Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценивание заданий 17.1 –17.3
Выполнение задания части 2 (17.1–17.4) оценивается по пяти критериям: Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия», Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», Критерий 5 «Соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение задания 17 выставляется
При написании сочинения выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования: - раскрытие темы сочинения с опорой на авторскую позицию; - убедительность аргументации; - умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; - точность в изложении литературных фактов; - грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения; - разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.); - композиционная цельность сочинения, логическая связность его частей, отсутствие нарушений последовательности внутри смысловых частей и необоснованных повторов - грамотное речевое оформление сочинения. Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 14 баллов.
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования Во время работы экспертам запрещается: · самостоятельно изменять рабочие места; · копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, · иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.); · без уважительной причины покидать аудиторию; · переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом; · если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.
3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом Первая и вторая части работы нацелены на анализ конкретного художественного текста (или его фрагмента) и имеют схожую структуру. Каждая из них включает задания с кратким ответом (1-7 и 10-14), а также задания, требующие от экзаменуемого обобщить наблюдения над одной из важных проблем текста (задания 8, 15) и включить произведение в литературный контекст (задания 9, 16). Оба типа вопросов относятся к заданиям повышенного уровня сложности: экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объеме 5–10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Задания 8 и 15 Овладение умением строить содержательное связное высказывание на заданную тему при анализе художественных произведений и ответе на вопросы входит в комплекс целей, на достижение которых направлено изучение литературы. Специфика заданий 8 и 15 состоит в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на проблемный вопрос. Например: · Почему Печорина относят к типу «лишних людей»? (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».) · Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину? (А.П. Чехов, «Вишневый сад».) · С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (А.С. Грибоедов, «Горе от ума».) · В чем символический смысл центрального образа стихотворения А.С. Пушкина «Туча»? Эти задания проверяют: – умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте; – умение анализировать содержание текста; – умение обобщать наблюдения над художественным текстом; – умение логично и последовательно излагать мысли; – умение соблюдать нормы речи. Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают разделить выпускников по уровню их образовательной подготовки. Понимание специфики заданий 8 и 15 – важнейшее условие их успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. В зависимости от конкретного задания основной тезис, содержащийся в ответе выпускника, может быть - свободным изложением материалов учебных пособий; - представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого. Задания 8 и 15 оцениваются по трём критериям:«Соответствие ответа заданию» (К 1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К 2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К 3). Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов. Если по второму критерию ставится 0 баллов, то по третьему критерию работа не оценивается. В «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов. За успешное выполнение каждого из указанных заданий (8 и 15) экзаменуемый получает максимально по 6 баллов. Ответы на задания 8 и 15 должны соответствовать следующим требованиям: - ответ должен содержательно соотноситься с поставленной задачей, свидетельствовать о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения и опираться на авторскую позицию; - для аргументации суждений текст должен привлекаться на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр., без подмены анализа пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения; - ответ не должен содержать фактических, логические, речевых ошибок. В ходе экспертной проверки работ нередко возникает вопрос о том, что считать в работе выпускника искажением авторской позицией. Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. «Автор даёт о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах». (В.Е.Хализев)[1] Художественное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия мира, который проявляется в выборе темы, проблемы, героев, т.е. содержания и формы произведения. Таким образом, авторская позиция проявляется во всех сторонах литературного произведения. Выпускник должен продемонстрировать понимание авторских оценок героев, событий, идей и т.д., которые обусловлены представлениями писателя/поэта о жизни, его взглядами и теми задачами, которые он ставит перед собой. Искажение авторской позиции свидетельствует о непонимании проблематики произведения в целом, авторского пафоса, сущности характеров персонажей и т.п., в отличие от фактических ошибок, сигнализирующих о незнании конкретного сегмента содержания. В ряде случаев наблюдается стремление выпускников расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование выполнено и не происходит «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию («Соответствие ответа заданию») не должна быть снижена. В критериях оценивания заданий 8 и 15 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий, однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно. Для удобства оценивания ответов на указанные задания эксперт может использовать следующие опорные вопросы: 1. Даёт ли выпускник ответ на вопрос задания, свидетельствующий о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения? 2. Не противоречат ли высказанные им суждения авторской позиции? 3. Привлекает ли выпускник текст для аргументации своих суждений? 4. Если привлекает, то на каком уровне: обращается к анализу важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр. или ограничивается пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения? 5. Допускает ли фактические ошибки? 6. Допускает ли логические ошибки? 7. Допускает ли речевые ошибки?
Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий 8 и 15, следует обратиться к критериям проверки и оценивания указанных заданий. (См. Приложение 1)
Задания 9 и 16 Выполнение заданий 9 и16 предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001). Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны овладеть умениями устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Ниже приведены примеры заданий 9, 16. – В каких произведениях русской литературы город становится предметом художественного изображения и что сближает эти произведения с гоголевским «Ревизором»? – В каких произведениях русской литературы изображены герои, схожие с Фамусов по своим взглядам на мир и человека, и в чем их можно сопоставить с этим персонажем? – В каких произведениях русской поэзии ХIХ века звучит тема «невыразимого» и что сближает эти произведения со стихотворением В.А. Жуковского «Море»? Подобные задания требуют краткого связного ответа и являются своеобразным итогом работы с текстом. Задания этого типа по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса. Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся умения интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте; проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций. Таким образом, задания 9 и 16 проверяют: – умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте; – умение анализировать содержание текста; – умение обобщать наблюдения над художественным текстом; – умение находить литературные аналогии; – умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; – умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при сопоставлении произведений; – умение логично и последовательно излагать мысли. Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.
Задания 9 и 16оцениваются по четырём критериям: «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» (К1), «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом» (К2), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К3) и «Логичность и соблюдение речевых норм» (К4). Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов. Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки развернутых ответов» по критерию 4 выставляется За успешное выполнение каждого из указанных заданий (9 и 16) экзаменуемый получает максимально по 10 баллов. Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям: – названы произведения, самостоятельно выбранные выпускником для сопоставления с исходным текстом, и указаны их авторы (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); – произведения сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа; – авторская позиция не искажена, – для аргументации суждений тексты выбранных произведений привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. без подмены анализа пересказом и общими рассуждениями о содержании произведений; – фактических ошибок отсутствуют; – логические, речевые ошибки отсутствуют. В критериях оценивания заданий 9 и 16 (как и для заданий 8 и 15) нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако в ряде случаев задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия выполнить их будет затруднительно. Чтобы оценить качество выполнения сопоставительных заданий, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Каков объём указанного выпускником контекста: одно или два произведения выбраны для сопоставления, приведены ли названия этих произведений, указаны ли их авторы? 2. Сопоставлено ли каждое выбранное выпускником произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа? 3. Не искажает ли выпускник при сопоставлении произведений авторскую позицию? 4. Привлекает ли выпускник текст для аргументации своих суждений? 5. Если текст привлекается, то на каком уровне: участник обращается к анализу важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр. или ограничивается пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения? 6. Допущены ли фактические ошибки? 7. Характеризуется ли ответ логической связностью мыслей и грамотным речевым оформлением? Для выставления баллов за ответы на задания 9 и 16 следует обратиться к критериям проверки и оценивания указанных заданий. (См. Приложение 1)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |