Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (КСИ).




Общая характеристика и этапы КСИ.

Для исследования и познания частных социальных явлений в различных областях человеческой деятельности разрабатываются частные социологические теории (труда, быта, досуга, культуры, политики, идеологии, физической культуры и спорта и др.). Все эти научные дисциплины принято называть прикладной социологией. Одним из наиболее распространенных методов выявления, сбора и объявления социальных фактов является метод конкретно-социологического исследования.

Конкретные социологические исследования (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:

- Подготовку исследования;

- Сбор первичной социологической информации (ответов опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследователя в карточках наблюдения, анализ документов и т.д.);

- Подготовку собранной информации к обработке и ее обработка на ПК;

- Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций.

Методология программы КСИ.

Методологический раздел программы КСИ начинается с формулировки проблемы исследования. Именно проблема является непосредственным поводом к проведению социологического исследования и должна обязательно переживаться, оцениваться в качестве проблемы. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Проблемная ситуация возникает тогда, когда есть противоречие в развитии какого-либо социального явления. Например, стремление некоторых спортивных организаций к развитию большого спорта в ущерб развитию массовой ФК и т.п.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Это то, что содержит в себе социальное противоречие. Т.е. в качестве объекта исследования выступает носитель социальной проблемы. Это то, на что направлен процесс познания. Это может быть область социальной действительности, деятельность людей или сами люди (например, отношения зрителей к спортсменам; отношения к ФКС различных групп населения и т.д.). Объект должен быть ограничен: профессиональной принадлежностью, пространственной ограниченностью (регион, город, деревня), функциональной направленностью (производственная, политическая, трудовая и т.п.), временной ограниченностью, возможностью количественных измерений.

Четкое выделение объекта исследования способствует правильной формулировке предмета исследования. Предмет исследования – это те стороны и свойства объекта исследования, которые выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению.

Следующий эта программы КСИ – логический анализ основных понятий. Этот этап заключается в том, что исследователь должен определить смысл, вкладываемый им в те понятия, которыми он постоянно оперирует, дать им трактовку. При этом исследователь или дает свое определение анализируемых понятий, или подтверждает свое согласие с формулировкой, данной другим ученым ранее.

Цель исследования – это общая направленность исследования, проект действия. Это тот результат, на который ориентируется данное исследование. Цель КСИ формулируется исходя из того, что является предметом исследования. Например, если предметом исследования является отношение рабочих завода к физической культуре, то цель можно сформулировать так: изучить отношение рабочих завода к ФКС.

Из цели исследования вытекают задачи КСИ, т.е. детализация пути достижения цели.

Гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о характере развития и функционирования объекта, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Организационно-технический план исследования определяет стратегию и сроки проведения исследования.

Логическая структура применяемого инструментария дает представление о содержании анкеты или интервью, показывает на выявление каких характеристик предмета направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов и т.д.

Обоснование статистического объекта исследования. Большинство социологических исследований носят не сплошной, когда изучаются все элементы объекта, а выборочный характер. При выборочном характере социологического исследования данные обрабатываются с помощью математических формул и есть вероятность погрешности по отношению к полному количеству изучаемого объекта. В социологии величина выборки определена ориентировочно в 10 % от всей совокупности, хотя во многих случаях исследователи отступают от этой нормы.

Методы исследования.

При проведении исследования используют методы сбора первичной социологической информации. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетирование, интервьюирование), экспертные оценки и метод социального эксперимента.

Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение. Он является наиболее авторитетным и популярным, т.к. имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с другими методами.

Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым (респондентом).

Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его применение опосредовано применением анкеты и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.

В данном разделе рассмотрим наиболее подробно анкетирование.

Анкетирование – это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное анкетирование (предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии) и заочное анкетирование (респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя).

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое (анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте), прессовое (при котором анкеты публикуются в печати), раздаточное анкетирование (предусматривает личное вручение анкеты респонденту).

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).

Вводная часть представляет собой обращение к респондентам, в котором следует указать: название учреждения, которое проводит исследование, задачи исследования, роль респондента в решении поставленных задач, заверение в полной анонимности ответов респондента, способ возврата заполненных анкет и правила заполнения анкеты.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка этой части анкеты является наиболее сложной и ответственной.

Основная часть анкеты начинается всегда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинтересовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оценок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента: пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении.

При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полузакрытые и шкальные вопросы.

Открытые вопросы – это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в открытой форме. Например:

«Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься (напишите, пожалуйста) ________________________________________».

Формулировка в данном случае не ограничивает человека, отвечающего на вопрос какими-либо рамками, и он может высказать, все, что думает в любой форме, во всей полноте и до мельчайших подробностей.

Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и представляют выбор респондентом одного или нескольких возможных ответов.

Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет» вопрос. Его рекомендуется употреблять только в тех случаях, когда сомнения в однозначном выборе ответа отсутствуют. Например:

«Выписываете ли Вы спортивные газеты и журналы?

□ Да

□ Нет»

Альтернативный вопрос включает предполагаемые варианты ответов, которые носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать только один вариант ответа. Например:

«Как часто Вы посещаете стадион?

□ Очень часто (каждый день)

□ Часто (2-3 раза в неделю)

□ Не очень часто (3-4 раза в месяц)

□ Редко (1-2 раза в месяц)

□ Очень редко (еще реже)

□ Никогда».

Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов оговаривается обязательно). Например:

«Что Вас привлекает в тренерской работе? (Отметьте не более трех ответов).

□ Общение с людьми

□ Разнообразие деятельности

□ Отсутствие регламентированного рабочего дня

□ Эмоциональность, творчество

□ Возможность подготовить квалифицированного спортсмена

□ Частые поездки на соревнования и сборы и т.д.»

Шкальный вопрос предполагает, что респондент должен отметить интенсивность какого-либо явления или мнения и чаще всего требует выражения в баллах или процентах. Например:

«Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?


1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

совсем                                                                                                     очень

не                                                                                                 важно

важно

Так как есть вероятность того, что не все возможные варианты ответов будут учтены при составлении закрытого вопроса, рекомендуется чаще использовать полузакрытые вопросы, когда в перечне ответов есть также позиция «другое» или «что еще». Например:

«Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (Подчеркните)

Велосипед, гантели, обруч, эспандер, туристическое снаряжение, лыжи, коньки, ракетки (теннисные, бадминтонные), лодка.

Что еще _________________________________________».

Требования к внешнему виду анкеты. Анкета должна быть аккуратной, отпечатана на хорошей бумаге четким, достаточно крупным шрифтом. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения. При наборе текста нельзя допускать разрыва вопроса (т.е. переносить вопрос со страницы на страницу), смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом. Вопросы должны быть сформулированы просто и понятно и таким образом, чтобы не навязывать мнение социолога. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...