Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменение организационной взаимозависимости




Возрастающей дифференциации жизненного простран­ства на относительно изолированные части так или иначе пре­пятствует возрастающая организация жизненного пространства. Имеется обилие* материала, который показывает эту растущую с возрастом организацию. Это относится к увеличению области сосуществующих частей жизненного пространства, которые мо­гут быть организованы как единица, и все большей последова­тельности действий, которые управляются совместно. Последний момент мы уже обсуждали.

Организация моторных систем

Психологи собрали большое количество данных, кото­рые раскрывают возрастающую организацию моторных функций в развитии. Например, контроль ребенком положения своей голо­вы и приобретение им умения сидеть и стоять; стадии развития локомоций, таких, как ползание, хождение, лазанье, беганье, пры-гание; развитие речи и контроль физиологических отправлений — все это можно рассматривать как примеры возрастающей орга-

770

низации различных частей моторной системы для единой деятель­ности. Организация различных мышечных систем в констелляции и организация констелляций в последовательности из них показы­вают увеличение до все более сложных типов. На точность мотор­ной организации указывает растущая точность произвольных дви­жений (Уэллман, 1925). Говорение предполагает организацию очень сложных последовательностей мышечных констелляций.

Организация моторной системы внутриличностными регионами

Связь между внутриличностными и моторными реги­онами все больше приобретает характер организации, в кото­рой моторные функции занимают место инструмента. Следую­щий пример иллюстрирует это изменение, Маленький ребенок, который хочет выполнить такую манипуляцию, как вдевание нит­ки в иголку, вероятно, будет тем больше напрягать мышцы, чем больше он стремится достичь успеха, даже если природа зада­чи такова, что мышцы должны быть относительно расслаблены, чтобы задача могла быть выполнена. Другими словами, у ма­ленького ребенка большее внутриличностное напряжение потреб­ности, вероятно, приводит к более высокому мышечному тонусу. Это соответствует прямой простой взаимозависимости внутри-личностной и моторной систем, обсуждаемой ранее.

Если неорганизованное «распространение напряжения» от внутриличностных к моторным регионам становится слишком доминирующим, оно неизбежно блокирует любое организован­ное целенаправленное мышечное действие. В «организованной» зависимости моторных функций от внутрнличностных регионов происходит не общее увеличение тонуса, а скорее последова­тельность расслабления и напряжения в определенных группах мышц, и они управляются таким образом, что паттерн действия и интенсивность тонуса достаточны для достижения цели в дан­ной обстановке.

Это предполагает, что паттерн и интенсивность мышечного тонуса не зависят от интенсивности напряжения, соответствующе­го потребности, стоящей за действием. Для того чтобы продеть нитку в иголку, мышцы должны быть относительно расслабле­ны, даже если человек очень хочет сделать все быстро; для того чтобы нести тяжелый груз, тонус должен быть высоким, даже если потребность сделать эту работу мала. С увеличением возрас­та организованная взаимозависимость, по-видимому, выигрывает в силе относительно простой взаимозависимости; и положение моторной системы как инструмента закрепляется более прочно.

071

Организация внутриличностных регионов

Обсуждая растущую дифференциацию внутриличнос­тных регионов, мы имели дело с простой взаимозависимостью потребностей, т. е. распространением напряжения. Влияние на­пряжения в одной системе потребностей на общий уровень на­пряжения в системах потребностей индивида (Биренбаум, 1930) можно понимать как такое распространение. Процесс сонасы-щения одной потребности с помощью насыщения другой потреб­ности (Карстен, 1928), по-видимому, также имеет характерные черты распространения.

Кажется, однако, что существует второй тип взаимозависи­мости между внутриличностными регионами, который имеет ха­рактерные черты организационной взаимозависимости; одна си­стема может занимать положение руководящей потребности, дру­гая — положение руководимой потребности. Индивид может, например, проявлять огромное желание поступить в художествен­ную школу. Эта потребность может вытекать из потребности за­ниматься искусством и быть управляемым этой потребностью. Потребность поступить в художественную школу может, в свою очередь, создать и регулировать потребность выполнения опреде­ленных требований, как, например, подготовка к вступительным экзаменам, а это, в свою очередь,—квазипотребность купить определенные книги в определенном магазине. Другими слова­ми, может существовать иерархия потребностей, так что самая главная потребность управляет одной или более второстепен­ными потребностями, которые, в свою очередь, господствуют над подчиненными потребностями на следующем, более низком уровне, Часто доминирующая потребность создается комбинацией из более чем одной правящей потребности.. Например, потреб­ность поступить в художественную школу может иметь свой ис­торический источник в потребности заниматься искусством и в дополнительной потребности зарабатывать на жизнь, для кото­рой работа в школе является подготовкой. Результирующая по­требность поступить в художественную школу может стать бо­лее или менее автономной (Оллпорт, 1937), т. е. более или ме­нее независимой от потребностей, к которым она восходит. Мы хотим здесь подчеркнуть, что попытка обеспечить удовлетворе­ние одной или более потребностей-источников в данной средо-вой ситуации может создать зависимую потребность. Этот тип зависимости не предполагает распространения напряжения, но здесь одной потребностью управляет другая, одна потребность — инструмент для другой. Другими словами, это организационная зависимость, сходная с зависимостью между моторными систе-

272

мами и внутриличностными регионами. Иерархия организации онной взаимозависимости между потребностями, по-видимому, усиливается в ходе развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...