Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие и особенные черты норм конституционного права.




Нормам КП присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демократизм, общие правила поведения и их исполнение) поэтому с одной стороны мы не должны их противопоставлять другим нормам права, но и нельзя не видеть, что нормы КП обладают и особенностями, прежде всего они отличаются и особым юридическим содержанием закрепляя и регулируя основные устои общества.

Во- вторых- многие нормы КП, особенно Конституции регулируют общественные отношения своеобразным методом, в меньшей путем прямого воздействия и в большей степени через другие отрасли права.

В - третьих правила поведения установленные нормами КП адресуются особому кругу субъектов (белорусскому народу как суверенный, административно-территориальные устройства, органы государства, общественные организации, собрания граждан, лица без гражданства, иностранцам).

В четвертых значительное количество норм КП не содержит трех традиционных элементов правовой нормы: гипотезы условий, при которых она применяется; диспозиции – четкое определение прав и обязанностей участников правоотношений; санкций – то есть указаний на правовые последствия несоблюдения или нарушения нормы.

В пятых нормы КП могут быть общими, специальными, исключительными.

Общие распространяются на все общественные отношения регулируемые нормамиКП. Пример: нормы конституции.

Специальные регулируются определенный вид отношений. Пример: комптенция райсовета закрепленная в регламенте.

Исключительная устанавливают изъятие из правил содержащихся в общих и специальных нормах. Пример: возраст депутата.

В шестых по степени определенности правил поведения нормы КП бывают: дифинитивные, регулятивные.

Дефинитивные – закрепляют какие-то принципы, понятия, имеющие важное значение. Пример: определение власти народа, политической основы государства и т.д.

Регулятивные – содержат конкретные правила поведения. Пример: обязанность депутата отчитываться перед избирателями о проделанной работе.

В седьмых они могут быть конституционными и неконституционными.

В восьмых императивными, то есть не допускающими отступлений и диспозитивными, то есть применяемыми тогда когда участники конституционных правоотношений не выработали иного условия по вопросу, регулируемому данной нормой.

В девятых, как и другие нормы права, конституционные нормы права делятся по действию во времени, в пространстве, по кругу лиц.

 

Конституционно-правовая ответственность.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. Установление конституционно-правовой ответственности необходимо в первую очередь для ограничения всевластия государства, для повышения чувства его ответственности перед народом и страной. Однако речь при этом должна идти не только о высших органах власти – Президенте, Парламенте, Правительстве, это может касаться также депутатов всех уровней, судей, общественных объединений и т.д. Иными словами, потенциально субъектом конституционно-правовой ответственности может быть любой из участников конституционно-правовых отношений.

Выделяются коллективные и индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности. К первым можно отнести Парламент, мерой ответственности, для которого может быть досрочное прекращение полномочий его Палат; Правительство – в определенных случаях может быть отправлено в отставку; местные Советы депутатов – могут быть досрочно распущены в случаях, оговоренных законом. К индивидуальным субъектам конституционно-правовой ответственности можно отнести Президента, Премьер-министра, депутатов и даже рядовых граждан, для которых также возможно наступление тех или иных отрицательных последствий, в случаях оговоренных Законом.

Следует согласиться с мнением Г.А.Васильевича (председатель Конституционного Суда Беларуси, доктор юридических наук, профессор), который в своем учебнике «Конституционное право Республики Беларусь» отмечает, что было бы полезным принять специальный закон, который бы комплексно закрепил все вопросы, связанные с применением конституционно-правовой ответственности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...