Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изменение организационной взаимозависимости
Возрастающей дифференциации жизненного пространства на относительно изолированные части так или иначе препятствует возрастающая организация жизненного пространства. Имеется обилие* материала, который показывает эту растущую с возрастом организацию. Это относится к увеличению области сосуществующих частей жизненного пространства, которые могут быть организованы как единица, и все большей последовательности действий, которые управляются совместно. Последний момент мы уже обсуждали. Организация моторных систем Психологи собрали большое количество данных, которые раскрывают возрастающую организацию моторных функций в развитии. Например, контроль ребенком положения своей головы и приобретение им умения сидеть и стоять; стадии развития локомоций, таких, как ползание, хождение, лазанье, беганье, пры-гание; развитие речи и контроль физиологических отправлений — все это можно рассматривать как примеры возрастающей орга- 770 низации различных частей моторной системы для единой деятельности. Организация различных мышечных систем в констелляции и организация констелляций в последовательности из них показывают увеличение до все более сложных типов. На точность моторной организации указывает растущая точность произвольных движений (Уэллман, 1925). Говорение предполагает организацию очень сложных последовательностей мышечных констелляций. Организация моторной системы внутриличностными регионами Связь между внутриличностными и моторными регионами все больше приобретает характер организации, в которой моторные функции занимают место инструмента. Следующий пример иллюстрирует это изменение, Маленький ребенок, который хочет выполнить такую манипуляцию, как вдевание нитки в иголку, вероятно, будет тем больше напрягать мышцы, чем больше он стремится достичь успеха, даже если природа задачи такова, что мышцы должны быть относительно расслаблены, чтобы задача могла быть выполнена. Другими словами, у маленького ребенка большее внутриличностное напряжение потребности, вероятно, приводит к более высокому мышечному тонусу. Это соответствует прямой простой взаимозависимости внутри-личностной и моторной систем, обсуждаемой ранее. Если неорганизованное «распространение напряжения» от внутриличностных к моторным регионам становится слишком доминирующим, оно неизбежно блокирует любое организованное целенаправленное мышечное действие. В «организованной» зависимости моторных функций от внутрнличностных регионов происходит не общее увеличение тонуса, а скорее последовательность расслабления и напряжения в определенных группах мышц, и они управляются таким образом, что паттерн действия и интенсивность тонуса достаточны для достижения цели в данной обстановке. Это предполагает, что паттерн и интенсивность мышечного тонуса не зависят от интенсивности напряжения, соответствующего потребности, стоящей за действием. Для того чтобы продеть нитку в иголку, мышцы должны быть относительно расслаблены, даже если человек очень хочет сделать все быстро; для того чтобы нести тяжелый груз, тонус должен быть высоким, даже если потребность сделать эту работу мала. С увеличением возраста организованная взаимозависимость, по-видимому, выигрывает в силе относительно простой взаимозависимости; и положение моторной системы как инструмента закрепляется более прочно. 071 Организация внутриличностных регионов Обсуждая растущую дифференциацию внутриличностных регионов, мы имели дело с простой взаимозависимостью потребностей, т. е. распространением напряжения. Влияние напряжения в одной системе потребностей на общий уровень напряжения в системах потребностей индивида (Биренбаум, 1930) можно понимать как такое распространение. Процесс сонасы-щения одной потребности с помощью насыщения другой потребности (Карстен, 1928), по-видимому, также имеет характерные черты распространения. Кажется, однако, что существует второй тип взаимозависимости между внутриличностными регионами, который имеет характерные черты организационной взаимозависимости; одна система может занимать положение руководящей потребности, другая — положение руководимой потребности. Индивид может, например, проявлять огромное желание поступить в художественную школу. Эта потребность может вытекать из потребности заниматься искусством и быть управляемым этой потребностью. Потребность поступить в художественную школу может, в свою очередь, создать и регулировать потребность выполнения определенных требований, как, например, подготовка к вступительным экзаменам, а это, в свою очередь,—квазипотребность купить определенные книги в определенном магазине. Другими словами, может существовать иерархия потребностей, так что самая главная потребность управляет одной или более второстепенными потребностями, которые, в свою очередь, господствуют над подчиненными потребностями на следующем, более низком уровне, Часто доминирующая потребность создается комбинацией из более чем одной правящей потребности.. Например, потребность поступить в художественную школу может иметь свой исторический источник в потребности заниматься искусством и в дополнительной потребности зарабатывать на жизнь, для которой работа в школе является подготовкой. Результирующая потребность поступить в художественную школу может стать более или менее автономной (Оллпорт, 1937), т. е. более или менее независимой от потребностей, к которым она восходит. Мы хотим здесь подчеркнуть, что попытка обеспечить удовлетворение одной или более потребностей-источников в данной средо-вой ситуации может создать зависимую потребность. Этот тип зависимости не предполагает распространения напряжения, но здесь одной потребностью управляет другая, одна потребность — инструмент для другой. Другими словами, это организационная зависимость, сходная с зависимостью между моторными систе- 272 мами и внутриличностными регионами. Иерархия организации онной взаимозависимости между потребностями, по-видимому, усиливается в ходе развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |