Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Специфика применения социологических методов в изучении семейных проблем
1. Возможности метода фокус-группы в изучении семейных проблем. 2. Преимущества и сложности применения социометрии при изучении отношений в семье как малой социальной группе. 3. Особенности глубинного интервью при составлении биографии членов семьи. 1 Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например, материалы СМИ, рекламу, конкретные товары, осуществление тех или иных социальных, благотворительных программ, различных услуг и проч. Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью». Исследования этого типа включают четыре общих элемента: 1. Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте. 2. Взаимодействие участников. Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на заседаниях фокус-групп субъекты поощряются к взаимодействию друг с другом. 3. Весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии. 4. При проведении фокус-групп используется сценарий, путеводитель, который обычно имеет форму относительно незавершенного руководства, а не формализованного, структурированного инструментария. Его основное назначение — фокусирование проблемы, настраивание на определенную тему. Одновременно он должен давать возможность спонтанным высказываниям участников, обеспечивать групповую динамику. Фокусированное интервью в силу своего полустандартизованного характера как бы занимает промежуточное положение между направленным и ненаправленным интервью, объединяя фокусированность на конкретную проблему первого и свободу формы высказываний респондентов второго. Метод фокус-групп продолжает широко использоваться в маркетинге и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ. Стандартное количество участников фокус-группы колеблется от 6 до 8. Допустимы очень незначительные отклонения. Критерии отбора участников для фокус-группы зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Кроме того, группы могут быть мужскими, женскими или смешанными. Часто в качестве респондентов отбираются, например, реальные или потенциальные читатели конкретной газеты, слушатели определенной радиостанции или покупатели определенного товара. В нашем случае участники группы набираются в зависимости от изучаемых семейных проблем. Респонденты должны быть достаточно контактны и уравновешены. Модератор — ключевая фигура в фокус-групповом заседании. Обычно опытный модератор балансирует между активным участием и пассивным наблюдением. Для того, чтобы адекватно руководить дискуссией в фокус-группе, модератор должен хорошо знать процессы групповой динамики. Это руководство должно быть мягким, ненавязчивым. Модератору группы необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы. В этом заключается одно из основных необходимых умений модератора. К характеристикам внешности, как правило, относят сходство модератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению многих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными особенностям членов группы, насколько это возможно. Эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, что условия в них максимально приближены к условиям повседневного общения людей. Это делает их привлекательными для участников и способствует их естественному поведению во время группового обсуждения. Другим важным достоинством фокус-групп по сравнению с остальными методами опроса является то, что их участники могут в ходе дискуссии спонтанно выражать свои эмоции. Это также делает участие в фокус-группах живым и привлекательным, а эмоции участников служат для модератора дополнительным источником информации. Значительным достоинством фокус-группы является ее достаточно свободная форма, которая дает возможность модератору обсуждать и неожиданно возникающие в ходе ее работы проблемы, важные для целей исследования. Однако метод фокус-групп обладает определенными ограничениями и связан с некоторыми трудностями, без которых, однако, не обходится ни один исследовательский метод. Трудности эти связаны со следующими моментами: - в фокус-группе сложнее контролировать ее участников, чем в индивидуальном интервью; - результаты качественных методов, в том числе фокус-групп, сложнее анализировать, чем результаты количественных методов; - фокус-группы требуют очень искусных модераторов, поскольку их работа гораздо сложнее по многим параметрам, чем работа индивидуального интервьюера; - нелегко рекрутировать участников групп, поскольку необходимо собрать определенное количество людей в определенном месте и в определенное время. Как свидетельствует опыт последнего десятилетия, данный исследовательский метод применяется все более широко и имеет хорошие перспективы для своего дальнейшего развития. Цель занятия — изучить и практически применить методику «Фокус-группа» (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности. Оснащение 1. Список вопросов («топик-гайд»). 2. Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей. 3. Комфортные условия для размещения группы. 4. Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага. 5. Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирования процесса групповой дискуссии. Порядок работы Этап 1. Подготовка списка вопросов. Этап 2. Проведение фокус-группы. Этап 3. Обработка результатов. Порядок проведения фокус-группы Основные позиции, которые необходимо прояснить до начала работы: 1) организация места и времени проведения фокус-групп; 2) обеспечение необходимого технического оснащения; 3) критерии отбора (рекрутирования) участников; 4) подготовка топик-гайда; 5) выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации; 6) подготовка материалов, необходимых для использования конкретных методик; 7) обработка иинтерпретация данных; 8) формы представления результатов. Время — вечернее или в выходные дни, удобное для респондента (важно, чтобы респонденты были отдохнувшими и сытыми, возможно до работы предложить им чай или кофе). Помещение — просторное, со столом или несколькими столами (на них респонденты будут заполнять бланки, рисовать, клеить и т. д.). Допускается низкий стол с низкими креслами. Рекрутирование участников: как правило, число участников от 6 до 8 человек, специально отобранных и приглашенных для исследования. Наиболее распространенный способ рекрутирования — «снежный ком»: респонденты с нужными характеристиками разыскиваются из числа «знакомых своих знакомых». Главное требование к этому способу — модератор и его ассистенты не должны быть знакомы с участниками фокус-группы. Этап 1. Подготовка списка вопросов Для успешного проведения фокус-группы до занятия будущему ведущему (модератору) необходимо приготовить список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается преподавателем, ведущим данное практическое занятие. Варианты тем групповой дискуссии (фокус-группы) • Современная женщина (вариант: современная российская женщина). • Современный мужчина (современный российский мужчина). • Как стать настоящей женщиной. • Как стать настоящим мужчиной. • Тело в жизни женщины. • Тело в жизни мужчины. • Мужчина/женщина в реальной жизни и в средствах массовой информации. • Лучшая половина человечестваи т.п. Этап 2. Проведение фокус-группы Группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям. Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видеопленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время групповой дискуссии. Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе: 1) вопросы следуют в логическом порядке; 2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом; 3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии: • подчеркивание значимости данного контакта; • подчеркивание значимости исследования, в котором примут участие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу); • акцент на ценности каждого мнения; • представление каждого, начиная с исследовательской группы; • пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также технических средств (видеокамера, магнитофон). Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных). Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предполагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, благодарность участникам дискуссии. Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы: • не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга; • используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии; • в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку; • в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии; • участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии; • участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе; • модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «нейтрализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых; • модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадаться о его мнении по изучаемому вопросу. Этап 3. Обработка результатов Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализируются, а затем представляются в виде отчета. 2 При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности. Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях, прежде всего, связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, например, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. В соответствии с таким пониманием под малой группой можно предполагать и семью. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедеятельности такой группы является то, что она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Социометрические методы направлены на изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом. В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия — это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Все начинается (естественно, после разработки программы исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своей форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют мсжличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальных отношений. В нашем случае подобные критерии представляют наибольший интерес. Примером официального критерия является вопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?", неофициального — "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разлада в семье?". В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение. Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: "Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?" (положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?" (отрицательная часть критерия). Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации: — чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами; — число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения. Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному. При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно объяснить опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайны его ответов. Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы. Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. 3 Глубинное интервью является одним из ведущих методов социальной работы. Данный метод представляет собой длительную беседу по общей программе для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношений к заданной теме. К этому методу обычно обращаются в тех случаях, когда первоочередным является не измерение масштабов, а глубинное понимание определённого явления: его причин, механизмов и возможных следствий, отношения респондента различным вопросам. В результате конкретная проблема получает детальное рассмотрение и решение. Глубинное интервью проводится с одним респондентом. Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Одна из важнейших целей глубинного интервью - уловить помимо рационально организованной информации непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения. Глубинное интервью начинается с общих вопросов, а затем переходит к более целенаправленным. Часто используются «многоступенчатый анализ», когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними социальными объектами и явлениями, а уже затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента. При проведении глубинного интервью очень важное значение организаторы должны уделять времени беседы. Организация глубинного интервью особенно сложна, т.к. такая встреча требует, как правило, полутора-двух часов. Обычная продолжительность глубинного интервью составляет от 40 минут до двух часов. В некоторых случаях интервью может длиться и до четырех часов. С одной стороны этого достаточно, чтобы организовать содержательную беседу и достичь поставленной цели, а с другой стороны - средний человек нормально выдерживает интенсивное общение в пределах такого времени. Однако часто достичь главной цели интервью в пределах этого отрезка времени без потери качества проблематично. Выходом может быть повторное интервью. Глубинное интервью как метод сбора информации имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: 1. Создание доверительной атмосферы при общении один на один с помощью обсуждения деликатных тем; 2. Позволяет значительно лучше разобраться во внутренних переживаниях людей; 3. Возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента; 4. Возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке; 5. С помощью индивидуального собеседования формируется более серьезное отношение респондента к опросу. Недостатки: 1. Риск снижения качества и глубины получаемой информации под влиянием интервьюера, т.е. из-за отсутствия определенной структуры проведения опроса, интервьюер может влиять на результаты опроса, а качество и достоверность полученных данных полностью зависят от навыков интервьюера. 3. Большие затраты времени. 4. Данные трудно проанализировать и сделать по ним соответствующие выводы. Несмотря на эти недостатки, глубинное интервью, так или иначе, находит свое применение. Так он нашло свое применение в исследовании основных проблем работы социального работника с молодой семьей, а также при составлении биографии членов семьи. Основная особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" понимается свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отмечающее его от социально определяемой "нормы". Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал. Одной из разновидностей биографического метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегося социального контекста. Этот способ назван методом социальных генеалогий в комментариях и сравнениях. Данная техника состоит во включении в поле опроса нескольких поколений родственников, в том, числе пожилых людей, открывших благодаря их семейной памяти доступ к истории своих родителей, рожденных в начале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельных и неперекрещивающихся линий родства. Основанный на анализе биографических тестов, метод социальных генеалогий впервые был применен в 80-е годы во Франции, Англии и Канаде, где дал интересные результаты. Исследования продемонстрировали богатство жизни простых людей, их надежды, поступки, особенности вербального взаимодействия, то есть раскрыли малоизвестную повседневную историю народной жизни. В заключении данного вопроса рассмотрим общую схему анализа и описание "истории жизни" (авт. Н. Днезин), которая послужит ориентиром в работе с биографическими данными рациональному работнику. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |