Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ




Утверждение, что индивид становится все более диффе­ренцированным, может иметь два значения. Оно может означать, что увеличивается разнообразие поведения, т. е. что все поведе­ние, наблюдаемое в данном возрасте, становится менее однород­ным. В таком случае термин «дифференциация» относится к отно­шениям сходства и различия; он означает «специализацию» или «индивидуализацию». С другой стороны, термин «дифференци­ация» может относиться к отношениям зависимости и незави­симости между частями динамического целого. В таком случае увеличивающаяся дифференциация означает, что увеличивается

число частей человека, которые могут функционировать относи­тельно независимо, т. е. что увеличивается степень их незави­симости5. Поскольку мы уже обсуждали растущее разнообразие поведения, обратимся теперь к вопросам зависимости и неза­висимости.

Утверждение, что ребенок обнаруживает большее единство, чем взрослый, стало подчеркиваться в психологии сравнительно недавно. Ранее было принято считать, что взрослый проявляет большее единство, потому что в детстве различные потребности и различные области деятельности могут развиваться более или менее независимо. С другой стороны, более вероятно, что у взрослого эти различные области деятельности интегрированы.

Сегодня общепризнано, что развитие ребенка включает воз­растание и дифференциации, и интеграции. Развитие, по-види­мому, увеличивает количество относительно независимых час­тей человека и степень независимости, таким образом умень­шая степень единства индивида. С другой стороны, развитие предполагает интеграцию, которая увеличивает единство чело­века. Так как оба эти процесса идут в одно время, интеграция, очевидно, не может быть процессом, который на самом деле про­тивоположен дифференциации. Она не уничтожает дифферен­циацию, и она не является дедифференциацией. Напротив, ин­теграция предполагает дифференциацию. Чтобы избежать не­доразумений, мы предпочитаем поэтому использовать термин «организация» вместо «интеграция».

Вид функциональной взаимозависимости, лежащий в основе степени организационного единства человека, должен отличать­ся от вида взаимозависимости, лежащего в основе степени его дифференциации. Понятия, описывающие взаимозависимость, находятся на уровне конструктов, и любая попытка более точно определить различные типы взаимозависимости предполагает обсуждение ряда конструктов. Мы подойдем к ним после обзо­ра эмпирических данных, относящихся к возрастающей диффе­ренциации индивида, с одной стороны, и его возрастающей орга­низации, — с другой.

Уменьшение простой взаимозависимостимы начнем с тех фак­тов, которые указывают на растущую дифференциацию человека.

В морфологии термин «дифференциация» ограничен случаями, когда час­ти становятся не только более независимыми, но и отличными друг от друга. Было бы целесообразным использовать два различных термина для двух представлений о дифференциации. Мы будем говорить о «спе­цификации» или «индивидуализации» в случае увеличивающегося разли­чия, о «дифференциации» — в случае увеличивающейся независимости.

Дифференциация моторных систем

Так называемая общая активность плода и младенца — характерный пример недифференцированной реакции индиви­да всем телом, а не определенными членами. Развитие ребенка характеризуется растущей дифференциацией моторных функций, признаком которой является возрастающая степень, в которой различные части проявляют сравнительно независимые действия. Развитие хватания (Halverson, 1931), например, начинается со стремления приблизиться к объекту одновременно глазами, но­гами, руками, ртом. Постепенно другие виды деятельности вы­падают, и ребенок начинает использовать сначала руки и кисти как относительно недифференцированные единицы и наконец овладевает точными движениями пальцев. Вероятно, справедли­во будет сказать, что маленький ребенок демонстрирует тенден­цию делать все всем своим телом в большей степени, чем бо­лее старший ребенок. Постепенное уменьшение так называемых непроизвольных сопровождающих движений — это только дру­гое выражение того же самого факта."У ребенка увеличение то­нуса одной части мышечной системы с большей вероятностью сопровождается увеличением тонуса в других частях, чем у взрос­лого. Другими словами, моторная система демонстрирует растущую дифференциацию в том, что касается мышечного напряжения.

Взаимозависимость внутриличностной и моторной областей

Сходное уменьшение в степени взаимозависимости можно наблюдать в том, как выражаются потребности или эмо­ции. Величина мышечной активности у младенца прямо пропор­циональна егр голоду (Ирвин, 1932). Вероятно, правда то, что для более старших детей и взрослых существует похожая связь между голодом и величиной беспокойства, воинственности и дру­гих эмоциональных выражений. Однако эта зависимость менее прямая. Насытившийся младенец насытился от души; он опья­нен; он выражает это состояние всем существом, и он беспомо­щен против этого выражения. Более старший ребенок больше контролирует себя. Его моторная система не показывает так от­крыто его потребности и его эмоциональное состояние. Други­ми словами, с увеличением возраста появляется менее прямая взаимозависимость между моторными системами и «внутрилич-ностными системами», т. е. теми психическими структурами, ко­торые связаны с потребностями человека.

Уменьшение прямой зависимости между этими двумя час­тями у человека проявляется в том влиянии, которое состояние

моторной системы оказывает на психику. У маленького ребенка настроение и практически каждый сектор поведения более прямо зависят от телесного состояния, например усталости, голода, рас­строенного желудка и т. д., чем у более старших детей.

Взаимозависимость во внутриличностных пространствах

Некоторые факты указывают, что различные потреб­ности также могут стать менее взаимозависимыми. Сонасыще-ние одной потребности через насыщение другой уменьшается с возрастом (Кунин, 1941). Эксперименты по замещающей ценно­сти (Слиосберг, 1934) показывают, что насыщение одной потреб­ности с большей вероятностью вызывает общее состояние удов­летворения у более, младших, чем у более старших детей. Для более взрослых людей состояние напряжения различных потреб­ностей в большей степени независимо.

Взаимозависимость человека и среды

Очень маленький ребенок беспомощно подвергается воздействию стимулов сиюминутной ситуации. Более старший ребенок может с большей легкостью поставить себя выше ситу­ации. Было обнаружено, что это различие существенно для по­ведения младенцев и более старших детей в конфликтной ситу­ации. Это отчасти результат изменения временной перспекти­вы, но это также указывает на большую «функциональную дистанцию» между Эго и психологической средой. Спенсер (1872) и позже Пиаже (1937) обсуждали эту большую удаленность или большую «дистанцию» между центральным Эго человека и сре­дой (см. также: Оллпорт, 1937; Хейдер, 1927). Растущий ребенок становится дифференцированным на все большем количестве центральных и более периферических слоев. Верно и то, что «поверхностные» стороны вещей и событий в воспринимаемой среде все больше отделяются от их «более глубокого» смысла. Большая дистанция между центральным слоем Эго и психоло­гической средой предполагает большую независимость или по край­ней мере менее прямую взаимозависимость между этими областя­ми жизненного пространства, т. е. психологической личностью и психологической средой. Это делает ребенка менее беззащитным против непосредственных влияний его среды и делает восприни­маемую среду менее зависимой от настроения и сиюминутного состояния потребности ребенка. Мы знаем, что взрослый будет воспринимать данную физическую обстановку как иную психо­логическую среду, если изменятся его потребности, страхи,

желания и т. д. Однако зависимость воспринимаемой среды от по­требностей и страхов индивида, вероятно, более полная и более непосредственная у ребенка. Фантазия и реальность, правда и ложь, по-видимому, больше переплетены у ребенка, чем у взрос­лого, и больше у младшего ребенка, чем у старшего.

В целом, таким образом, имеется большое число фактов, ко­торые указывают, что развитие приводит к дифференциации внутри жизненного пространства индивида, так что некоторые его части становятся менее прямо взаимозависимыми. Это умень­шение прямой взаимозависимости наблюдается в моторной систе­ме индивида, в его внутриличностных регионах, в отношении между внутренними психологическими регионами и психологи­ческой средой. Мы можем выразить это наблюдение формулой:

(5)                    si uni (Ch) > si uni {Ad),

где si uni (Ch) означает степень единства ребенка, на которую указывает степень простой взаимозависимости определенных частей жизненного пространства ребенка, a si uni (Ad) означает степень единства взрослого.

Кроме того, мы можем сформулировать:

(5а)                 dif(Ch)<dif(Ad),

где dif{Ch) и dif (Ad) означают степень дифференциации ребен­ка и взрослого.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...