Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Обследование социально-бытовых условий проживания семьи и детей как механизм исследования социальных проблем семьи
1. Организационно-процедурные аспекты обследования социально-бытовых условий жизни семьи. 2. Оценка материально-бытовых условий семьи при заключении социального контракта: анкета нуждающегося гражданина, лист собеседования со специалистом, акт обследования условий проживания. 3. Обследование условий жизни несовершеннолетних из неблагополучных семей: основные пункты заполняемого итогового акта обследования. Цель – изучить порядок обследования условий жизни семьи и детей, определить особенности оценки социально-бытовых условий проживания при оказании различных видов помощи, ознакомиться с бланками (рабочим инструментарием) для заполнения при проведении обследования. 1 В целом процесс обследования социально-бытовых условий жизни семьи включает в себя следующие этапы: - подача заявление/поступление жалобы, - определение целей и сроков проведения проверки, - формирование состава оценочной комиссии, - проведение проверки (оценка состояния и формулирование рекомендаций), - составление итогового документа по результатам проверки, - передача итогового документа семье и в соответствующие инстанции/учреждения, - возможное обжалование результатов проведенного обследования как в досудебном, так и в судебном порядке. Проведение обследования социально-бытовых условий жизни семьи и детей требует соблюдения ряда процедурных правил/требований: 1. Основанием для проведения проверки являются: - личное заявление члена семьи, - письменные жалобы третьих лиц (как физических и юридических), - устные обращения третьих лиц. 2. Проведение обследования должно проходить не позднее определенного срока со дня поступления заявления или жалобы – обычно проходит это в течение 10 дней, в случаях, согласованных руководством учреждения социальной защиты, проверка может проводиться и в течение месяца. В экстренных случаях – это может быть в 3-хдневный срок. 3. Перед проведением обследования точно и четко определяется цель проверки, ее основания. 4. До начала проверки должен быть решен вопрос об уведомлении семьи о предстоящей проверке (в ряде случаев обследование возможно без предупреждения). 5. При проведении обследования должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных граждан. 6. Обследование должно проводиться специалистами только в составе комиссии. В состав комиссии включаются все заинтересованные лица, вне зависимости от их гражданско-правовой формы (представители органов социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, общественности). Все участники заблаговременно уведомляются о предполагаемом обследовании для согласования даты и времени его проведения. 7. Проведение обследования возможно с использованием технических средств фиксация процесса и результатов проверки (аудиозапись, видеосъемка), но при обязательном согласии всех участников проверки, несогласие фиксируется в итоговом акте. 8. Проведение обследования и оценки должно быть обязательно оформлено в форме соответствующего итогового документа – акта обследования, социальной карты, социального паспорта, листа собеседования. В итоговом документе обязательно наличие подписей всех участников проверки, подтверждающих их ознакомление с результатом проверки. 9. Составление и заполнение всех разделов итогового документа может проходить и в течение 3-х дней со дня проведения самой проверки. 10. Итоговый документ составляется в 2-х или 3-х экземплярах, один из которых остается в социальной службе, а другой выдается семье, в которой проводилось обследование. 11. В содержании итогового документа должно обязательно содержаться не только описание условий и положения в семье, но и выводы о необходимости вмешательства в жизнь семьи и детей, а также примерные рекомендации по улучшению положения обследованной семьи. 12. Любой из составленных итоговых актов может быть обжалован заинтересованными лицами во внесудебном и судебном порядке. Соблюдение данных обязательных правил/требований будет способствовать сбору достоверной и обширной информации об условиях жизни семьи и детей. 2 Оценка материально-бытовых условий семьи при заключении социального контракта производится на основании Информационного письма МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 1.06.2010 г. № 13-1/10/2-4573. В данном письме содержатся рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям на основе социального контракта, в том числе описание процедуры оценки материально-бытовых условий малообеспеченных семей. Поскольку одним из принципов оказания данной помощи является индивидуальный подход при определении условий социального контракта, следовательно, основанием для его заключения является оценка степени нуждаемости семьи в социальной помощи. Оценка степени нуждаемости семьи или одиноко проживающего гражданина осуществляется на основе 3 документов: 1. Анкета о семейном и материально-бытовом положении, которую заполняет заявитель – семья, обратившаяся за помощью на основе социального контракта. В данном документе указывается следующее: - Сведения о заявителе и его членах семьи, зарегистрированных как по одному с ним адресу, так и по другим адресам (Ф.И.О., год рождения, родственные отношения, основное занятие /работающий, пенсионер, безработный и т.д./, место работы и должность, место учебы, уровень образования /для лиц старше 15 лет/); - Сведения о доходах заявителя и членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за адресной социальной помощью (доходы от трудовой деятельности / зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, денежное довольствие, пенсии, ЕДВ, другие выплаты социального характера (пособия, компенсации, льготы по оплате ЖКУ, стипендии и т.д.), полученные алименты, прочие доходы (от реализации продукции личного подсобного хозяйства, сдачи жилья в наем и т.п.) При этом указывается размер уплачиваемых заявителем алиментов, чтобы исключить их из суммы доходов. - Жилищно-бытовые условия семьи (жилая площадь в кв. м, форма собственности, число комнат, качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.), качество жилых комнат (в нормальном состоянии, ветхое, аварийное), благоустройство жилища (водопровод, канализация, отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.). - Сведения о недвижимости и имуществе, принадлежащем членам семьи на праве собственности, владении земельным участком, крестьянским подворьем, личным подсобным хозяйством (вид имущества, адрес нахождения, принадлежность – кому из членов семьи). - Состояние здоровья членов семьи (хорошее, плохое, очень плохое – инвалид), это заполняется по каждому из членов семьи. - Направления предполагаемой деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации (мнение заявителя). В анкете в заключение заявитель дает согласие обязательно сообщить о наступлении обстоятельств, влияющих на выплату социальной помощи, в течение двух недель со дня их наступления. 2. Лист собеседования, в который специалистами социальной службы со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. В данном документе указывается следующее: - Данные о заявителе и членах его семьи (Ф.И.О., дата рождения, место рождения, занятие) - Характеристика семьи (одиноко проживающего гражданина). - Трудовая деятельность заявителя и членов его семьи (место работы, должность, причина увольнения). - Финансовое положение (если есть ЛПХ или крестьянское подворье – земля, скот) - со слов. - Отношения с членами семьи. - Сложности в семье. - Возможности (потенциал) - Проблемы, беспокойства (трудности на сегодняшний день). - Желания семьи (одиноко проживающего гражданина) + дополнения и пояснения. 3. Акт материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи, заполнение которого является способом подтверждения представленных в вышеуказанных документах сведений. Заполнение акта производится в ходе проверки – комиссионного обследования, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно по специальной форме. В данном документе указывается следующее: - данные на заявителя (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации (пребывания), документ удостоверяющий личность, номер пенсионного удостоверения). - Образование заявителя. - Группа инвалидности (при наличии). - Категория семьи (гражданина). - Место работы (должность). - Состав семьи гражданина (количество членов семьи): - Доход гражданина (семьи) (вид дохода, в т.ч. льгот, за 3 месяца в сумме и за каждый месяц, в руб.), а также среднедушевой доход гражданина (семьи), в руб. - Характеристика жилищно-бытовых условий (благоустройство жилища, наличие комнат, общая площадь, в т.ч. жилая площадь, форма собственности, сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, материал конструкций дома). - Наличие транспортных средств в семье. - Наличие подсобного хозяйства. - Когда и кем оказывалась материальная помощь (за год). - Наличие льгот (вид льготы, сумма; за год). - Дополнительные сведения (характеристика, отношения с членами семьи, сложности в семье, трудности на сегодняшний день). По итогам оценки нуждаемости семьи в социальной помощи органы социальной принимается решение о предоставлении данной помощи или в ее отказе. При положительном решении результаты оценки становятся основой для разработки программы социальной адаптации семьи на период действия социального контракта. 3 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. № 334. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином. При проведении обследования выявляются: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 375. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |