Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ускоряющийся темп развития при наличии полной заброшенности




Ребенок Q. R. представляет полную противоположность предыдущему случаю; самое удивительное, что данная девочка приходится сестрой только что упомянутой нами P. Q. Там было все возрастающее отставание, здесь имеется непрерывное при­ближение к норме.

28 месяцев от роду Q. R. поступила в приют. Она была тог­да в силу полной своей заброшенности в ужасном состоянии. Мы не видели ее в тот момент, но записи, относящиеся к обще­му характеру ее развития, явно указывают на серьезную задер­жку. Она едва начала ходить и произносила всего несколько слов. Восемь месяцев спустя при выписке из приюта она уже хорошо ходила, говорила и даже могла рассказать маленькую сказочку.

В возрасте 42 месяцев она была исследована одним из моих ассистентов, специализировавшимся на работе с детьми имен­но этого возраста. Не могло быть никаких сомнений в том, что Q. R. располагалась ниже своего возрастного стандарта. Общий уровень ее развития приближался к 3 годам. Интеллект ее был на границе между низкой нормой и субнормой. Изображая че­ловека, она рисовала просто каракули. На предложение «дори­совать человека» она реагировала бессмысленной пачкотней. Все ее реакция отличались вялостью.

При вторичном исследовании она показала определенное улучшение, особенно заметное в отношении речевого развития. Ее эмоциональный тонус также повысился: исчезла робость, она стала хорошо приспосабливаться к новым ситуациям. На протя­жении одного полугодия она стала удовлетворительно решать тест на дополнение рисунка, снабжая человека недорисованными

239

Диаграмма 8

глазами, ухом, рукой и ногой. Таким образом за полгода уро­вень развития дал абсолютный прирост, равный целому году. Возведение построек из кирпичиков и постижение формы были вполне на уровне паспортного возраста, но слабые успехи в те­стах на сообразительность и на счет держали оценку на уровне низкой нормы.

В пятилетнем возрасте улучшение продолжалось. Она пока­зывала уровень четырех с лишним лет. В смысле управления своей моторикой она находилась определенно ниже среднего уровня. Лишь очень короткое время могла она стоять на одной ноге, уподобляясь среднему трехлетке манерой удерживать рав­новесие. В возрасте 70 месяцев она была в отношении своего развития расценена примерно как шестилетка, поднявшись, та­ким образом, до полного признания интеллектуальной нормы.

Взятый в целом, этот случай показывает беспрерывное улуч­шение развития начиная с 28-месячного возраста. Психика из почти субнормальной трансформировалась на протяжении двух лет в полную норму, с некоторым даже, быть может, интеллек-

240

туальным превышением. С клинической точки зрения это явля­ется метаморфозой, чрезвычайно редко встречающейся в нашей клинической практике. Мать данного ребенка — умственно от­сталый субъект, страдающий приступами душевной болезни. Это обстоятельство должно было бы ухудшить предсказание при пер­вых исследованиях.

На смену заброшенности явились благоприятные внешние факторы в виде приемной семьи, ясель и детского сада с вра­чебным наблюдением, с регулировкой питания. Несмотря на вклинившееся заболевание скарлатиной, корью, несмотря на тя­желую хирургическую операцию, стойкое улучшение продолжа­лось вплоть до настоящего момента (сейчас ей 6 лет).

Ранняя псевдонормальность при некоторых формах умственной отсталости

Настоящий случай не является подлинно атипичным. У мальчика R. S. синдром Дауна был заподозрен уже при пер­вом исследовании в возрасте одного месяца; но как в этом, так и в трехмесячном возрасте внешняя картина давала большое сходство с нормальным поведением. Не только при синдроме Дауна, но и в других случаях умственной отсталости в первые два-три месяца жизни может наблюдаться обманчивое сходство с нормальным поведением. Этот факт представляет большой как теоретический, так и практический интерес.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...