Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему сегодня так остро встаёт вопрос о гражданском образовании?




Происходящие события и перемены в мире поставили серьёзные социальные проблемы. К ним относятся:

· этнические конфликты и национализм;

· глобальные угрозы и ослабление безопасности;

· развитие новых информационных и коммуникационных технологий;

· проблемы окружающей среды;

· мобильность населения;

· возникновение новых форм ранее подавленных коллективных общностей;

· потребность в росте личной самостоятельности и в новых формах равенства;

· ослабление общественного единства и солидарности между людьми;

· недоверие к традиционным политическим институтам, формам управления и политическим лидерам;

· повышение взаимосвязанности и взаимозависимости — политической, экономической и культурной — на региональном и международном уровне.

Перед лицом подобных проблем стало очевидно, что требуется новый тип гражданин - активного — способного внести вклад в жизнь своего сообщества, своей страны и за её пределами и готового брать на себя бóльшую ответственность.

Таким образом, одним из вопросов, который сегодня волнует общество, это гражданские функции образования. В философском смысле образование - это:

· органичное вхождение человека в мир общественных, политико-правовых отношений;

· овладение компетентностями;

· освоение ценностей, смыслов, механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем;

· обретение собственного образа гражданина;

· становление духовно-нравственных качеств личности.

Однако, сегодня, как отмечают эксперты ООН, намечается тенденция посвящать больше времени, ресурсов и больше заботиться о формальном образовательном секторе. Слишком много школьных систем отдают приоритет знаниям, нежели структурированию личности или обретению молодежи ценностей. Воспитание недостаточно финансируется или концентрируется слишком сильно, на учебном процессе. В тоже время только изменение учебных планов или программ вряд ли может помочь молодежи стать активным и ответственным гражданином общества.

Кроме того, в начале нынешнего столетия особенно обострилась проблема неформального воспитания, предоставляемого семьей и другой неструктурированной средой. В результате отмечается наличие серьезного дефицита воспитания.

Ввиду этого проблемы построения гражданского воспитания, формирования толерантности, демократической культуры, миролюбия и потребности «участия «активных граждан» в обществе» стоит в центре внимания различных международных организаций и европейского сообщества в целом.

В последние годы усилилась и критикав адрес школ о неэффективности их усилий в области принципов демократических действий. Эти дефициты были вскрыты опубликованными результатами международного сравнительного исследования Civic Education Study, проведенного Международной ассоциацией оценки образовательных достижений (IEA), целью которого было определение уровня политических знаний, политических установок и готовности к действиям среди учеников школ. Школьники хотя и могут воспроизвести весь каталог составляющих демократии (выборы, разделение властей и т.д.), тем не менее, это не приводит к тому, что они воспринимают это как значимые для них лично и ведут себя соответствующим образом. Исследования показали, что в школах отношение «учитель-ученик» характеризуется недостаточной степенью взаимоуважения, а тем самым и соблюдения принципов человеческого достоинства.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) разработала стратегическую концепцию, в рамках которой был составлен «каталог» ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые люди на момент окончания школы. В общих чертах были сформулированы четыре основных принципа:

1) подростков нужно обучать действовать самостоятельно;

2) подростки должны самостоятельно добывать знания, необходимые для коммуникации;

3) подростки должны быть в состоянии действовать в социально гетерогенных группах;

4) подростков нужно обучать действовать, оценивать и делать выбор, руководствуясь моральными принципами.

Было отмечено, что учителя наделены правом и обязанностью обучать, оценивать и дисциплинировать учеников. В соответствии с пониманием этой роли, учителя с одной стороны допускают демократию в школе, а с другой ограничивают ее в интересах учебного производства. В результате личный опыт, притязания и интересы учеников практически не находят в школьном процессе отзыва. Это противоречие воспринимается учащимися как несправедливость или двойственная прагматика, что блокирует их увлеченность и активность. Целый ряд конфликтов проявляется все более открыто. Учащиеся видят в школе направленный против них механизм принуждения и насилия, среди них растет ответная тенденция использовать насилие как легитимное.

В результате проведенных исследований были сформулированы следующие вопросы:

Как педагогическое сообщество может готовить социально активных, а не агрессивных членов общества?

Каким образом образование может содействовать укреплению прав человека, его основных свобод и развитию плюралистической демократии, воспитанию ненасилия, уважения и достоинства?

Как оно может способствовать взаимопониманию и укреплению доверия между людьми?

Как сделать школу справедливым сообществом?

Ответы на эти вопросы ищут с помощью:

·  разработки крупномасштабных международных проектов гражданского образования и воспитания толерантности молодежи;

· обновления гуманитарных программ содержания образования;

· поиска способов активизации воспитательного потенциала школы;

· обобщения новых идей, опыта и результатов работы в поддержки волонтерских движений.

· в подготовке учителей и руководителей школ к работе с молодежью в новых условиях.

В отчете Форума по правозащитному образованию Европейского молодежного центра отмечается, что с 60-х годов началась борьба между классическими и новыми методами и стратегиями реализации в области образования не только в правозащитном или гражданском образовании, но и во всей сфере образования. Параллельно с этим шел процесс деформализации школьный системы, т. к. акцент сместился на жизненно важные знания и умения. Произошла контекстуализации образования, так как была налажена связь между школой и обществом. Результатом всего этого стала дискуссия о правах и ответственности учащихся, преподавателей и граждан в различных организациях. В ходе дискуссии было выявлена эволюция поколений прав.

 



Таблица № 2. Эволюция гражданского образования

Правозащитное образование

1-е поколение прав СВОБОДА Гражданские и политические права 2- поколение прав РАВЕНСТВО Экономические и культурные права   3-е поколение прав СОЛИДАРНОСТЬ Мир, развитие, здоровое окружение Социальные права
Гражданское образование Обучение демократии Обучение законности   Межкультурное образование Антирасистское образование Обучение терпимости Обучение социальной ответственности Обучение миротворчеству Обучение противостоянию насилию Образование с целью развития Экологическое образование Обучение сотрудничеству и партнерству

Образование в духе демократического гражданства

 

Первое поколение - права свободы. Второе поколение – это права равенства. Третье поколение – это права солидарности, так как они носят трансграничный характер, переходят границы стран-членов и требуют специфической солидарности, сотрудничества и партнерства на глобальном уровне. Права третьего поколения, к которым относятся права солидарности, относятся к образовательным нововведениям, связанным с восстановлением мира, поддержанием мира, ненасильственными акциями, сплоченностью, а также с образованием с целью развития. Виду этого сегодня при обучении гражданственности вводятся понятия разделенной демократии, сознательного соглашения и активной толерантности.

Воспитание гражданственности в Европе связано с проектом «Европейское измерение», цель которого дать ученикам достаточно знаний для возможности быть выше ксенофобии, которую часто ассоциируют с экономическими аспектами Европы. На психологическом уровне европейское измерение включает в себя: «знания, взгляды, мнения, отношение, ценности, поведенческие намерения и поведение человека с уважением к политическим организациям, членом которых он является; взаимоотношения между человеком и политическими организациями и индивидуальные права и обязанности в контексте этих организаций».[30]

Основным документом, разъясняющим, что значит быть европейцем, является документ, изданный Комиссией ЕС «Белая книга» об Образовании и обучении «На пути к обучающемуся обществу». В данной книге отмечается, что Образование Европейского гражданина предполагает большое количество возможностей для обучения, которые существуют в «обучающемся обществе». Оно переходит границы школы и общества и ставит под сомнение разделение официального и неофициального образования, формального, не формального обучения и социализации. Фокусируясь на приобретении умений и способностей, делающих возможными общественные действия и перемены, образование гражданина сохраняет характеристики целенаправленного поведения человека, сочетающего знания с действиями. В данном контексте учителя рассматриваются как организаторы множественных возможностей для обучения, как связующее звено между ресурсами общества и их пользователями. Они являются посредниками и облегчают доступ к информации и постоянно информированы о новых социальных, политических и экономических задачах развития Европы.

Современные дебаты об Образовании для Демократического Гражданства характеризует широко распространенное восприятие его как «педагогического понятия», содержащего:

· продуманный отбор темы или вопроса

· формулировку целей процесса передачи

· организацию процесса обучения и отбор стратегии преподавания презентацию содержания

· определение ценности результатов.

Методология Гражданского Образования является сложным вопросом, включающим курс действий и программные решения на национальном, региональном и местном уровне, а также педагогические решения. На совещание Европейского Совета представители всех стран поддержали необходимость включения в каталог ключевых компетенций, необходимых для жизни в современной Европе – гражданские компетенции. 

В результате встал вопрос - как подготовить педагогов к их формированию?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...