Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семейное окружение ребенка.




- Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

- Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

- Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

- Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие методы получения сведений, как

- беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи,

- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту,

- наблюдение,

- изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:

- оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;

- выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

- выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

- рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

 

Таким образом, выявление неблагополучных семей и детей является начальным звеном в социальной работе с семьей, в целом в деятельности по охране прав семьи и детей и на получение адресной социальной помощи.


4. Изучение соотношения женской и мужской роли супругов методом личностного семантического дифференциала.

Методологической основой исследования гендерных стереоти­пов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосе­мантикаиспользуется для обозначения области научного позна­ния, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприя­тия и исследований индивидуального сознания. В задачу психо­семантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, дру­гих, самого себя.

Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леон­тьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6].

В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивиду­альным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «на­стоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уника­лен, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит коценке себя идругих.

Выделение таких категориальных структур — структур обыденно­го сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом раз­личных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.

В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуально­го сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характери­зующих мужчин и женщин).

Методологическим инструментарием был выбран один из ме­тодов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилага­тельных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку само­го себя или другого человека.

Процедура проведения исследования с помощью метода лич­ностного семантического дифференциала стандартна. По множе­ству биполярных иуниполярных шкал, образованных «личностны­ми» прилагательными иописательными характеристиками, оцени­ваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по фор­мированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуни­кативного воздействия [5, 7].

В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 би­полярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антони­мов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петрен­ко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно[1] с опорой на ло­гику и процедуру разработки, представленную в монографии «Пси­хосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соот­ветствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] иBSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современно­сти». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содер­жание факторов отражает достаточно независимые линии измере­ния, так что некий образ может быть оценен, например, как силь­ная личность с низким социальным статусом.

Приводим примерную методическую разработку практическо­го занятия по диагностике гендерных стереотипов.

Цель занятия— выявить существующие гендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях, а также срав­нить поведенческую модель студента с его гендерными представле­ниями. Гендерные стереотипы изучаются методом личностных семан­тических дифференциалов (ЛСД).


Оснащение

Бланки опросников (см. приложения 1 и 2)[2].

Ручки или карандаши для заполнения.

Калькулятор для подсчета результатов.

Порядок работы

Этап 1.Характеристика образов «Я» — заполнение бланков.

Этап2. Обработка данных.

Этап3. Сравнение и результаты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...