Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционное право как наука. Предмет, источники и система науки конституционного права.




Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука - это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права. Иными словами, наука исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования. Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время.

В качестве источников науки конституционного права выступают:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие нормативные правовые акты;

3) практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:основы отрасли конституционного права;основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.

 

Понятие конституции, ее виды.

Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».

Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-либо установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.

К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.

В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.

Для понимания конституции как основного закона государства, познания ее природы и предназначения важным становится вопрос уяснения сущности этого документа. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора.По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного правасчитают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти, поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет приделы этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, являвшаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа последних. Однако демократия не совместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Конституцию как правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1.Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...