Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии и параметры оценивания заданий 8, 9, 15, 16




Параметр «Соответствие ответа заданию» актуален только для оценивания заданий 8 и 15.

Он отражен в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий так:

1. Соответствие ответа заданию

2 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена
1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена
0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

Как видно из таблицы, для удобства анализа ответов в критериях выделены 3 уровня выполнения указанного требования:

– выпускник соотносит свой ответ на вопрос с поставленной задачей, понимает текст предложенного фрагмента/стихотворения;

– выпускник соотносит ответ на вопрос с поставленной задачей, однако не демонстрирует понимания текста приведённого фрагмента/стихотворения;

– выпускник не справляется с заданием, даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей.

В критерии 1 «Соответствие ответа заданию» учитывается также параметр «Наличие или отсутствие искажений авторской позиции», общий для всех развернутых ответов, о чем подробнее сказано ниже.

 

Параметр «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом»актуален только для оценивания заданий 9 и 16.

Он отражен в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий так:

 

1. Сопоставление первого (второго) выбранного произведения с предложенным текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,  авторская позиция не искажена
1 Названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена, ИЛИ названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена, ИЛИ названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена
0 Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

В ходе проверки каждого из заданий 9 и 16 эксперту необходимо обращаться к критериям этого параметра дважды, т.к. сопоставление первого и второго произведений, выбранных выпускником, с предложенным текстом оценивается одинаковыми критериями, но независимо друг от друга.

 

Для удобства анализа в критериях выделены 3 варианта представления каждого произведения, выбранного для сопоставления:

– названо произведение и его автор;

– названо произведение или его автор;

– выпускник не сумел назвать ни произведение, ни автора;

а также 2 варианта реализации требования сопоставить выбранное произведения с исходным текстом (сопоставлено ИЛИ не сопоставлено В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА) и 2 варианта предъявления авторской позиции (без искажений ИЛИ с искажениями), о чем также будет сказано ниже.

 

Общими для заданий 8, 9, 15, 16 являются следующие параметры:

1) «наличие или отсутствие искажений авторской позиции»,

2) «привлечение текста произведения (-ий) для аргументации»,

3) «наличие или отсутствие фактических ошибок»,

4) «логичность и соблюдение речевых норм».

 

Первый общий параметр оценивания заданий 8, 9, 15, 16 можно сформулировать в виде вопроса: «Искажает ли выпускник при ответе авторскую позицию?» Для объективного ответа на данный вопрос эксперту важно помнить, что от экзаменуемого не требуется непременного формулирования авторской позиции. Кроме того, если выпускник, отвечая на задание, не демонстрирует полноты понимания авторской позиции, однако в то же время не допускает очевидных ее искажений, оценка по соответствующему критерию снижена быть не может.

Другой общий параметр оценивания ответов – требование аргументировать свои суждения на основе текста. Он оценивается в критерии «Привлечение текста произведения для аргументации».

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Чтобы успешно выполнить задания 8, 9, 15, 16, экзаменуемый должен уметь подтверждать истинность своих утверждений, обосновывать позицию, выстраивать тезисно-доказательную часть рассуждения с опорой на текст (в заданиях 9 и 16 - на тексты) художественного произведения.

Для удобства оценивания ответа выпускника на задания 8, 9, 15, 16 по указанному параметру можно выделить следующие уровни привлечения текста:

1) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, привлекая текст на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.;

2) выпускник привлекает текст на уровне пересказа произведения и/или общих рассуждений о его содержании;

3) выпускник не аргументирует свои суждения текстом произведения.

Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Слабая аргументация сопряжена с логическими ошибками.

Поскольку для ответов на задания 9 и 16 необходимо обращение к текстам двух самостоятельно выбранных произведений, критерий 3. «Привлечение текста произведения для аргументации» для этих заданий предусматривает бОльший диапазон баллов, чем для заданий 8 и 15. В нем учтены возможные сочетания разных уровней привлечения текста одного и другого произведений. Характер привлечения исходного текста, с которым проводится сопоставление, в данном критерии не оценивается, так как был уже оценен в ответе на задание 8 или 15 соответственно.

 «Допускает ли выпускник фактические ошибки?» – данный параметр также оценивается в критерии «Привлечение текста произведения для аргументации».

Возможные варианты ответа на этот вопрос.

Для заданий 8 и 15:

1) не допускает фактических ошибок;

2) допускает 1-2 фактические ошибки;

3) допускает более 2-х фактических ошибок.

Для заданий 9 и 16:

1) не допускает фактических ошибок;

2) допускает одну фактическую ошибку;

3) допускает две фактических ошибки;

4) допускает три фактических ошибки;

5) допускает четыре и более фактических ошибок.

 

Таким образом, критерий «Привлечение текста произведения для аргументации» в системе оценивания заданий 8 и 15 представлен следующей таблицей:

 

2. Привлечение текста произведения для аргументации

2 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют
1 Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
0 Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок

 

Аналогичный критерий в системе оценивания заданий 9 и 16 выглядит так:

3. Привлечение текста произведения для аргументации

4 Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют
3 Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого выбранного произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

 

В Приложении 1 дана таблица, позволяющая более наглядно представить взаимодействие разных параметров критерия «Привлечение текста произведения для аргументации» при оценивании заданий 9 и 16.

 

Еще один общий параметр оценивания связан с вопросом: «Допускает ли выпускник логические и речевые ошибки?»

Возможны следующие варианты ответа на него:

1) не допускает ошибок;

2) допускает не более 1 ошибки каждого вида;

3) допускает две и более ошибки одного вида независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов.

Этот параметр отражен в критерии «Логичность и соблюдение речевых норм».Формулировка критерия унифицирована для заданий 8, 9 и 15, 16.

  Логичность и соблюдение речевых норм
2 а) отсутствуют логические, речевые ошибки;
1 б) допущено не более 1-й ошибки каждого вида. Суммарно не более 2-х ошибок
0 в) допущены 2 и более ошибки одного вида независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов

 

Критерий позволяет определить, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить высказывание не только связное, логичное и аргументированное, но и стилистически грамотное, соответствующее речевым нормам. Навык такого высказывания формируется в процессе изучения литературы и отражает уровень подготовки экзаменуемого по предмету.

Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных в ответе.

На оценку задания 8, 9 и 15, 16 распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчете ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочета могут приравниваться к одной речевой ошибке.

Подробнее о речевых ошибках говорится в разделе 5.3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...