Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления социологии ФКС.




ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

Социология как наука. Социология ФКС.

Социология – это наука о закономерных тенденциях развития и функционирования личности и общества в конкретных социально-исторических условиях (от лат. «общество» и греч. «слово», «учение» и означает «наука об обществе»).

Социология учитывает, что социальные отношения характеризуют взаимосвязь и взаимодействие личности с обществом через какую-либо социальную организацию, формально институциональную (т.е. имеющую установленные правила и нормы взаимодействия членов данной организации), а также через неформальную групповую общность.

Социология ФКС – это научная и учебная дисциплина, которая выясняет структуру, механизм и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере ФКС, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности (ФКСД).

Данная наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации.

Социология ФКС развивается на основе специальных социологических исследований и обобщения достижений отдельных отраслей наук, исследующих ФКС как сложный объект с различных сторон.

Предмет социологии ФКС: социальные отношения, механизмы взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология ФКС является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания.

Цель научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» – исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

Как учебная дисциплинасоциология ФКС имеет своейцелью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами [1, 2].

Задачи социологии ФКСможносвести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

История становления социологии ФКС.

20-е – 30-е годы. Методы: наблюдение, наблюдение и описание социологических аспектов ФКС. При освещении вопросов развития и состояния ФКС в стране делались политологические, социально-просветительские и пропагандистские акценты.

Важнейшим событием, оказавшим существенное влияние на развитие социологии ФКС, стало создание Всеобуча и развертывание государственной работы по массовому использованию ФКС как средства военно-трудовой подготовки (хотя это вызывало оппозицию многих специалистов ФКС, отстаивающих общегуманитарную направленность физического воспитания (ФВ) и считавших, что главная задача школы – подготовка гражданина, а не воина), а также решения 5 съезда РКСМ, обязавшие все комсомольские организации принимать активное участие в деятельности спортивных кружков, которые должны были создаваться при предприятиях и иметь материальную поддержку профсоюзов. Тем самым была предопределена профессионально-отраслевая направленность деятельности физкультурных организаций (в этом было отличие от мирового спортивного движения, практикующего объединения любителей спорта по их интересам в связи с увлеченностью конкретным или несколькими видами спорта и от традиционных методов организации первичных ячеек спортивного движения по территориальному принципу). ФК должна была быть вовлечена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций.

С.30-х – н. 60-х гг. Характерным являлось установление и анализ взаимосвязей ФКС с различными социальными явлениями, с жизнедеятельностью общества. Основное направление исследований и публикаций было ориентировано на обоснование и реализацию Всесоюзного физкультурного комплекса «ГТО СССР».

После Второй мировой войны наметилось расширение связей нашей страны с зарубежными странами, в т.ч. и в сфере спорта. Международные спортивные встречи и социологический анализ прогнозов развития спорта (в частности СВД) подтвердили необходимость развития высокого спортивного мастерства наших спортсменов и их систематического участия в международных соревнованиях. В конце этого периода, в связи с успехами наших спортсменов на Олимпийских играх (ОИ), наметился переход от массового к «большому» спорту (хотя на словах – наоборот).

Выражение «социология» и «социологическое исследование» ушли из интеллектуального обихода общества, т.к. в идеологии того периода был культ установок решений партии.

60-е – 70-е гг.Период «Хрущевской оттепели». Снят негласный запрет на социологию. В 1961 г. ЦНИИФКе (Центральный научно - исследовательский институт физической культуры) был образован сектор истории, организации и социологии физкультурного движения. Началось изучение социально-экономического эффекта развития ФК, определение основных тенденций развития физкультурного движения в стране. В 1966 г. была проведена Первая Всесоюзная конференция по социологическим проблемам ФКС, где обсуждались результаты исследования социологов.

Впервые был проведен развернутый социальный эксперимент: с 1963 по 1975 гг. в Северодонецке, инициатировавшем движение «Город здоровья и спорта» были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, больших групп населения, неоднократно осуществлены массовые социологические опросы (В.И. Жолдак, И.И. Переверзев, Л.Н. Нифонтова). Весной 1970 г. состоялось совместное заседание 9-й сессии северодонецкого городского совета народных депутатов трудящихся и выездное заседание ученого Совета ВНИИФКа, где были обсуждены итоги исследований и принято решение «О задачах по дальнейшему развитию ФКС в Северодонецке». Тогда же, впервые в практике, не только отечественной, но и мировой, был утвержден рекомендованный исследователями перспективный ПЛАН развития ФКС в городе на 1971-1980 гг. Затем подобные эксперименты прошли в других городах.

В 1974 г. прошла Первая Всесоюзная научно-практическая конференция «ФКС на селе». В 1975 г. – Всесоюзная конференция, посвященная ФК женщин.

В этот период были проведены комплексные исследования социального облика советских спортсменов – участников ОИ 1952-1976 гг. (гармоническое развитие личности, формирование образа жизни, направленность и типы личности, закономерности формирования спортивной карьеры).

80-е – 2000-е гг. Особое внимание к олимпийским проблемам, особенно в последние годы, в связи с распространением общегуманистических идей и общечеловеческих ценностей.

Проводились конференции по проблемам организации и пропаганды массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий (1985 г.), по проблемам использования ФКС как средства гармонического развития личности (1987 г.), по проблемам ФВ в процессе перестройки высшей школы (1989 г.), по здоровому образу жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...