Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Специфика применения социологических методов в изучении семейных проблем




1. Возможности метода фокус-группы в изучении семейных проблем.

2. Преимущества и сложности применения социометрии при изучении отношений в семье как малой социальной группе.

3. Особенности глубинного интервью при составлении биографии членов семьи.

1

Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например, материалы СМИ, рекламу, конкретные товары, осуществление тех или иных социальных, благотворительных программ, различных услуг и проч.

Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью». Исследования этого типа включают четыре общих элемента:

1. Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте.

2. Взаимодействие участников. Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на заседаниях фокус-групп субъекты поощряются к взаимодействию друг с другом.

3. Весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии.

4. При проведении фокус-групп используется сценарий, путеводитель, который обычно имеет форму относительно незавершенного руководства, а не формализованного, структурированного инструментария. Его основное назначение — фокусирование проблемы, настраивание на определенную тему. Одновременно он должен давать возможность спонтанным высказываниям участников, обеспечивать групповую динамику.

Фокусированное интервью в силу своего полустандартизованного характера как бы занимает промежуточное положение между направленным и ненаправленным интервью, объединяя фокусированность на конкретную проблему первого и свободу формы высказываний респондентов второго.

Метод фокус-групп продолжает широко использоваться в маркетинге и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ.

Стандартное количество участников фокус-группы колеблется от 6 до 8. Допустимы очень незначительные отклонения.

Критерии отбора участников для фокус-группы зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Кроме того, группы могут быть мужскими, женскими или смешанными. Часто в качестве респондентов отбираются, например, реальные или потенциальные читатели конкретной газеты, слушатели определенной радиостанции или покупатели определенного товара. В нашем случае участники группы набираются в зависимости от изучаемых семейных проблем.

Респонденты должны быть достаточно контактны и уравновешены.

Модератор — ключевая фигура в фокус-групповом заседании. Обычно опытный модератор балансирует между активным участием и пассивным наблюдением. Для того, чтобы адекватно руководить дискуссией в фокус-группе, модератор должен хорошо знать процессы групповой динамики. Это руководство должно быть мягким, ненавязчивым. Модератору группы необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы. В этом заключается одно из основных необходимых умений модератора.

К характеристикам внешности, как правило, относят сходство мо­дератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению мно­гих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными осо­бенностям членов группы, насколько это возможно.

Эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, что условия в них максимально приближены к условиям повседневного общения людей. Это делает их привлекательными для участников и способствует их естественному поведению во время группового обсуждения.

Другим важным достоинством фокус-групп по сравнению с остальными методами опроса является то, что их участники могут в ходе дискуссии спонтанно выражать свои эмоции. Это также делает участие в фокус-группах живым и привлекательным, а эмоции участников служат для модератора дополнительным источником информации.

Значительным достоинством фокус-группы является ее достаточно свободная форма, которая дает возможность модератору обсуждать и неожиданно возникающие в ходе ее работы проблемы, важные для целей исследования.

Однако метод фокус-групп обладает определенными ограничениями и связан с некоторыми трудностями, без которых, однако, не обходится ни один исследовательский метод. Трудности эти связаны со следующими моментами:

- в фокус-группе сложнее контролировать ее участников, чем в индивидуальном интервью;

- результаты качественных методов, в том числе фокус-групп, сложнее анализировать, чем результаты количественных методов;

- фокус-группы требуют очень искусных модераторов, поскольку их работа гораздо сложнее по многим параметрам, чем работа индивидуального интервьюера;

- нелегко рекрутировать участников групп, поскольку необходимо собрать определенное количество людей в определенном месте и в определенное время.

Как свидетельствует опыт последнего десятилетия, данный исследовательский метод применяется все более широко и имеет хорошие перспективы для своего дальнейшего развития.

Цель занятия — изучить и практически применить методику «Фокус-группа» (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.

Оснащение

1. Список вопросов («топик-гайд»).

2. Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей.

3. Комфортные условия для размещения группы.

4. Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага.

5. Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирова­ния процесса групповой дискуссии.

Порядок работы

Этап 1. Подготовка списка вопросов.

Этап 2. Проведение фокус-группы.

Этап 3. Обработка результатов.

Порядок проведения фокус-группы

Основные позиции, которые необходимо прояснить до начала работы:

1) организация места и времени проведения фокус-групп;

2) обеспечение необходимого технического оснащения;

3) критерии отбора (рекрутирования) участников;

4) подготовка топик-гайда;

5) выбор методических приемов в зависимости от планируемого уров­ня обсуждения получаемой информации;

6) подготовка материалов, необходимых для использования конкрет­ных методик;

7) обработка иинтерпретация данных;

8) формы представления результатов.

Время — вечернее или в выходные дни, удобное для респондента (важно, чтобы респонденты были отдохнувшими и сытыми, возмож­но до работы предложить им чай или кофе).

Помещение — просторное, со столом или несколькими столами (на них респонденты будут заполнять бланки, рисовать, клеить и т. д.). Допускается низкий стол с низкими креслами.

Рекрутирование участников: как правило, число участников от 6 до 8 человек, специально отобранных и приглашенных для иссле­дования. Наиболее распространенный способ рекрутирования — «снежный ком»: респонденты с нужными характеристиками разыскиваются из числа «знакомых своих знакомых». Главное требование к этому спо­собу — модератор и его ассистенты не должны быть знакомы с участ­никами фокус-группы.

Этап 1. Подготовка списка вопросов

Для успешного проведения фокус-группы до занятия будущему ве­дущему (модератору) необходимо приготовить список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается преподавателем, ведущим данное практическое занятие. Варианты тем групповой дискуссии (фокус-группы)

• Современная женщина (вариант: современная российская жен­щина).

• Современный мужчина (современный российский мужчина).

• Как стать настоящей женщиной.

• Как стать настоящим мужчиной.

• Тело в жизни женщины.

• Тело в жизни мужчины.

• Мужчина/женщина в реальной жизни и в средствах массовой ин­формации.

• Лучшая половина человечестваи т.п.

Этап 2. Проведение фокус-группы

Группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям.

Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видео­пленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время группо­вой дискуссии.

Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе:

1) вопросы следуют в логическом порядке;

2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии:

• подчеркивание значимости данного контакта;

• подчеркивание значимости исследования, в котором примут учас­тие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу);

• акцент на ценности каждого мнения;

• представление каждого, начиная с исследовательской группы;

• пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также тех­нических средств (видеокамера, магнитофон).

Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных).

Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предпо­лагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, бла­годарность участникам дискуссии.

Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

• не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

• используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;

• в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку;

• в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии;

• участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

• участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе;

• модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «ней­трализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых;

• модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадать­ся о его мнении по изучаемому вопросу.

Этап 3. Обработка результатов

Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализиру­ются, а затем представляются в виде отчета.

2

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциоло­гии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработ­ке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социоло­гических исследованиях, прежде всего, связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально существую­щее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, например, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельст­ва и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. В соответствии с таким пониманием под малой группой можно предполагать и семью. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедеятельности такой группы является то, что она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю систему обществен­ных отношений.

Социометрические методы направлены на изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия — это сочетание опросной методи­ки и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Все начинается (естественно, после разработки программы исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своей форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют мсжличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо слу­жебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальных отношений. В нашем случае подобные критерии представляют наибольший интерес.

Примером официального критерия является вопрос: "Кого из чле­нов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?", неофициального — "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разлада в семье?". В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентирова­ны на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоот­ношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического крите­рия: "Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?" (положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?" (отрицательная часть критерия).

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснован­ную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социомет­рических опросов выработала следующие рекомендации:

чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

— число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометрию невоз­можно проводить анонимно, постольку следует обязательно объяснить опрашиваемому цели оп­роса, гарантировать сохранение тайны его ответов.

Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, компактно представляющую пер­вичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных дан­ных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы.

Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается.

3

Глубинное интервью является одним из ведущих методов социальной работы. Данный метод представляет собой длительную беседу по общей программе для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношений к заданной теме.

К этому методу обычно обращаются в тех случаях, когда первоочередным является не измерение масштабов, а глубинное понимание определённого явления: его причин, механизмов и возможных следствий, отношения респондента различным вопросам. В результате конкретная проблема получает детальное рассмотрение и решение.

Глубинное интервью проводится с одним респондентом. Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов.

Одна из важнейших целей глубинного интервью - уловить помимо рационально организованной информации непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения.

Глубинное интервью начинается с общих вопросов, а затем переходит к более целенаправленным. Часто используются «многоступенчатый анализ», когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними социальными объектами и явлениями, а уже затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента.

При проведении глубинного интервью очень важное значение организаторы должны уделять времени беседы. Организация глубинного интервью особенно сложна, т.к. такая встреча требует, как правило, полутора-двух часов. Обычная продолжительность глубинного интервью составляет от 40 минут до двух часов. В некоторых случаях интервью может длиться и до четырех часов. С одной стороны этого достаточно, чтобы организовать содержательную беседу и достичь поставленной цели, а с другой стороны - средний человек нормально выдерживает интенсивное общение в пределах такого времени. Однако часто достичь главной цели интервью в пределах этого отрезка времени без потери качества проблематично. Выходом может быть повторное интервью.

Глубинное интервью как метод сбора информации имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Создание доверительной атмосферы при общении один на один с помощью обсуждения деликатных тем;

2. Позволяет значительно лучше разобраться во внутренних переживаниях людей;

3. Возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента;

4. Возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке;

5. С помощью индивидуального собеседования формируется более серьезное отношение респондента к опросу.

Недостатки:

1. Риск снижения качества и глубины получаемой информации под влиянием интервьюера, т.е. из-за отсутствия определенной структуры проведения опроса, интервьюер может влиять на результаты опроса, а качество и достоверность полученных данных полностью зависят от навыков интервьюера.

3. Большие затраты времени.

4. Данные трудно проанализировать и сделать по ним соответствующие выводы.

Несмотря на эти недостатки, глубинное интервью, так или иначе, находит свое применение. Так он нашло свое применение в исследовании основных проблем работы социального работника с молодой семьей, а также при составлении биографии членов семьи.

Основная особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" понимается свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отмечающее его от социально определяемой "нормы". Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал.

Одной из разновидностей биографического метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегося социального контекста. Этот способ назван методом социальных генеалогий в комментариях и сравнениях. Данная техника состоит во включении в поле опроса нескольких поколений родственников, в том, числе пожилых людей, открывших благодаря их семейной памяти доступ к истории своих родителей, рожденных в начале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельных и неперекрещивающихся линий родства. Основанный на анализе биографических тестов, метод социальных генеалогий впервые был применен в 80-е годы во Франции, Англии и Канаде, где дал интересные результаты. Исследования продемонстрировали богатство жизни простых людей, их надежды, поступки, особенности вербального взаимодействия, то есть раскрыли малоизвестную повседневную историю народной жизни.

В заключении данного вопроса рассмотрим общую схему анализа и описание "истории жизни" (авт. Н. Днезин), которая послужит ориентиром в работе с биографическими данными рациональному работнику.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...