Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Обследование социально-бытовых условий проживания семьи и детей как механизм исследования социальных проблем семьи




1. Организационно-процедурные аспекты обследования социально-бытовых условий жизни семьи.

2. Оценка материально-бытовых условий семьи при заключении социального контракта: анкета нуждающегося гражданина, лист собеседования со специалистом, акт обследования условий проживания.

3. Обследование условий жизни несовершеннолетних из неблагополучных семей: основные пункты заполняемого итогового акта обследования.

Цель – изучить порядок обследования условий жизни семьи и детей, определить особенности оценки социально-бытовых условий проживания при оказании различных видов помощи, ознакомиться с бланками (рабочим инструментарием) для заполнения при проведении обследования.

1

В целом процесс обследования социально-бытовых условий жизни семьи включает в себя следующие этапы:

- подача заявление/поступление жалобы,

- определение целей и сроков проведения проверки,

- формирование состава оценочной комиссии,

- проведение проверки (оценка состояния и формулирование рекомендаций),

- составление итогового документа по результатам проверки,

- передача итогового документа семье и в соответствующие инстанции/учреждения,

- возможное обжалование результатов проведенного обследования как в досудебном, так и в судебном порядке.

Проведение обследования социально-бытовых условий жизни семьи и детей требует соблюдения ряда процедурных правил/требований:

1. Основанием для проведения проверки являются:

- личное заявление члена семьи,

- письменные жалобы третьих лиц (как физических и юридических),

- устные обращения третьих лиц.

2. Проведение обследования должно проходить не позднее определенного срока со дня поступления заявления или жалобы – обычно проходит это в течение 10 дней, в случаях, согласованных руководством учреждения социальной защиты, проверка может проводиться и в течение месяца. В экстренных случаях – это может быть в 3-хдневный срок.

3. Перед проведением обследования точно и четко определяется цель проверки, ее основания.

4. До начала проверки должен быть решен вопрос об уведомлении семьи о предстоящей проверке (в ряде случаев обследование возможно без предупреждения).

5. При проведении обследования должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных граждан.

6. Обследование должно проводиться специалистами только в составе комиссии. В состав комиссии включаются все заинтересованные лица, вне зависимости от их гражданско-правовой формы (представители органов социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, общественности). Все участники заблаговременно уведомляются о предполагаемом обследовании для согласования даты и времени его проведения.

7. Проведение обследования возможно с использованием технических средств фиксация процесса и результатов проверки (аудиозапись, видеосъемка), но при обязательном согласии всех участников проверки, несогласие фиксируется в итоговом акте.

8. Проведение обследования и оценки должно быть обязательно оформлено в форме соответствующего итогового документа – акта обследования, социальной карты, социального паспорта, листа собеседования. В итоговом документе обязательно наличие подписей всех участников проверки, подтверждающих их ознакомление с результатом проверки.

9. Составление и заполнение всех разделов итогового документа может проходить и в течение 3-х дней со дня проведения самой проверки.

10. Итоговый документ составляется в 2-х или 3-х экземплярах, один из которых остается в социальной службе, а другой выдается семье, в которой проводилось обследование.

11. В содержании итогового документа должно обязательно содержаться не только описание условий и положения в семье, но и выводы о необходимости вмешательства в жизнь семьи и детей, а также примерные рекомендации по улучшению положения обследованной семьи.

12. Любой из составленных итоговых актов может быть обжалован заинтересованными лицами во внесудебном и судебном порядке.

Соблюдение данных обязательных правил/требований будет способствовать сбору достоверной и обширной информации об условиях жизни семьи и детей.

2

Оценка материально-бытовых условий семьи при заключении социального контракта производится на основании Информационного письма МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 1.06.2010 г. № 13-1/10/2-4573. В данном письме содержатся рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям на основе социального контракта, в том числе описание процедуры оценки материально-бытовых условий малообеспеченных семей.

Поскольку одним из принципов оказания данной помощи является индивидуальный подход при определении условий социального контракта, следовательно, основанием для его заключения является оценка степени нуждаемости семьи в социальной помощи.

Оценка степени нуждаемости семьи или одиноко проживающего гражданина осуществляется на основе 3 документов:

1. Анкета о семейном и материально-бытовом положении, которую заполняет заявитель – семья, обратившаяся за помощью на основе социального контракта.

В данном документе указывается следующее:

- Сведения о заявителе и его членах семьи, зарегистрированных как по одному с ним адресу, так и по другим адресам (Ф.И.О., год рождения, родственные отношения, основное занятие /работающий, пенсионер, безработный и т.д./, место работы и должность, место учебы, уровень образования /для лиц старше 15 лет/);

- Сведения о доходах заявителя и членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за адресной социальной помощью (доходы от трудовой деятельности / зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, денежное довольствие, пенсии, ЕДВ, другие выплаты социального характера (пособия, компенсации, льготы по оплате ЖКУ, стипендии и т.д.), полученные алименты, прочие доходы (от реализации продукции личного подсобного хозяйства, сдачи жилья в наем и т.п.) При этом указывается размер уплачиваемых заявителем алиментов, чтобы исключить их из суммы доходов.

- Жилищно-бытовые условия семьи (жилая площадь в кв. м, форма собственности, число комнат, качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.), качество жилых комнат (в нормальном состоянии, ветхое, аварийное), благоустройство жилища (водопровод, канализация, отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.).

- Сведения о недвижимости и имуществе, принадлежащем членам семьи на праве собственности, владении земельным участком, крестьянским подворьем, личным подсобным хозяйством (вид имущества, адрес нахождения, принадлежность – кому из членов семьи).

- Состояние здоровья членов семьи (хорошее, плохое, очень плохое – инвалид), это заполняется по каждому из членов семьи.

- Направления предполагаемой деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации (мнение заявителя).

В анкете в заключение заявитель дает согласие обязательно сообщить о наступлении обстоятельств, влияющих на выплату социальной помощи, в течение двух недель со дня их наступления.

2. Лист собеседования, в который специалистами социальной службы со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации.

В данном документе указывается следующее:

- Данные о заявителе и членах его семьи (Ф.И.О., дата рождения, место рождения, занятие)

- Характеристика семьи (одиноко проживающего гражданина).

- Трудовая деятельность заявителя и членов его семьи (место работы, должность, причина увольнения).

- Финансовое положение (если есть ЛПХ или крестьянское подворье – земля, скот) - со слов.

- Отношения с членами семьи.

- Сложности в семье.

- Возможности (потенциал)

- Проблемы, беспокойства (трудности на сегодняшний день).

- Желания семьи (одиноко проживающего гражданина)

+ дополнения и пояснения.

3. Акт материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи, заполнение которого является способом подтверждения представленных в вышеуказанных документах сведений. Заполнение акта производится в ходе проверки – комиссионного обследования, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно по специальной форме.

В данном документе указывается следующее:

- данные на заявителя (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации (пребывания), документ удостоверяющий личность, номер пенсионного удостоверения).

- Образование заявителя.

- Группа инвалидности (при наличии).

- Категория семьи (гражданина).

- Место работы (должность).

- Состав семьи гражданина (количество членов семьи):

- Доход гражданина (семьи) (вид дохода, в т.ч. льгот, за 3 месяца в сумме и за каждый месяц, в руб.), а также среднедушевой доход гражданина (семьи), в руб.

- Характеристика жилищно-бытовых условий (благоустройство жилища, наличие комнат, общая площадь, в т.ч. жилая площадь, форма собственности, сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, материал конструкций дома).

- Наличие транспортных средств в семье.

- Наличие подсобного хозяйства.

- Когда и кем оказывалась материальная помощь (за год).

- Наличие льгот (вид льготы, сумма; за год).

- Дополнительные сведения (характеристика, отношения с членами семьи, сложности в семье, трудности на сегодняшний день).

По итогам оценки нуждаемости семьи в социальной помощи органы социальной принимается решение о предоставлении данной помощи или в ее отказе. При положительном решении результаты оценки становятся основой для разработки программы социальной адаптации семьи на период действия социального контракта.

3

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. № 334.

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином.

При проведении обследования выявляются:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...