Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моторное отставание с явлениями компенсаторного развития




Мальчик S. Т. пять раз подвергался исследованию в промежуток времени от года до четырех лет. Эти испытания дали картину прогрессирующего улучшения. При первом исследова­нии (в 12 месяцев) моторное развитие S. Т. было едва ли не ниже ступени шести месяцев. Он нуждался для того, чтобы сидеть, в твердой опоре. Когда ноги его прикасались к полу, движений отталкиваний не наступало. Высшим достижением его моторики было захватывание шарика горстью, пальцы при этом не сгиба­лись одновременно, а совершали независимые друг от друга дви­жения. По речевому развитию он стоял близко к шестимесячно­му уровню, издавая несколько горловых интонаций.

Приспособительное его поведение также больше напомина­ло ступень шести, чем девяти месяцев. Максимальные его успехи

Диаграмма 9

сводились к тому, что он настойчиво тянулся к отдаленному предмету и искал глазами упавшую ложку. Несмотря на* опи­санное отставание, симптомокомплекс в целом не давал опре­деленных указаний на умственную отсталость, и неблагоприят­ный прогноз ставился с большой осторожностью (диаграмма 9).

Меньше чем за полгода в моторном развитии произошел рез­кий положительный сдвиг: раньше он довольствовался лежани­ем на спине в своей кроватке, а теперь стал ходить с посторон­ней помощью. В области языка он от горловых интонаций перешел к членораздельным «мама» и «папа». В области приспособитель­ного поведения совершился переход от простого поворачивания предметов в руках к укладыванию геометрических фигурок на соответствующие места и к возведению башенки из трех кубиков. В 12 месяцев он не проделывал еще никаких «номеров». В 17 месяцев он махал ручкой на прощание.

Это поразительное улучшение сделало прогноз более благо­приятным, но тучи еще не рассеялись окончательно.

Диаграмма 10

Последующие эксперименты подтвердили наличие улуч­шения. В четырехлетнем возрасте он стоит в интеллектуальном отношении на уровне низкой нормы. Но вся конфигурация по­ведения все еще не является нормальной. Его внимание по-пре­жнему дефективно. У него много лишних плохо координирован­ных движений. Таким образом, моторное отставание., обнаружен­ное при первом исследовании, подтвердилось — но лишь до известной степени — в последующие три года.

Трудно решить, представляет ли действительно данный случай образец компенсаторного развития с постепенным использованием резервного нервно-мышечного фонда. Возможность эта очень прав­доподобна. Степень улучшения исключительно велика. Возможно, что здесь имеется резкая степень моторного отставания в сочета­нии с нормальным интеллектом. На днях к нам в клинику явился восьмилетний мальчик нормального роста (48 дюймов), но весящий 80 фунтов. Походка его была инфантильной по своему характеру, хотя никакого заболевания нервной системы не было. Он научил-Ся ходить только в пять лет. Интеллект его был вполне нормален.

Диаграмма 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...