Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Г. СМЕРТЬ РОДИТЕЛЯ И РАЗВОД
Нет простой связи между какими-либо воздействиями, испытанными в детском возрасте, и последующими проявлениями симптомов или проблем. Hinde {цит. по: Rutter, 1980) суммирует причины следующим образом: 1) изначально существуют различия в чувствительности к факторам воздействия окружающей среды и их влиянию на развитие; 2) любой тип поведения находится под воздействием множества факторов; следовательно, эффект изменений одного параметра меняется по мере того, как независимо от этого проявляются изменения других параметров. Никакое единичное событие (как, например, смерть одного из родителей), а лишь комплекс изменений (как, например, смерть родителя, следствием которой является снижение социоэкономического статуса) должен быть признан причиной проблемного развития; 3} влияния, которые в принципе играют важную роль в развитии, могут проявляться или не проявляться в зависимости от следующих моментов: — данный индивидуум не пассивен и сам делает свой выбор в отношении внешних воздействий; — большая часть влияний эффективна в случае превышения определенной пороговой величины; — чувствительность к определенным воздействиям зависит от возраста и стадии развития ребенка или подростка; — отношения обладают саморегулирующими качествами, т.е. отклонения обычно находятся в определённых границах. Лишь при выраженном неблагоприятном сочетании неблагоприятных 119 влияний этот механизм может не сработать, и тогда могут развиться выраженные расстройства, психопатология и аномалии развития с долговременными последствиями. Не следует торопиться с выводами, строя их на каких-то событиях. Можно ли говорить о специфичности воздействий семейных факторов на развитие ребенка? Смерть родителя обычно вызывает мягкую и краткую реакцию ребенка. Wolfenstein (1966) подчеркивал психоаналитическую точку зрения, согласно которой процесс скорби, характерный для взрослых в данной ситуации, не проявляется таким же образом у детей. Van Eerdewegh et al. (1982) доказали в контрольном исследовании, что для детей после смерти родителя характерны мягкие депрессивные состояния, причем эти состояния проходят через некоторое время. Выраженные депрессивные состояния отмечались примерно с той же частотой в контрольной группе, и, по-видимому, они имели другую этиологию. Конечно, вполне вероятно, что смерть стала своего рода пусковым механизмом. Приводятся ссылки на ряд работ, утв ер ждающих, что у мальчиков-подростков, потерявших отца, велик риск развития депрессивного состояния. Авторам принадлежит также интересное наблюдение: у вдов — матерей детей и подростков с серьезными депрессивными расстройствами в подавляющем большинстве отмечался депрессивный синдром, наблюдавшийся еще до смерти супруга. Реакции детей на смерть родителя могут быть самыми разнообразными. Среди этих детей по сравнению с контрольной группой значительно чаще встречаются легкие депрессивные синдромы, невротические реакции, иногда в соматических проявлениях (например, ночной энурез), поведенческие или школьные проблемы (снижение школьной успеваемости). Но вместе с тем следует принимать во внимание и возможный «спящий эффект» («sleeper effecten»), т. е. определенные следствия проявятся позднее (например, депрессивные реакции или супружеские проблемы во взрослом возрасте). Результаты исследований в данной области противоречивы. С -одной стороны, не следует закрывать глаза на позитивную реакцию на смерть родителя. Дети часто проявляют повышенный интерес, активность и чувство ответственности внутри семьи. Основной вывод, по мнению автора, будет следующим: дети, у которых до смерти одного из родителей уже были определенные проблемы (незначительные или серьезные), имеют повышенный риск значительного усугубления проблем или симптомов после ситуации потери родителя, причем период риска представлен длительным временным от-
резком. Смерть сама по себе не является решающим фактором, но она влияет на другие факторы, которые повышают риск возникновения проблем развития. Последствия развода были изучены многими авторами, в том числе Hetherington et al. (цит. по: W. W. Hartup, см. Rutter, 1980). Они провели контрольное исследование детей младшего детского возраста (до 5 лет), которые после развода проживали со своими матерями. При сравнении с контрольной группой они выявили, что два месяца после развода дети чувствовали себя менее счастливыми, были менее ласковы и в меньшей степени ориентированы на выполнение задачи; с другой стороны, они были более депрессивны, тревожны, апатичны, с сознанием вины. Повторное исследование год спустя показало, что упомянутые симптомы у девочек совершенно отчетливо редуцировались, а спустя два года полностью исчезли. Что касается мальчиков, то через два года они оставались враждебными и несчастливыми по сравнению с мальчиками контрольной группы. Другие исследователи также указывали на большую чувствительность мальчиков к ситуации развода„родителей. В более ранних исследованиях упомянутых авторов уже было известно, что после развода отношения между матерью и сыном портятся значительно быстрее, чем отношения матери и дочери. Hetherington et al. пытаются объяснить полученные результаты меньшей послушностью мальчиков по сравнению с девочками и тем, что они «слушают» больше отца, чем мать. Когда отец уходит из семьи, матери не хватает его материальной поддержки. Выпадение важной фигуры идентификации для мальчика также представляется одним из факторов, способствующих нарастанию проблем. Кроме того, мать часто после развода испытывает амбивалентные чувства, которые нередко направлены против сына, в котором она видит мужчину, главным образом мужа. В случае ухудшения отношений между матерью и сыном последствия видны и вне семьи, особенно в школе, окружении, в контактах со сверстниками." Jellinek & Slovik (1981) называют четыре фактора, влияющих на риск возникновения психической травмы: — ранимость самого ребенка; — качество жизни семьи до развода; — степень возмущения после развода; — эмоциональная стабильность матери, которая берет на себя ответственность за ребенка. Ребенок может страдать от дисгармонии, озлобленности и неприязни между родителями. Если брак продолжается при 121 подобном отношении друг к другу или если развод не может покончить с этой дисгармонией, то данная ситуация вызывает у ребенка ощущение вины, гнев и чувство одиночества. Предполагаемая реакция ребенка на развод зависит от его уровня развития и качества его отношений с родителем, с которым он остается (обычно это мать). Младенцы и младшие дети (до 5 лет) обычно очень чувствительны к возможности матери поддержать нормальный уровень функционирования. Старшие дошкольники и дети, обучающиеся в начальных классах базовой школы, особенно чувствительны к разводу, так как для них важна вся семья целиком, а не только мать. Дети более старшего возраста реагируют на развод с меньшим чувством вины и чаще не прямым, а косвенным образом. Последствия социально-экономической ситуации разбитой семьи для развития ребенка также играют свою роль. По мнению авторов, от 50 до 25% детей, родители которых развелись или разошлись, проявляют по меньшей мере легкую дисфункцию. В Нидерландах хорошо известно, что эта группа очень широко представлена в детской медицинской службе. Вместе с тем семейным врачам и педиатрам следует иметь в виду, что дети, направляемые на лечение с соматическими жалобами, могут таким образом реагировать на дисгармонию в семье или развод родителей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |