Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Особенности психологических методов исследования при изучении семьи




1. Тестирование как метод исследования проблем внутрисемейных отношений.

2. Возможности проективных методик в исследовании межличностных отношений в семейной структуре.

3. Применение рисуночных тестов в сборе информации о детско-родительских отношениях в семье, о мнении и установках детей.

4. Особенности применения техники «Генограмма семьи» при диагностике причин семейного неблагополучия

1

Для изучения внутрисемейных отношений используются такие тестовые методики, как:

- Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) – выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

- Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) – предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком у супругов.

- Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Качарян) – исследует причины затяжных конфликтов в семье, выявляет неконструктивные установки супругов на брак.

- Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер) – позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

- Методика «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромицына) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, т. е. действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.

Гиссенский личностный опросник – учитывает социальные установки и реакции, это делает его пригодным не только для исследования личности, но также для анализа социальных отношений, особенно межличностных отношений в малых группах, в том числе в семье. Тест дает возможность испытуемому создать «психологический автопортрет», в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими. Наряду с этим опросник может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопоставление реального и идеального «Я» имеет важное значение, так как позволяет исследовать такую важную личностную характеристику, как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности».

2

Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих проективных методик:

- Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов. Вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

- Шкала семейного окружения – измеряет и описывает: отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой).

- Шкала семейной адаптации и сплоченности – измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.

3

Для выявления эмоционально-психологических особенностей семейной системы могут использоваться:

- Тест «Рисунок семьи» – проективный рисуночный тест, в первую очередь предназначенный для выявления внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы специалиста, касающихся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика удобна в применении, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как с детьми, так и со взрослыми, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом.

- Рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

Для определения уровня развития коммуникативных навыков можно использовать следующие методики:

- «Семейная социограмма» – рисуночная проективная методика - позволяет выявить положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Методику можно использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе работы специалистов с семьей.

- Семейная генограмма – графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами. Он изучает эмоциональные проблемы, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Автором метода семейной генограммы является американский психотерапевт Мюррей Боуэн.

4

При работе с семьями специалисты часто сталкиваются с сопротивлением, попытки переместиться в проблемные зоны семьи встречаются яростным отрицанием, так как члены семьи уверены, что только один человек – носитель симптомов нуждается в изменении. Техники, раскрывающие историю семьи, позволяют проникнуть в сердцевину семейного опыта (рождение, смерть, болезни, интенсивность взаимоотношений) относительно безопасным для семьи способом и разблокировать важные темы. Специалист просто интересуется жизнью семьи, никого ни в чем не обвиняя. Такая информация позволяет специалисту переопределить события в семье как естественный ход событий. Одной из таких техник является «Генограмма». С ее помощью удобно исследовать семейную историю. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. Генограммы показывают семейную информацию графически, что позволяет быстро увидеть сложные семейные паттерны (повторяющиеся элементы поведения), и являются богатым источником гипотез о том, как проблемы могут быть связаны с семейным контекстом и развитием. Кроме того, генограмма является кратким резюме и позволяет специалисту быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

Таким образом, генограмма – это графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами. Однако главной областью ее применения является изучение семейных историй (тем) – специфических, несущих эмоциональную нагрузку проблем, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Семейная тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение (склонность быть в браке или в безбрачии, иметь или не иметь детей и пр.). Например, в семье существовал определенный конфликтный стереотип в отношениях матери и сына. Если конфликты не изживаются в процессе жизни и взросления человека, в данном случае сына, то это есть признак семьи с низким уровнем дифференциации ее членов друг от друга; и эта особенность семейной жизни тормозит дальнейшее психическое развитие ребенка, растущего в подобной семье. Если такой конфликт (даже если мать с сыном не живут вместе уже 10 лет и не видятся) остается неотработанным, неотреагированным в психическом содержании сына, то он обязательно воспроизведется в отношениях этого человека с собственной женой.

Еще одним «плюсом» использования генограммы является то, что в отличие от других форм записей специалиста, она позволяет постоянно вносить в нее изменения при каждой встрече с семьей, она дает возможность специалисту удерживать большой объем информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевых событиях семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Скорее она представляет собой инструмент для анализа семейной истории.

При анализе семейной истории специалист опирается на следующие основные категории:

- Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми. Модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Люди, занимающие одинаковое положение в родительской семье по порядку рождения, имеют весьма близкие паттерны поведения в собственной семье. Важной моделью являются также взаимоотношения родителей супругов.

- Совпадение жизненных событий. Под ключевыми жизненными событиями в генограмме понимают рождение, смерть, брак, развод и временное разделение, переезд, серьезные заболевания, изменения во взаимоотношениях, в карьере, смена места работы и учебных заведений, серьезные неудачи и успехи и т.д.

- Повторение паттернов функционирования в следующих поколениях. Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, склонны воспроизводиться из поколения в поколение. Так, например, женщина, происходящая из семьи, где в нескольких поколениях происходили разводы, может воспринимать развод почти как норму. Выбор жизненного пути также может отталкиваться от жизненного опыта и интересов предыдущих поколений. Выявление и исследование таких паттернов может помочь семье лучше понять используемые способы адаптации и найти альтернативы, чтобы избежать повторения неприятных моделей в настоящем и в будущем.

- Триангуляция как модель передачи паттернов взаимоотношений. Существование диады неустойчиво, поэтому пара имеет тенденцию втягивать третьего для стабилизации своих взаимоотношений. Триангуляцию считают основным механизмом передачи паттернов взаимоотношений от поколения к поколению. Одной из терапевтических стратегий при этом является отказ от треугольника, работа над решением проблем диады напрямую друг с другом.

Таким образом, использование метода генограммы дает возможность специалисту изучить семейную историю, проследить передачу определенных форм взаимоотношений от поколения к поколению, выявить существующие конфликтные стереотипы поведения, а также помочь отработать и отреагировать их в психическом содержании клиентов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...