Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Почему Софья предпочла умному, талантливому Чацкому «бессловесного» Молчалина? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)




Ответ:

Создавая пьесу «Горе от ума», А.С. Грибоедов хотел изобразить конфликт между «веком нынешним и веком минувшим» и нарисовать героя, в котором нашли бы отражение черты прогрессивного дворянства того времени.

Для того чтобы нарисовать обличительную картину фамусовского общества, Грибоедову был нужен герой–резонер, несущий читателю авторское слово. Таким героем в пьесе стал А.С. Чацкий

 В произведении Грибоедова герои высказываются по всем основным вопросам своего времени, и мы узнаем, что А.А. Чацкому близки взгляды декабристов. Собственно говоря, олицетворяя в пьесе прогрессивное дворянство, Чацкий и является прообразом будущих декабристов.

В пьесе А.С. Грибоедова мы становимся свидетелями частного визита Чацкого в дом своего воспитателя Фамусова для того, чтобы сделать предложение Софье. Но Софья, являясь сильной по характеру женщиной, предпочитает умному Чацкому «бессловесного» Молчалина. Имя Софья переводится с греческого языка как мудрость, но эта мудрость фамусовского общества. Софья прекрасно осознает, что жизнь с Чацким не сулит ей ничего хорошего, что его взгляды могут привести к тому, что он будет отправлен в ссылку в Сибирь, а она будет обречена на всеобщее непонимание. Софье совершенно не нужен такой муж. Она предпочитает мужа–мальчика или мужа–слугу, который никогда не будет противостоять обществу, в котором он находится. Идеальной кандидатурой на пост мужа Софье видится Молчалин. Хотя этот человек не имеет дворянского происхождения, всего за три года он смог добиться значительных успехов, получив три ордена и став для Фамусова незаменимым слугой. Именно в таком покорном и «бессловесном» муже нуждается Софья. Она нуждается в муже, которым она сможет управлять. Чацкий же самодостаточен, но неразделенная любовь приводит его к одиночеству и вынужденным скитаниям.

В своей пьесе Грибоедову удалось изобразить конфликт между «веком нынешним и веком минувшим», и также изобразить главного героя, в котором нашли свое отражение черты прогрессивного дворянства своего времени. В конце своей пьесы А.С. Грибоедов рисует трагедию Софьи, узнавшей в один миг, что её возлюбленный оказался мерзавцем и предпочел ей горничную. Финал пьесы трагичен и открыт.

Комментарий.

К1.Сочинение в основном соответствует формулировке темы. Ответ выпускника нацелен на раскрытие сущности вопроса, часть тезисов сформулирована верно, продемонстрировано знание сюжета произведения, общее понимание его проблематики, авторской позиции. Однако приведенная аргументация не всегда убедительна, характеры героев представлены несколько упрощённо. В ряде случаев имеет место поверхностный анализ соответствующей коллизии пьесы (причины увлечения Софьи Молчалиным поняты неглубоко, хотя следовало бы указать, что Софья, как замечает И.А. Гончаров, вначале стремится «покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, – возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права»). Вступительная часть рассуждения лишена необходимой привязки к поставленной проблеме, а в заключении экзаменуемый переключается на сжатый пересказ сюжета и не подводит итогов анализа, хотя в заключении должны быть четко указаны причины, по которым Софья предпочитает Чацкого Молчалину, так как ключевое слово темы «почему?». 1 балл.

К2.Не все сформулированные выпускником тезисы подкреплены аргументами и примерами. Не указано, какие именно взгляды Чацкого близки декабристам (герой отрицает самодержавие и крепостничество, низкопоклонство перед чинами и заграницей, отвратительные нравы старого дворянства, разливающегося «в пирах и мотовстве»), какие именно черты Молчалина привлекают Софью и пробуждают ее любовь (героиню восхищает его способность «обезоружить безмолвием», общение «со старичками» вместо веселья и резвости, то, что Молчалин «уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», на что указывает И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний», которую экзаменуемый не упоминает).

Текст комедии А.С. Грибоедова привлекается недостаточно (в сочинении отсутствуют прямые цитаты из комедии, текст привлекается преимущественно только в виде пересказа), имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с поставленной проблемой, а также есть отступления от анализа в пользу трудно доказуемых предположений, которые не могут быть обоснованы текстом пьесы («Софья прекрасно осознает, что жизнь с Чацким не сулит ей ничего хорошего, что его взгляды могут привести к тому, что он будет отправлен в ссылку в Сибирь, а она будет обречена на всеобщее непонимание»).

Кроме того, экзаменуемый допускает фактическую ошибку, утверждая, что Молчалин получил «три ордена» (в тексте «три награжденья»), и фактическую неточность, неверно указывая в первом случае инициалы Чацкого (А.С. Чацкий), вероятно, назвав по ошибке инициалы Грибоедова. 2 балла.

К3.В работе многократно и безошибочно использованы теоретико-литературные термины и понятия (пьеса, конфликт, герой, герой-резонер, авторское слово, произведение, олицетворять, характер, открытый финал, трагедия, трагичность), часть из которых уместно используется для анализа художественного текста. Однако выпускник ни разу не употребляет в сочинении термин «комедия», заменяя его словами «пьеса» или «произведение».2 балла.

К4.В целом работа композиционно продумана, смысловые части сочинения связаны между собой, но логика изложения не всегда безупречна. Экзаменуемый формулирует ряд тезисов, которые не получают соответствующей логической аргументации, например: «Но Софья, являясь сильной по характеру женщиной, предпочитает умному Чацкому “бессловесного” Молчалина». В последующих фразах экзаменуемый переключается на рассуждение о смысле имени героини и другие частные проблемы. Лишь в конце работы предлагается объяснение, почему именно сила характера Софьи определяет ее любовный выбор: «Она нуждается в муже, которым она сможет управлять».1 балл.

К5.Использованная в работе лексика свидетельствует о наличии у экзаменуемого определенной филологической культуры(«нашли бы отражение черты», «обличительная картина», «является прообразом» и т. п.). Но в ряде случаев его подводит выбор слова(«пост мужа» вместо «роль мужа»),неоправданные повторы одних и тех же оборотов (трижды говорится о «прогрессивном дворянстве»), неумение подобрать синоним («нарисовать картину», «нарисовать героя»), что приводит к речевым ошибкам. Выпускник не всегда умело включает теоретико-литературные термины и понятия в речевые конструкции. Неудачныобороты: «нарисовать героя» (лучше использовать другой глагол: изобразить или представить), «изобразить конфликт» (с понятием «конфликт» совместимы такие слова: представлен, отображен и др.)

Таким образом, в сочинении допущены 3 речевые ошибки:

– «пост мужа» (неудачное словоупотребление);

– «изобразить конфликт» (лексическая несочетаемость);

– «нарисовать картину», «нарисовать героя» (неоправданный лексический повтор). 2 балла.

Оценка за сочинение: 8 баллов (по критериям: 1;2;2;1;2).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...