Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценивание заданий 17.1 –17.3




Выполнение задания части 2 (17.1–17.4) оценивается по пяти критериям: Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия», Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», Критерий 5 «Соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение задания 17 выставляется
14 баллов (по критериям 1, 2, 4, 5 – максимально по 3 балла, по критерию 3 –
2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов. При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

 


При написании сочинения выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования:

- раскрытие темы сочинения с опорой на авторскую позицию;

- убедительность аргументации;

- умение формулировать и обосновывать свою точку зрения;

- точность в изложении литературных фактов;

- грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;

- разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

- композиционная цельность сочинения, логическая связность его частей, отсутствие нарушений последовательности внутри смысловых частей и необоснованных повторов

- грамотное речевое оформление сочинения.

Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 14 баллов.

 




Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Во время работы экспертам запрещается:

· самостоятельно изменять рабочие места;

· копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ,
а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

· иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);

· без уважительной причины покидать аудиторию;

· переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;

· если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.

 

3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
ограниченного объема 8 , 9, 15, 16

Первая и вторая части работы нацелены на анализ конкретного художественного текста (или его фрагмента) и имеют схожую структуру. Каждая из них включает задания с кратким ответом (1-7 и 10-14), а также задания, требующие от экзаменуемого обобщить наблюдения над одной из важных проблем текста (задания 8, 15) и включить произведение в литературный контекст (задания 9, 16).  

Оба типа вопросов относятся к заданиям повышенного уровня сложности: экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объеме 5–10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).



Задания 8 и 15

Овладение умением строить содержательное связное высказывание на заданную тему при анализе художественных произведений и ответе на вопросы входит в комплекс целей, на достижение которых направлено изучение литературы.

Специфика заданий 8 и 15 состоит в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на проблемный вопрос. Например:

· Почему Печорина относят к типу «лишних людей»? (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)

· Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину? (А.П. Чехов, «Вишневый сад».)

· С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (А.С. Грибоедов, «Горе от ума».)

· В чем символический смысл центрального образа стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?

Эти задания проверяют:

– умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

– умение анализировать содержание текста;

– умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

– умение логично и последовательно излагать мысли;

– умение соблюдать нормы речи.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают разделить выпускников по уровню их образовательной подготовки.

Понимание специфики заданий 8 и 15 – важнейшее условие их успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ.

В зависимости от конкретного задания основной тезис, содержащийся в ответе выпускника, может быть

-  свободным изложением материалов учебных пособий;

-  представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.

Задания 8 и 15 оцениваются по трём критериям:«Соответствие ответа заданию» (К 1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К 2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К 3).

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

Если по второму критерию ставится 0 баллов, то по третьему критерию работа не оценивается. В «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

За успешное выполнение каждого из указанных заданий (8 и 15) экзаменуемый получает максимально по 6 баллов.

Ответы на задания 8 и 15 должны соответствовать следующим требованиям:

- ответ должен содержательно соотноситься с поставленной задачей, свидетельствовать о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения и опираться на авторскую позицию;

- для аргументации суждений текст должен привлекаться на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр., без подмены анализа пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения;

- ответ не должен содержать фактических, логические, речевых ошибок.

В ходе экспертной проверки работ нередко возникает вопрос о том, что считать в работе выпускника искажением авторской позицией.

Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. «Автор даёт о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах». (В.Е.Хализев)[1] Художественное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия мира, который проявляется в выборе темы, проблемы, героев, т.е. содержания и формы произведения. Таким образом, авторская позиция проявляется во всех сторонах литературного произведения.

Выпускник должен продемонстрировать понимание авторских оценок героев, событий, идей и т.д., которые обусловлены представлениями писателя/поэта о жизни, его взглядами и теми задачами, которые он ставит перед собой.

Искажение авторской позиции свидетельствует о непонимании проблематики произведения в целом, авторского пафоса, сущности характеров персонажей и т.п., в отличие от фактических ошибок, сигнализирующих о незнании конкретного сегмента содержания.

В ряде случаев наблюдается стремление выпускников расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование выполнено и не происходит «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию («Соответствие ответа заданию») не должна быть снижена.

В критериях оценивания заданий 8 и 15 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий, однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно.

Для удобства оценивания ответов на указанные задания эксперт может использовать следующие опорные вопросы:

1. Даёт ли выпускник ответ на вопрос задания, свидетельствующий о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения?

2. Не противоречат ли высказанные им суждения авторской позиции?

3. Привлекает ли выпускник текст для аргументации своих суждений?

4. Если привлекает, то на каком уровне: обращается к анализу важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр. или ограничивается пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения?

5. Допускает ли фактические ошибки?

6. Допускает ли логические ошибки?

7. Допускает ли речевые ошибки?

 

Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий 8 и 15, следует обратиться к критериям проверки и оценивания указанных заданий. (См. Приложение 1)

 

Задания 9 и 16

Выполнение заданий 9 и16 предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом.

Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001).

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны овладеть умениями устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства.

Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Ниже приведены примеры заданий 9, 16.

– В каких произведениях русской литературы город становится предметом художественного изображения и что сближает эти произведения с гоголевским «Ревизором»?

– В каких произведениях русской литературы изображены герои, схожие с Фамусов по своим взглядам на мир и человека, и в чем их можно сопоставить с этим персонажем?

– В каких произведениях русской поэзии ХIХ века звучит тема «невыразимого» и что сближает эти произведения со стихотворением В.А. Жуковского «Море»?

 Подобные задания требуют краткого связного ответа и являются своеобразным итогом работы с текстом.

Задания этого типа по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).

Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся умения интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте; проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

Таким образом, задания 9 и 16 проверяют:

– умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

– умение анализировать содержание текста;

– умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

– умение находить литературные аналогии;

– умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

– умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при сопоставлении произведений;

– умение логично и последовательно излагать мысли.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

 

Задания 9 и 16оцениваются по четырём критериям: «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» (К1), «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом» (К2), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К3) и «Логичность и соблюдение речевых норм» (К4).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки развернутых ответов» по критерию 4 выставляется
0 баллов.

За успешное выполнение каждого из указанных заданий (9 и 16) экзаменуемый получает максимально по 10 баллов.

Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:

– названы произведения, самостоятельно выбранные выпускником для сопоставления с исходным текстом, и указаны их авторы (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

–  произведения сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

– авторская позиция не искажена,

– для аргументации суждений тексты выбранных произведений привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. без подмены анализа пересказом и общими рассуждениями о содержании произведений;

– фактических ошибок отсутствуют;

– логические, речевые ошибки отсутствуют.

В критериях оценивания заданий 9 и 16 (как и для заданий 8 и 15) нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако в ряде случаев задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия выполнить их будет затруднительно.

Чтобы оценить качество выполнения сопоставительных заданий, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каков объём указанного выпускником контекста: одно или два произведения выбраны для сопоставления, приведены ли названия этих произведений, указаны ли их авторы?

2. Сопоставлено ли каждое выбранное выпускником произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа?

3. Не искажает ли выпускник при сопоставлении произведений авторскую позицию?

4. Привлекает ли выпускник текст для аргументации своих суждений?

5. Если текст привлекается, то на каком уровне: участник обращается к анализу важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр. или ограничивается пересказом и общими рассуждениями о содержании произведения?

6. Допущены ли фактические ошибки?

7. Характеризуется ли ответ логической связностью мыслей и грамотным речевым оформлением?

Для выставления баллов за ответы на задания 9 и 16 следует обратиться к критериям проверки и оценивания указанных заданий. (См. Приложение 1)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...