Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности мотивации и менталитета юных спортсменов.
Мотивация спортивной деятельности – условия, которые приводят в действие занимающегося и под воздействием которых он продолжает заниматься усердно и настойчиво, добиваясь успеха. Мотивы спортивной деятельности: - здоровье - положительные эмоциональные переживания - увлекательность самого спорта - формирование двигательных навыков - развитие морально-волевых качеств - возможность саморазвития - самоутверждение, общественное признание, успех - формирование красивой фигуры - коллективизм - самозащита - эстетические моменты СД - возможность быть в привлекательной социальной среде - желание добиться высших достижений (стать чемпионом и др.) С возрастом у детей происходит изменение ценностных ориентаций и мотивации спортивной деятельности. Знание этих изменений необходимо тренеру для своевременной корректировки своей педагогической деятельности: - подростки 12-17 лет преимущественно сориентированы на развлечения, больше, нежели молодежь 18-25 лет. - Отмечены существенные изменения первоначальных установок на занятия спортом. Сначала – мотив «просто нравится заниматься ФУ», затем – «желание стать известным спортсменом». Тренеры, работавшие с новичками, более достоверно оценивали менталитет и культурные интересы своих подопечных, нежели тренеры, работающие со спортсменами высокой квалификации (от КМС и выше). Такое положение, по мнению исследователей, обусловлено тем, что дети в младшем возрасте более откровенно делятся со своими наставниками. Специфика работы в ДЮСШ заключается в том, что в них идет профессиональная подготовка спортсменов. Но нельзя забывать, что «спортивный резерв» – это будущие полноправные граждане общества, и их социальная значимость и ценность для общества заключается не только в том, каких спортивных результатов они достигнут, но и в том, какими членами общества они станут, станут ли они личностями, какие социальные роли и настолько эффективно они смогут играть. В юношеском спорте существуют и морально-этические проблемы. Сравнительный анализ реакций тренеров и спортсменов на нарушения правил «честной игры» свидетельствует, что безразличное отношение у спортсменов встречается в 2,5 раза чаще, чем у тренеров. Активное сопротивление нарушению правил «честной игры» встречалось у тренеров втрое чаще. По данным исследований, для части спортсменов характерна двойная мораль (30 % опрошенных допускают для себя возможность ради достижения победы в состязаниях нарушить правила соревнований). СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. Социальные конфликты в спортивном коллективе. Конфликт – это противоречие между отдельными людьми или общностями и группами в связи с решением различных проблем производственной, социальной или личной жизни, противоречие ярко выраженное, создающее эмоциональное и социально-психологическое напряжение, несогласие и противоборство. Не всякое противоречие является конфликтом или составляет основу для конфликта. Некоторые противоречия решаются путем конструктивных решений. Противоречия приводят к конфликтам, когда затрагиваются жизненные вопросы и аспекты поведения людей и групп – экономические, производственно-трудовые, социальные, этнические и т.п. Предельный случай обострения социального противоречия – социальный конфликт. Различают скрытый (инкубационный, назревание) и открытый формы конфликта. Кроме того, конфликты бывают глобальные (охватывающие всех) и частичные (порциальные); разрешимые и разрушительные; морально оправданные и аморальные. Явление конфликтов между тренерами и спортсменами достаточно распространенное – более 50 % тренеров и учеников имели серьезные конфликты. Основные причины конфликтов, по мнению тренеров: 1. Личные недостатки спортсменов 2. Нарушение спортсменами спортивного режима 3. Недобросовестное выполнение обязанностей спортсменами. По мнению спортсменов: 1. Личные недостатки тренеров 2. Расхождение взглядов на систему тренировок 3. Подавление их инициативы. Кроме того, причины конфликтов бывают обусловлены полом тренеров и спортсменов (в результате конфликтов у женщин-тренеров меньше снижается спортивный результат, чем у мужчин-тренеров; у женщин-спортсменок меньше разногласий с тренером в выборе средств и методов тренировки), а также квалификацией спортсменов (у малоквалифицированных спортсменов нет разногласий с тренером о методах и средствах тренировки, но бывают в связи с нарушениями спортивного режима, недобросовестного выполнения спортивных заданий). Условия предупреждения конфликтов: 1. Единая общая цель совместной деятельности. 2. Четкость служебного статусного положения и должностных функций каждого (например, повышение спортивной квалификации в соответствии с выполнением определенного спортивно-технического результата). 3. Персональная ответственность за порученное дело (например, на условиях контракта). 4. Справедливая оплата труда и система социального и материального поощрения. 5. Обязательность соблюдения дисциплины всеми членами коллектива (команды, секции) и объективность контроля за этим. 6. Гласность деятельности (информация об изменениях, задачах). 7. Рациональное использование различных стилей руководства в зависимости от социальной обстановки, особенностей отдельных личностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |