Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АТИПИЧЕСКИЕ И ПСЕВДОАТИПИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ РАЗВИТИЯ
В этой главе собрано несколько случаев, где ранний ход развития давал отсутствие плавности, затрудняя тем самым диагностику. Эти немногочисленные случаи, будучи исключительными, бросаются в глаза при изучении общего направления развития. Этим резким отклонениям от нормы желательно уделить определённое внимание уже хотя бы для того, чтобы подчеркнуть трудности, с которыми приходится сталкиваться при диагностике развития. Рельефно выступает при этом значение различных патологических моментов. Среди этих атипических комплексов развития найдутся исключения, подтверждающие общее правило. Случаи атипического роста, естественно, делают спорной возможность определять перспективы развития в периоде раннего детства. В настоящей главе будет вкратце освещен каждый случай в отдельности. Дистрофия в сочетании С прогрессирующим психическим отставанием Ребенок Р. О. был доставлен в возрасте одного месяца в детскую больницу по поводу крайней степени истощения, связанного с расщеплением твердого нёба. Врачами была поставлена диагностика дистрофии. Когда мы впервые увидели эту девочку в пятимесячном возрасте, она отличалась резкой физической слабостью. Мать ее, по полученным сведениям, была умственно отсталой и невменяемой. Вес девочки в пять месяцев равнялся 3415 граммов, в то время как в этом возрасте она должна была бы весить около 5800 граммов. При таком значительном физическом отставании она все же дала по шкале развития результаты, приближающиеся к ступени 4 месяцев. Рассматривание ручки хорошо выражено, так же как и поворачивание головки на голос или звон колокольчика. Поведение сильно пострадало в своем динамизме. Она не могла даже поднять головку. Не было поставлено в этот момент определенного диагноза развития; лишь в целях наглядности дана была примерная оценка в 4 месяца. Это исследование наводило на мысль скорее о психической вялости, чем об умственной недостаточности (диаграмма 7). При втором исследовании в возрасте семи месяцев в центре стояла уже умственная недостаточность. То, как она играла Диаграмма 7 своей ручкой, указывало на определенную патологию. Она крепко сцепляла ручки и глядела на них подолгу, не отрываясь. Ее движения были ограничены в числе и однообразны. Поведение не возвышалось над ступенью пяти месяцев. На протяжении следующих двух месяцев в картине поведения не произошло почти никаких изменений. В 9 месяцев она тянулась к ложке и к раскачивающемуся кольцу, но реакция на звук колокольчика, звеневшего над ее ухом, отсутствовала. Она все еще не 'могла фиксировать головку. Ее внимание по-прежнему было приковано к собственным ручкам, другого вида игры для нее не существовало. Она продолжала оставаться на ступени 5 месяцев. В возрасте 10 месяцев разглядывание ручек несколько отошло на задний план, но она продолжала сцеплять их и сосать даже в тот момент, когда ей предлагались различные предметы. Оценка была повышена до 7 месяцев главным образом в силу того, что она по временам тянулась к предметам, находившимся за пределами достижения. Экспериментатор находил также 237 нужным считаться с тем, что ребенок все 10 месяцев со дня рождения провел в больничной обстановке. В 12 месяцев нельзя было отметить никаких существенных изменений. Она стучала ложкой по столу. Ее устремления к предметам стали даже скорее более вялыми. Она смотрела на шарик на столе, но даже не пыталась его схватить. Она еще раз была подвергнута исследованию. В возрасте 30 месяцев она представляла тяжелую картину умственной отсталости, давая по шкале развития ступень 9 месяцев. Даже и эта оценка является слишком щедрой, если принять во внимание конфигурацию всей картины поведения. Положенная ничком, девочка ползет вперед. Она сидит сама и начинает становиться на ножки, В области этой грубой моторики она приближается к уровню 12 месяцев. Она ищет глазами упавшую ложку, поднимает перевернутую чашку, хватает веревочку и притягивает кольцо, положенное перед ней на столе. Увидя в зеркале свое отражение, она тянется к нему ручками. Эти фрагменты поведения не даны в нормальной связи и не сочетаются с той степенью внимания, которая обычно обнаруживается у девятимесячного ребенка. Приспособительное поведение этой девочки судорожными усилиями поднимается до описанного выше уровня. Внимания ее трудно добиться. Время от времени она растопыривает пальцы, выбрасывает перед собой руку и пристально смотрит на нее, что очень напоминает ее поведение в семимесячном возрасте. Этот образ действий носит импульсивный, если не навязчивый, характер и не находится ни в каком видимом отношении к общему потоку ее поведения в настоящий момент. Вспомним о том, что, когда она в возрасте семи месяцев находилась в детской больнице, разглядывание ручек было преобладающей чертой в картине поведения. Эта убогая стереотипия и послужила главным основанием для диагностики умственной отсталости. То, что интеллектуальные коэффициенты, последовательно характеризующие данного ребенка, имеют столь широкий диапазон, происходит главным образом в силу относительно высокой оценки, полученной ею в возрасте 5 месяцев. В этот момент она напоминала норму больше, чем когда бы то ни было во всем ходе своего развития. При выведении данной оценки было также принято во внимание ее соматическое неблагополучие. В настоящий момент ее физическое состояние значительно улучшилось, на что указывает вес, возросший до 11 019 граммов, но никаких параллельных улучшений со стороны психики отметить нельзя. Наоборот, если уж есть разница, то скорее в сторону ухудшения. 238 Она не дает картины равномерного отставания, налицо задержка, все более прогрессирующая. Не является ли это результатом жестокой продолжительной дистрофии в раннем возрасте? Если предположить, что она унаследовала неполноценную нервную систему, то дистрофия могла оказаться для нее более губительной, чем для нормального ребенка. Интересно во всяком случае, что улучшившееся питание не изменило общих тенденций ее развития. Представляется более вероятным, что неполноценное поведение этого ребенка в пятимесячном возрасте маскировалось состоянием физической слабости; ее слабоумие является, по-видимому, первичным и врожденным. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |