Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники конституционного права.




Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права.

Термин «конституционное право» используется в трех значениях:

1) конституционное право как особая отрасль права в системе национального права;

2) конституционное право как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

3) конституционное право как предмет преподавания, как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Беларусь (да и других государств). Как и любая другая отрасль, она представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, а с другой стороны - отличаются от норм других отраслей права (о чем будет сказано ниже).

Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества (социально-экономической, политической, духовно-культурной и др.). Так, оно закрепляет основы правового статуса личности, гарантии и способы защиты ее конституционных прав (свобод) и обеспечения выполнения своих конституционных обязанностей; организацию государственной власти, структуру органов государственной власти и их полномочия; политическую систему общества; экономический строй государства; основы отношений собственности; социальную роль государства; форму государства; избирательную систему, основы местного управления и самоуправления и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Анализируя круг регулируемых конституционным правом общественных отношений, можно предположить, что важнейшими их сферами являются:

а) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

б) устройство государства и государственной власти (властеотношения).

В конституционном праве применяются следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

1)запрета, т.е. конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.116 Конституции Республики Беларусь);

2) обязывания, т.е. нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия (например, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53 Конституции Республики Беларусь);

3) дозволения, т.е. нормы разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие действия (например, Правительство или любой член Правительства в праве заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ст.106 Конституции Республики Беларусь).

Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т.е. запрета и обязывания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.

 

Место конституционного права в правовой системе Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.

Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы Такая роль данной отрасли права обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами.

С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль права, той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им.

Так, конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления. Следовательно, оно устанавливает основы административного права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;

В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономический строй, формы собственности, право частной собственности граждан и право ее наследования. Эти нормы составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения;

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные права граждан: на труд, отдых и др. Эти нормы являются исходными для трудового права, которое регулирует трудовые отношения;

Конституционное право закрепляет обязанности граждан соблюдать Конституцию, исполнять законы, уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, при необходимости исполнять священный долг по защите Республики. Эти положения являются исходными для уголовного права;

В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Следовательно, они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Таким образом, конституционно-правовые нормы являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

 

Источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие, как правило, нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Эти акты обладают различной юридической силой, которая определяется статусом государственного органа его издавшего и формой данного акта.

В качестве источников конституционного права Республики Беларусь выступают:Конституция (и конституционные законы);международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь;законы (программные, кодексы, обычные);декреты Президента Республики Беларусь;указы Президента Республики Беларусь;постановления палат Национального собрания;постановления Совета Министров;нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;решения органов местного управления и самоуправления.

Следует иметь в виду, что указанные акты могут выступать и в качестве источников других отраслей права. К примеру, тот или иной Закон может быть источником административного права, не являясь при этом источником конституционного права. То есть, в качестве источника конституционного права может выступать только тот нормативный акт, который содержит конституционно-правовые нормы.

Среди источников важнейшее место занимает Конститу-
ция – Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу.

Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.140 Конституции к конституционным законам относятся:законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию;законы о введении в действие Конституции и законов о внесении в нее изменений и дополнений;акты о толковании Конституции.

Все эти акты, как и Конституция, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента, т.е. квалифицированное большинство голосов, а не простое, как при принятии обычных законов.

Источниками конституционного права могут являться также соответствующие международные договоры и соглашения, заключаемые Республикой Беларусь с другими суверенными государствами. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция Республики Беларусь (ст.8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

За международными договорами по юридической силе следуют программные законы. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.104 Конституции в качестве таковых выступают:законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь;законы о военной доктрине Республики Беларусь.

В литературе выделяются и органические законы. В Конституции Беларуси этот вид законов не предусмотрен.Суть этих законов состоит в том, что они дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Они являются как бы продолжением организма Конституции, отсюда и их название. В Республике Беларусь к таковым неформально можно отнести, например, Закон «О Совете министров», Закон «О гражданстве». Наличие этих законов предусматривается соответственно статьями 108 и 10 Конституции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...