Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
Особое внимание в Нью-Йоркском долгосрочном исследовании мы уделили тем детям, у которых появлялись признаки нарушения поведения. Как только мы узнавали об этом — из отчетов родителей и учителей, из наблюдений психологов во время тестирования умственного развития или же из ответов самого обследуемого во время опросов подростков и юношей, — один из нас оценивал эти данные клинически, и если возникали показания, то проводилось стандартное медицинское обследование (Chess & Thomas, 1984} и ставился диагноз. Затем мы просматривали имеющиеся антероспективные данные, чтобы в рамках модели «организм — среда» проследить развитие отклоняющегося поведения. В происхождении и развитии нарушений приспособленности в детском и раннем подростковом возрасте темперамент практически всегда играл значительную роль. В целом чем младше был ребенок, тем легче было выявить влияние темперамента. Однако по мере того как ребенок становится подростком и взрослым, составляющие его психического развития — здорового или патологического — все более усложняются. Проявляются способности и таланты все возрастающей сложности, мотивации становятся все более осмысленными, все в большей степени сказывается жизненный опыт, формируются способы преодоления трудностей и психодинамические механизмы. Мотивации, способности и темперамент вступают в сложные взаимодействия, проявляющиеся в поведении. При обследовании трехлетнего малыша можно относительно легко распознать, чем вызван недостаточный прогресс в выполнении тестовых заданий — факторами темперамента (коротким периодом внимания, недостаточной настойчивостью или высокой отвлекаемостью), уклонением от задания по причине повышенного беспокойства, незрелостью нейромышечного развития, восприятия и познания или же сочетанием всех этих причин. В более старшем возрасте выявить все это значительно труднее, однако, тщательно собирая и анализируя данные, можно показать, что темперамент продолжает играть значительную роль в развитии нарушений поведения. Даже при серьезных психических заболеваниях — тяжелых неврозах, органических заболеваниях головного мозга, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении, где темперамент практически не влияет на развитие заболевания, — он может иметь значение для выработки механизмов преодоления трудностей, связанных с болезнью, определяя их тип и действенность. То же самое можно сказать и о значении темперамента у детей с задержкой психического развития, соматическими заболеваниями и хронической инвалидностью. Поскольку наиболее четкие доказательства влияния темперамента на поведенческие отклонения получены при изучении детей, то большинство исследований темперамента, по крайней мере в западных странах, ограничено периодом детства. Большой массив данных из клинических центров также подтверждает важную роль темперамента в развитии нарушений поведения у детей (Porter & Collins, 1982). Многие исследователи используют нашу классификацию темперамента, другие несколько изменили ее, а некоторые, например варшавская группа под руководством Яна Стреляу (Strelau, 1983), выработали собственные формулировки на основе свойств реактивности высших центров нервной системы. Тем не менее все они обнаружили существенное влияние темперамента. Как сказал Майкл Раттер, «темперамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и практическое значение для предсказания нарушений психического развития» (Rutter, 1982). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |