сил, средств и времени для ликвидации последствий применения ОМП;

какая необходима помощь старшего начальника?

 

 

Выслушать и ответить на вопросы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...