Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тяжелое соматическое поражение в сочетании с несколько неправильным ходом развития




Мальчик V. W. на протяжении шести лет был иссле­дован девять раз (диаграмма 13). Ход его развития, взятый в це­лом, отличается известным постоянством. Диапазон колебаний

искусственно увеличен непропорционально высокой оценкой, дан­ной в возрасте 12 месяцев. Ребенок был в это время физически чрезвычайно слаб, в связи с чем была сделана очень снисходи­тельная оценка. Он был приравнен к девятимесячной ступени, что давало коэффициент, превышающий 15%-ный окончательный индекс.

Вскоре после того, как ему исполнился 1 год, он заболел воспалением легких и пролежал в больнице несколько месяцев. В возрасте 18 месяцев он отвечал по своему развитию девяти­месячной ступени. Аналогичным образом в 2 года поведение его было на уровне годовалого младенца; это был милый, приятный ребенок, но сомнений в его умственной отсталости больше быть не могло. После этого были произведены еще четыре исследо­вания, по разу в год, которые подтвердили стойкость его интел­лектуальной задержки.

Данный случай указывает на опасность переоценки: влия­ния чисто соматических факторов на ход умственного развития. Надо добавить, что начиная с двух лет V. W. по физическому развитию и упитанности стал вполне нормальным ребенком, что никак не отразилось, однако, на темпе и общем направлении его психического развития.

Выводы

По поводу описанной группы атипических "случаев мо­гут быть сделаны лишь весьма скудные выводы общего харак­тера. Из этой группы лишь немногие случаи являются действи­тельно вполне атипическими, но для своего истолкования, они нуждаются в тщательном индивидуальном анализе. Они связа­ны с удивительными перемещениями внутри комплекса разви­тия. Поскольку эти подлинно атипические случаи вербуются из клинического материала, они подчеркивают тот факт, что раз­витие ребенка стремится в общем держаться ближе к средней линии. Нельзя, однако, недооценивать клинического значения «атипических случаев»; они являются разумным напоминанием о том, что при рассмотрении отклоняющихся от нормы индиви­дуумов не следует слишком напирать на общие законы и ориентировочные нормы развития.

 



Курт Левин

РЕГРЕССИЯ. РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ[16]

В психологии термин регрессия относится к примити­визации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию, ко­торое индивид уже перерос. Временная регрессия нередко про­исходит в напряженных эмоциональных ситуациях с нор­мальными взрослыми и детьми, особенно если эти эмоции неприятные. Сильная радость тоже может привести к опреде­ленным примитивным поступкам. Усталость, пресыщение и бо­лезнь часто вызывают временную регрессию. Более или менее постоянный тип регрессии можно наблюдать в некоторых слу­чаях глубокой старости, во множестве неврозов и при функцио­нальных и органических психозах. Регрессию, следовательно, нужно считать распространенным феноменом, который связан со многими ситуациями и проблемами и достаточно существен­но затрагивает все поведение человека.

Связь между регрессией и развитием — это еще одна при­чина того, почему психология должна считать регрессию важ­ной темой. Знание процессов психологического развития очень выросло в последние годы. В частности, мы узнали, что разно­видностей возможного развития гораздо больше, чем можно было бы ожидать. Тем не менее наше знание факторов, определяю­щих развитие, его динамику и законы, чрезвычайно скудно. Мож­но сказать, что регрессия — это негативное развитие. Экспери­ментальное исследование регрессии, по-видимому, технически несколько проще, чем экспериментальное исследование разви­тия. Следовательно, косвенный путь изучения динамики разви­тия посредством изучения регрессии может оказаться плодотвор­ным для всей теории развития.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГРЕССИИ

Понятие регрессии было выдвинуто Фрейдом и ши­роко использовалось в психоаналитической литературе. Фрейд с самого начала видел, насколько важна проблема регрессии Для теории развития. Его теория стадий либидинальной органи­зации, которая характеризует развитие человека, в значитель­ной степени основана на его наблюдениях регрессии в психо­патологии (1933).

Рис. 1. Психоаналитическое представление регрессии. (Перепечатано с позволения издателей из Korzybski, Alfred: Science and Sanity An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics, Lancaster, Pa. The International Non-Aristotelian Library Publishing Co., 1933.)

