Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ




Особое внимание в Нью-Йоркском долгосрочном ис­следовании мы уделили тем детям, у которых появлялись при­знаки нарушения поведения. Как только мы узнавали об этом — из отчетов родителей и учителей, из наблюдений психологов во время тестирования умственного развития или же из ответов самого обследуемого во время опросов подростков и юношей, —

один из нас оценивал эти данные клинически, и если возника­ли показания, то проводилось стандартное медицинское обсле­дование (Chess & Thomas, 1984} и ставился диагноз. Затем мы просматривали имеющиеся антероспективные данные, чтобы в рамках модели «организм — среда» проследить развитие откло­няющегося поведения.

В происхождении и развитии нарушений приспособленнос­ти в детском и раннем подростковом возрасте темперамент прак­тически всегда играл значительную роль. В целом чем младше был ребенок, тем легче было выявить влияние темперамента. Однако по мере того как ребенок становится подростком и взрос­лым, составляющие его психического развития — здорового или патологического — все более усложняются. Проявляются способ­ности и таланты все возрастающей сложности, мотивации ста­новятся все более осмысленными, все в большей степени ска­зывается жизненный опыт, формируются способы преодоления трудностей и психодинамические механизмы. Мотивации, спо­собности и темперамент вступают в сложные взаимодействия, проявляющиеся в поведении.

При обследовании трехлетнего малыша можно относитель­но легко распознать, чем вызван недостаточный прогресс в вы­полнении тестовых заданий — факторами темперамента (корот­ким периодом внимания, недостаточной настойчивостью или вы­сокой отвлекаемостью), уклонением от задания по причине повышенного беспокойства, незрелостью нейромышечного раз­вития, восприятия и познания или же сочетанием всех этих при­чин. В более старшем возрасте выявить все это значительно труднее, однако, тщательно собирая и анализируя данные, мож­но показать, что темперамент продолжает играть значительную роль в развитии нарушений поведения. Даже при серьезных пси­хических заболеваниях — тяжелых неврозах, органических забо­леваниях головного мозга, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении, где темперамент практически не влияет на разви­тие заболевания, — он может иметь значение для выработки меха­низмов преодоления трудностей, связанных с болезнью, опреде­ляя их тип и действенность. То же самое можно сказать и о зна­чении темперамента у детей с задержкой психического развития, соматическими заболеваниями и хронической инвалидностью.

Поскольку наиболее четкие доказательства влияния темпе­рамента на поведенческие отклонения получены при изучении детей, то большинство исследований темперамента, по крайней мере в западных странах, ограничено периодом детства. Большой массив данных из клинических центров также подтверждает

важную роль темперамента в развитии нарушений поведения у детей (Porter & Collins, 1982). Многие исследователи использу­ют нашу классификацию темперамента, другие несколько из­менили ее, а некоторые, например варшавская группа под ру­ководством Яна Стреляу (Strelau, 1983), выработали собственные формулировки на основе свойств реактивности высших цент­ров нервной системы. Тем не менее все они обнаружили суще­ственное влияние темперамента. Как сказал Майкл Раттер, «тем­перамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и практическое значение для предсказания нарушений психи­ческого развития» (Rutter, 1982).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...