Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семейное окружение ребенка.
- Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи. - Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями. 3. Жилищно-бытовые и имущественные условия. - Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее. - Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее). 4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность. В ходе обследования используются такие методы получения сведений, как - беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, - опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, - наблюдение, - изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий: - оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств; - выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; - выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; - рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Таким образом, выявление неблагополучных семей и детей является начальным звеном в социальной работе с семьей, в целом в деятельности по охране прав семьи и детей и на получение адресной социальной помощи. 4. Изучение соотношения женской и мужской роли супругов методом личностного семантического дифференциала. Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосемантикаиспользуется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя. Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6]. В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит коценке себя идругих. Выделение таких категориальных структур — структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов. В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуального сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характеризующих мужчин и женщин). Методологическим инструментарием был выбран один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека. Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных иуниполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными иописательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по формированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуникативного воздействия [5, 7]. В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 биполярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антонимов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петренко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно[1] с опорой на логику и процедуру разработки, представленную в монографии «Психосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соответствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] иBSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современности». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содержание факторов отражает достаточно независимые линии измерения, так что некий образ может быть оценен, например, как сильная личность с низким социальным статусом. Приводим примерную методическую разработку практического занятия по диагностике гендерных стереотипов. Цель занятия— выявить существующие гендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях, а также сравнить поведенческую модель студента с его гендерными представлениями. Гендерные стереотипы изучаются методом личностных семантических дифференциалов (ЛСД). Оснащение Бланки опросников (см. приложения 1 и 2)[2]. Ручки или карандаши для заполнения. Калькулятор для подсчета результатов. Порядок работы Этап 1.Характеристика образов «Я» — заполнение бланков. Этап2. Обработка данных. Этап3. Сравнение и результаты. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |