Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений литературы XX–XIX вв.)




Особенностью формулировок тем данного комплекта является следующее:

– в теме 1 указаны автор и название произведения, а сама тема сформулирована в виде конкретного вопроса;

– в теме 2 указан автор и название произведения, но при ответе на вопрос выпускник выбирает аспект раскрытия темы (персонажа) и обоснованно формулирует свое отношение к проблеме (герою);

– в теме 3 указан автор и сформулировано направление высказывания, но аспект раскрытия темы и подбор конкретных текстов для анализа осуществляет выпускник;

– в теме 4 указано только направление высказывания, а круг авторов и произведений определяет выпускник.

Выпускник выбирает только одну из четырех тем и раскрывает ее, обосновывая свои суждения обращением к произведению и позиции автора. При этом отвечающий может предложить собственную интерпретацию прочитанного при условии сохранения объективно значимых смыслов текста, заложенных автором. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль экзаменуемых, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам, «вечным» вопросам.

Задания с развёрнутым ответом в объеме 5–10 предложений (8, 9, 15 и 16) и задания, требующие написания сочинения (17.1 – 17.4), имеют несколько принципиальных различий. Во-первых, они отличаются заданным объемом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развернутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументированно рассуждать на литературную тему, формулировать и обосновывать тезисы, иллюстрировать их конкретными примерами). Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведенный в экзаменационной работе фрагмент или полный текст художественного произведения, тогда как полный развернутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценивания.

Задание части 2 оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

2. «Привлечение текста произведения для аргументации»,

3. «Опора на теоретико-литературные понятия»,

4. «Композиционная цельность и логичность»,

5. «Соблюдение речевых норм».

Максимальный балл по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия» составляет 2 балла, по каждому из остальных критериев максимальный балл – 3. Максимальный балл за выполнение задания 17 – 14 баллов.

Для того чтобы оценить качество выполнения задания17, необходимо, прежде всего, проверить сочинение с точки зрения соблюдений требований объема.

В преамбуле к критериям оценивания задания 17 сказано: «При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее  200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Обратим внимание на то, что В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчету слов в развернутых ответах: подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела. Такой подход имеет давнюю вековую традицию. Данный принцип распространяется на подсчет слов для научных и других статей, для диктантов и изложений и т.п. (на этом принципе поострен подсчет слов в текстовом редакторе Microsoft Word, где главным ориентиром является пробел).

Безусловно, в лингвисте понятие «слово» значительно сложнее. Одну лексико-грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры:

¾ словоформы: повелительное наклонение («пусть напишут»), будущее время («буду играть»), сравнительная степень («менее громко»);

¾ части речи: составные предлоги («в течение»); составные союзы («несмотря на то, что»); составные числительные («триста тридцать пять»);

¾ имена собственные: имена людей («Николай Васильевич Гоголь»); названия произведений («Война и мир»), топонимы (Белогорская крепость);

¾ фразеологизмы («душа в душу»);

¾ члены предложения: осложненные сказуемые («знай себе отдыхает», «говорят не наговорятся).

При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу.

В критерии ЕГЭ с 2018 года введена разъясняющая сноска, в которой описан подход к подсчету слов в сочинении: «Правила подсчета слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Следуя данном принципу подсчет слов на конкретных примерах будет таким:

Белогорская крепость – 2 слова;

Александр Сергеевич Пушкин – 3 слова;

А.С. Пушкин – 1 слово;

для того чтобы – 3 слова;

в возрасте двадцати двух лет – 5 слов;

в возрасте 22 лет – 3 слова.

 

Если объем сочинения соответствует установленным требованиям, то следует проверять сочинение, обращая внимание на следующие аспекты ответа экзаменуемого (в соответствии с форматом темы):

К1.«Соответствие сочинения теме и её раскрытие»:

1. Соответствует ли сочинение формулировке темы?

2. Раскрывает ли выпускник тему сочинения?

3. Опирается ли в раскрытии темы на авторскую позицию или искажает ее?

4. Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?

5. Формулирует ли выпускник свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?

 

К2.«Привлечение текста произведения для аргументации»:

6. Выдвигает ли выпускник при раскрытии темы необходимые тезисы и подкрепляет ли их соответствующей аргументацией?

7. Привлекает ли выпускник текст литературного произведения при раскрытии темы?

8. Привлекает ли выпускник текст литературного произведения на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов (образов, микротем, деталей и т.п.) или текст привлекается на уровне общих рассуждений о содержании произведения, а анализ подменяется пересказом без необходимых комментариев и оценок?

9. Сколько стихотворений выпускник привлекает для анализа в сочинении по лирике?

10. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для аргументированных суждений о прочитанном?

11. Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

К3.«Опора на теоретико-литературные понятия»:

12. Включает ли выпускник в сочинение теоретико-литературные понятия?

13. Применяет ли их для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?

14. Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?

15. Можно ли считать уровень владения теоретико-литературными понятиями, который продемонстрировал экзаменуемый в сочинении, достаточным для раскрытия темы?

 

К4.«Композиционная цельность и логичность»:

16. Обладает ли сочинение композиционной цельностью, прослеживается ли в нем композиционный замысел? Наблюдаются ли в работе нарушения композиционной связи между смысловыми частями?

17. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы?

18. Связаны ли смысловые части высказывания между собой логически?

19. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений внутри смысловых частей или необоснованные повторы?

20. Допущены ли в сочинении грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла высказывания?

К5.«Соблюдение речевых норм»:

21. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты?

22. Сколько речевых ошибок допущено выпускником?

 

Приведем пример анализа сочинения по указанным критериям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...