Термин «регрессия» в психоанализе относится к большому ряду симптомов. Сам Фрейд использует термин «регрессия» главным образом для того, чтобы описать «возврат к первым объектам, наделенным либидо, которые, как мы знаем, являются инцестными по характеру, и возврат всей сексуальной органи­зации к более ранним стадиям». В дополнение к «регрессии ли­бидо» Фрейд говорит о «регрессии Эго» и «объект-регрессии». В другой психоаналитической и психологической литературе тер­мин «регрессия» использовался более широко; например, лю­бой вид ухода от реальности на уровень фантазии назывался регрессией.

Сам Фрейд подчеркивал, что он использует термин «регрес­сия» как чисто описательное понятие, а не как динамическое понятие, подобное регрессии. Тем не менее он выдвинул опре­деленные идеи о факторах, которые способствуют регрессии. Согласно ему, существуют два основных условия для регрес­сии: (1) фиксация либидо на объектах предшествующего состо­яния развития и (2) трудности в удовлетворении либидозных по­требностей на более зрелом уровне. Часто в психоаналитичес­кой литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия — как поворот этого по­тока либидо назад после встречи препятствия. Диаграмма Корцибского представляет эту точку зрения (рис. 1). Мы хотели бы обсудить это представление более подробно с целью проясне­ния понятия регрессии. Необходимость такого концептуального уточнения подчеркивалась Фрейдом, и в уточнении, по-видимо­му, все еще есть необходимость.

Проблемы развития и регрессии занимают свое место в на­уке как особая точка пересечения исторических и динамических проблем. Они указывают, с одной стороны, на уникальную последовательность переживаний, ситуаций, личностных струк­тур и стилей поведения в течение истории индивида. С другой стороны, они указывают на динамику и законы, которые управ­ляют поведением в любой из этих стадий и переходом от одной стадии к другой. Комбинация обоих типов проблем в рамках про­блемы развития или регрессии абсолютно оправданна и необ­ходима. Однако важно прояснить суть обеих проблем и их связи. Абрахам использует следующую таблицу, показывающую ста­дии либидинальной организации, стадии в развитии любви к объекту и доминирующую точку фиксации (Фенихель, 1934).

Стадии либидинальной организации

Стадии развития любви к объекту

Доминирующая точка фиксации при
I. Ранняя оральная (сосание)

аутоэротизм (нет объекта) (доамбивалентная)

различных типах шизофрении (ступор)
II. Поздняя оральная садистическая (каннибалистическая) к 1-ГО / нарциссизм: полное поглощение объекта маниакально-депрессивном психозе
III. Ранняя анальная садистическая ж Е- Л ' частичная любовь с поглощением паранойе, параноид­ных состояниях
IV. Поздняя анальная садистическая «бива частичная любовь неврозе навязчивости
V. Ранняя генитальная (фаллическая) га объектная любовь с ис­ключением генитальной истерии
VI. Заключительная генитальная

объектная любовь {постамбивалентная)

нормальности

Хомбургер (1937) дал более полную картину возможных ста­дий либидо. Такие таблицы характеризуют то, что можно было бы назвать особыми стилями поведения, и располагают их в оп­ределенном порядке. Говорят, что человек на ранней анальной садистической стадии обнаруживает определенные доминирую­щие цели и способы обращения с другими и самим собой, кото­рые характерным образом отличаются от стилей поведения на Других стадиях. Психоаналитическая теория развития утверж­дает, кроме того, что нормальное развитие характеризуется оп­ределенным порядком, в каком стили поведения следуют друг за другом в жизненной истории индивида. Подобным образом понятие регрессии основано на равенстве или сходстве между определенными стилями поведения; например, говорят, что поведение параноика напоминает поведение на ранней аналь­ной садистической стадии.

Рис. 2. Стадии либидинальной организации. Схематическое пред­ставление регрессии с помощью системы координат.

Если бы нужно было изобразить такую жизненную историю графически, то одна из координат графика должна была бы пред­ставлять время (возраст индивида). Вторая ось представляла бы стадию развития. Действительная жизненная история, т. е. ско­рость развития и время и величина регрессии, в таком случае могла бы быть показана кривой, как, например, той, что дана на рис. 2. Различие между этим представлением и представле­нием жизненной истории на рис. 1 может показаться незначи­тельным. На самом деле различие методологически весьма важ­ное. На рис. 1 либидо представлено как «поворот назад», подоб­но реке или, как говорит Фрейд, подобно путнику в новых краях, который отступает к предыдущим стоянкам, когда встречает пре­пятствия. Кривая, представляющая прогресс и регрессию на рис. 2, никогда не могла бы «повернуть назад» к предшествую­щей точке, потому что время никогда не поворачивает назад, и, следовательно, любая кривая, представляющая жизненную ис­торию, должна постоянно увеличиваться во временном измере­нии. Кривая на рис. 2 соединяет точки в абстрактной системе координат (одна из которых означает время), выражая отноше­ния сходства и различия. Она обоснованно описывает- истори­ческую последовательность стилей поведения индивида[17].

Однако эта кривая не представляет ни конкретную ситуа­цию (человека и среду), которая определяет поведение в любой период, ни условия, существующие в то время, когда происхо­дит регрессия. Этого может быть достаточно, чтобы стало по­нятно, что рис. 2 не относится к конкретным географическим или психологическим ситуациям. Различные стили поведения, су­ществующие в разные периоды в истории индивида, нельзя рас­сматривать как части одного поля сосуществующих областей, в котором можно передвигаться, т. е. как жизненное пространство,, потому что поле — это динамическое единство, существующее в одно время.

Рис. 1 был бы верен, если бы он ограничивался графическим изображением того типа, который дан на рис. 2. Однако он, кроме того, представляет условия регрессии в некоторый момент, а именно тогда, когда либидо встречает непреодолимое препятствие.

Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда он утверждает, что регрессия, по крайней мере частично, обуслов­лена неспособностью либидо получить достаточное удовлетво­рение на более зрелом уровне. Это предположение могло бы быть названо «замещающей теорией регрессии». Если говорить о самом индивиде, а не о его либидо, можно представить ситуа­цию, которая, как говорят, лежит в основе поворота либидо на­зад, с помощью простой топологической схемы (рис. 3). Чело­век Р пытается достичь цели G+, соответствующей потребности, которая характеризует определенный уровень зрелости. Этот ре­гион G+ в настоящее время недоступен для индивида. Другими словами, существует барьер В, отделяющий Р от G+. При этом условии человек обращается (согласно замещающей теории рег­рессии) к другому региону G', который соответствует менее зре­лому уровню, потому что деятельность С обещает по крайней мере некоторое удовлетворение потребности. Согласно этой те­ории, регрессия предполагает отказ от попытки преодолеть барьер. Некоторые психоаналитики делали особый акцент на этом аспекте и называли почти любой вид ухода от реального препятствия регрессией, в особенности если человек покидает Уровень реальности и уходит в болезнь, фантазию или ирреаль­ность. В данный момент не имеет значения обсуждение того, верна эта теория или неверна. Достаточно будет сказать, что это по существу теория поля. Это попытка охарактеризовать си­туацию в данное время и сделать топологию жизненного про­странства и определенные динамические характеристики его егионов (привлекательность, барьер и т. д.) ответственными за определенное событие.

Рис. 3. Полевое представление условий регрессии (согласно замещающей  теории   регрессии   Фрейда):   Р = человек; G* m исходная цель; С = замещающая цель, к которой субъект регрессирует; В = препятствие между Р и С* (барьер); а, Ь, с,... — регионы жизненного пространства; fpa^ сила в направлении цели.

Подводя итог, мы можем сформулировать: проблема регрес­сии, подобно проблеме развития, включает исторический аспект, который относится к последовательности стилей поведения в жизненной истории, и систематический аспект, который отно­сится к условиям изменения, происходящего в данное время. Оба вопроса являются абсолютно законными, и с ними неиз­бежно приходится иметь дело при психологическом подходе к регрессии. Оба вопроса могут быть представлены графически.

На систематический вопрос, касающийся условий измене­ния, которое происходит в данное время, нужно отвечать, частич­но ссылаясь на структуру и динамические качества поля (жизнен­ного пространства), существующего в это время. Жизненная ис­тория может быть представлена с помощью последовательности таких полей, каждое из которых характеризовало бы ситуацию на данной исторической стадии. Однако смысл поля был бы разрушен, если бы жизненные пространства новорожденного, трех-, шести- и шестидесятилетнего человека рассматривались вместе как одно динамическое единство.

Когда жизненная история представлена одной схемой, мы должны иметь дело с системой координат, одна из которых относится ко времени, а все остальные относятся к свойству сти­ля поведения (или состояния) человека. Описание аспекта жиз­ненной истории с помощью кривой, связывающей определен­ные точки в абстрактной системе координат, довольно распрос­транено в психологии и, конечно, является полностью законным; любая кривая, изображающая рост тела, является примером. Од­нако это нужно четко отличать от поля сосуществующих и ди­намически связанных фактов, которое представляет собой усло­вие для изменения в данное время. Смещения исторических и систематических вопросов, таких, как вопросы происхождения

и условий (типичный пример такого смешения представлен на рис. 1), нужно избегать как в графиках, так и, что более важно, при размышлении, чтобы психология развития и регрессии могла удовлетворительно развиваться.

РЕГРЕССИЯ И РЕТРОГРЕССИЯ

На вопрос об особом характере замещающей деятель­ности С (рис. 3) в случаях регрессии психоанализ отвечает, об­ращаясь к истории индивида. Говорят, что характер С опреде­ляется видом и степенью фиксации на предыдущей стадии раз­вития. Такое утверждение логически абсолютно законно с точки зрения теории поля, хотя необходимо уточнить, как на нынеш­нее жизненное пространство влияет фиксация, которая произош­ла много лет назад.

Эта теория формы и степени регрессии затрагивает второй концептуальный аспект проблемы регрессии, который нуждает­ся в пояснении. Мак-Дуталл дал подробное объяснение несколь­ких случаев регрессии в результате военного невроза. Он опи­сывает примитивное инфантильное поведение людей и процесс восстановления.

Мак-Дугалл выражает определенное согласие с фрейдистс­кой теорией, но делает акцент на двух довольно важных момен­тах (1922).

1. Он подчеркивает, что регрессировавшее поведение не обя­зательно тождественно поведению, которое этот индивид демон­стрировал ранее. Скорее регрессировавший человек демонст­рирует примитивный, но новый вид поведения.

2. Он считает, что регрессия имеет менее «намеренный» ха­рактер, чем это представляется во фрейдистской теории. Воз­можность нового вида поведения, имеющего место при регрес­сии, делает необходимым различение двух типов изменений:

а) возврат к типу поведенческих характеристик предше­ствующей стадии жизненной истории индивида. Такое из­менение может быть названо «ретрогрессией».

б) переход к более примитивному поведению независи­мо от того, действительно ли такое поведение имело место в жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «регрессией».

Часто происходит так, что ретрогрессия имеет также характер Регрессии, и наоборот. Однако дело не обязательно обстоит так, например, ребенок, который обнаружил примитивное поведе­ние в течение болезни, по выздоровлении возвращается к более зрелому поведению, которое отличало его до болезни. Нужно на­зывать такое изменение ретрогрессией, причем оно никак не может быть названо регрессией.

Четкое разграничение между ретрогрессией и регрессией стало особенно важным ввиду последних экспериментальных исследований с животными (Миллер, Стивенсон, 1936; Кречевский, 1937). Эти исследования показывают, что животные в оп­ределенных условиях, например после шока, могут оставить толь­ко что усвоенное поведение и вернуться к старым привычкам. Насколько мы можем судить, ни об одном из этих исследова­ний нельзя сказать, что оно доказало, что старый способ пове­дения был в действительности более примитивным, чем только что усвоенный. Пока это не сделано, мы будем классифициро­вать эти исследования как эксперименты по ретрогрессии, а не регрессии. Мы можем выразить различие между понятиями рег­рессии и ретрогрессии с помощью следующих определений.

В'\ В'2, В'3... может означать поведение индивида или его со­стояние (в психологически эквивалентных ситуациях) во время

п, а, о...

Определение ретрогрессии. Мы говорим о ретрогрессии, если В°ФВп, но В'3 = В11. Ретрогрессия относится всего лишь к раз­личиям и сходству во временной последовательности, не подра­зумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспо­собляемости» и т. д.

Определение регрессии. Мы. говорим о регрессии, если В" более «примитивно», чем В12. Это не предполагает, что в" = В11.

Конечно, необходимо будет обсудить определение «прими­тивизация» и симптомы, которые можно использовать в каче­стве ее признаков. Вряд ли будет достаточно указать на такие неопределенные критерии, как «менее адаптивный» характер поведения, особенно потому, что сама регрессия часто рассмат­ривается как попытка индивида адаптироваться к определенной ситуации. Ответ можно найти частично в исследованиях по пси­хопатологии. Они наводят на мысль, что происходит переход от «дифференцированного и полного смысла паттерна к более аморфному поведению» (Гольдштейн, 1939). Сложный иерархический порядок в поступке меняется на простую организацию или на дезорганизацию (Камерон, 1938), от абстрактного к более конк­ретному типу мышления, от рассуждения к научению (Майер, 1932; Клювер, 1933), от гибкого к стереотипному поведению (Клювер, 1933; Кречевский, 1937). Примитивизация — это изме­нение в структуре поведения, которое в некоторых отношениях, по-видимому, напоминает морфологическую дедифференциацию, наблюдаемую у некоторых примитивных животных, как, напри­мер, в условиях плохого питания (Флетчер, 1938).

Исследования, подобные этим, заходят довольно далеко, очер­чивая более конкретно, что имеется в виду под примитивизаци­ей. Однако они по-прежнему не дают операционального опре­деления регрессии через эмпирически проверяемые симптомы, которые являются достаточно общими и в то же время доста­точно определенными для экспериментальных процедур. Пред­варительно можно определить регрессию как изменение пове­дения от паттерна, типичного для более старших нормальных детей, к тому, который типичен для более младших нормальных детей (в равнозначной психологической ситуации). Такое опе­рациональное определение неизбежно ограничено возрастным интервалом до зрелости, потому что переход от взрослого к стар­ческому поведению нужно считать регрессией, но не прогрес­сивным развитием. Тем не менее в этих пределах оно дает чет­кий и проверяемый критерий для регрессии. До тех пор, пока теория регрессии не продвинется значительно вперед, вполне можно использовать этот критерий в качестве операционально­го определения3.

Такое операциональное определение, очевидно, дает возмож­ность установления величины регрессии и уровня, к которому регрессирует человек. Последний может быть выражен возраст­ным уровнем нормальных детей, для которого это поведение ти­пично. Величину регрессии можно охарактеризовать, указав воз­растные уровни для состояния индивида до и после регрессии.

Вы заметите, что это операциональное определение не относится к какому-либо поведению, которое индивид, о котором идет речь, прояв­лял ранее в своей жизненной истории. Оно относится к типу поведе­ния, характерному для нормальных детей определенных возрастных уровней.

Это определение отнюдь не окончательное, это рабочее определение, необходимость которого вызвана современным состоянием знания в дан­ной области. Его нужно использовать с осторожностью даже в возраст­ном интервале до зрелости, потому что во всяком случае возможно, что в течение некоторых периодов нормальный средний ребенок может в действительности становиться более примитивным в той или иной фун­кции. В конечном счете различные уровни развития необходимо будет определять концептуально с точки зрения степени дифференциации, организации и сходных качеств, но не возраста. В конце концов в опе­рациональном определении нужно будет совсем опустить ссылку на воз­раст и конкретизировать отдельные изменения, происходящие в раз­личных условиях.

ВИДЫ РЕГРЕССИИ

Регрессия поведения и личности: псевдорегрессия. Трехлетняя девочка стоит перед зеркалом, стараясь быть малень­кой, и пытается выяснить, как бы она выглядела, если бы дей­ствительно была маленькой.

Ситуация, в которой имеет место это поведение, следующая. У девочки есть маленький братик, которому она завидует. Она, очевидно, пытается решить, следует ли ей расти или становить­ся меньше. Существует множество случаев, когда дети в такой ситуации пытаются имитировать своих младших братьев или се­стер и начинают демонстрировать младенческое поведение за столом, кричат, как они, или не слушаются и т. д.

Регрессия ли это? Если мы говорим только о внешнем зна­чении этого поведения, мы можем говорить о регрессии в соот­ветствии с определением, данным выше. Стиль поведения пони­зился от паттерна, типичного для уровня трех лет, до паттерна двухлетнего уровня. Тем не менее мы не решаемся отождествить такое изменение с регрессией, происходящей в результате бо­лезни или острого эмоционального напряжения. Девочка, демон­стрирующая поведение своего младшего брата, может на самом деле «играть роль», хотя и роль более маленького ребенка. Эта роль может быть сыграна с мастерством хорошего актера, хотя и не понарошку, а всерьез. Вероятно, было бы справедливее на­звать это улучшенным, а не примитивным поведением.

Если ребенок продолжает играть такую роль в течение дол­гого времени, он действительно может стать примитивным. Он может потерять, по крайней мере до некоторой степени, свою способность действовать более зрело. Пока такое состояние не достигнуто, мы можем говорить о «псевдорегрессии поведения» без «регрессии личности». Другими словами, регрессия поведе­ния может быть или не быть симптомом регрессии личности.

Сходство поведения не обязательно свидетельствует о сход­стве состояний одинаково ведущих себя людей. То, что одно и то же состояние человека может проявиться в довольно различ­ных симптомах, было детально показано в отношении гнева (Дембо, 1931) и справедливо для всех областей психологии. Это сле­дует из основной формулы, что поведение {В) есть функция че­ловека (Р) и среды (Е), т.е. В = F (Р, В]. Это делает необходимым разделение непосредственно наблюдаемых «симптомов» [В) и лежащего в основании «состояния человека» (Р), которое с ме­тодологической точки зрения всегда занимает положение «кон­структа».

В связи со стадиями развития это означает, что уровень зре­лости человека может на самом деле быть выше или ниже, чем тот, на который указывает его поведение. Девочка, о которой рассказывалось выше, — пример первого случая. Пример пос­леднего можно обнаружить у ребенка, который твердо следует определенным навязанным правилам так, как это типично для большей «зрелости притязания», и проявляет вследствие этого во многих отношениях более взрослое поведение как результат жесткого давления извне; он будет вести себя на более низком уровне зрелости, как только давление прекратится.

Различие между регрессией поведения и регрессией лично­сти тесно связано с необходимостью ссылаться на сопостави­мые ситуации, если мы хотим использовать различия в поведе­нии в качестве признаков различий в состоянии человека.

Временная и постоянная регрессия. Регрессия может длить­ся лишь несколько минут, например в случае незначительного шока, раздражения или душевного волнения, или она может длиться многие годы, например в результате болезни. Регрес­сия может быть медленным погружением или внезапным паде­нием. Индивид может оставаться регрессировавшим, он может медленно или внезапно восстановить свой предыдущий уровень или вернуться к промежуточному уровню.

Ситуационная и устойчивая регрессия. В условиях эмоцио­нального стресса не только поведение, но и человек могут рег­рессировать к более примитивному уровню. При таких обстоя­тельствах индивид фактически не способен вести себя на более высоком уровне. И все же даже в этом случае примитивизация может ограничиваться особой ситуацией, такой, как «пребыва­ние в тюрьме» или «жесткая фрустрация». Как только человек выходит из этой особой ситуации, он может восстановить свой прежний уровень. В других случаях человек может регрессиро­вать таким образом, что он не будет демонстрировать свой пре­дыдущий более высокий уровень даже в самой благоприятной ситуации. Первый случай мы будем называть ситуационной рег­рессией, последний—устойчивой регрессией. Конечно, суще­ствуют переходные случаи.

Важно не отождествлять это различие с различием между временной и постоянной регрессией. Постоянная регрессия может быть результатом того факта, что индивид постоянно нахо­дится в рамках одной специфической ситуации; регрессия может быть сравнительно постоянной и тем не менее ситуационной. Термины «ситуационная» и «устойчивая регрессия» не относятся к продолжительности. В случае ситуационной регрессии уровень развития сильно колеблется в зависимости от изменений ситуа­ции, тогда как устойчивая регрессия более независима от таких изменений. Это различие имеет практическое значение для ди­агностики и лечения случаев, какие встречаются, например, при социально-психиатрической работе с детьми. Ясно, что экспе­рименты с людьми должны ограничиваться созданием ситуаци­онной регрессии.

Частичная и общая регрессия. Регрессия может поразить бо­лее или менее ограниченные области жизнедеятельности чело­века. Например, регрессия может поразить только моторные функции или эмоциональную жизнь человека без особого изме­нения его интеллектуальных способностей. Психопатология дает множество примеров различных паттернов регрессии специфи­ческих областей жизнедеятельности человека, а также общего ухудшения. Конечно, любая регрессия специфических областей в некоторой степени поражает все поведение индивида.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...