Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана




В 60-70 гг. XX в. развивается так называемый системный подход к культуре. В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П. Р. Харрис и Р. Т. Моран выделяют 8 основных подсистем: системы родства, образование, экономика, полити­ка, религия, принятые формы и характер общественных союзов, состояние здоро­вья нации, формы и традиции отдыха.

Разумеется, такое разбиение культуры на подсистемы не исчерпывает всей ее пол­ноты, но, по мнению С. Ронена, дает достаточно возможностей для построения про­филей национальных культур с учетом их влияния на организационное поведение.

Системный подход к описанию культуры используется также в модели Т. Н. Глэд­вина и В. Терпстра для описания среды, в которой функционирует международный бизнес. В рассматриваемой модели культура представляется как во­семь взаимодействующих и взаимозависимых блоков: язык, религиозные и фило­софские взгляды, ценности и установки, право, образование, политика, технология и материальная культура, социальная организация.

Достоин­ством такого подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые реше­ния. Начиная с 70-х гг. прошлого века такую работу проводят многие консалтин­говые компании, специализирующиеся в сфере международного бизнеса.

Разуме­ется, набор разделов варьируется от компании к компании. Это определяется теоретическими представлениями, положенными в основу описания. Например, особенностью модели Глэдвина и Терпстра является отсутствие блока «искусст­во», обычно включающего в себя такие сферы, как театр, музыка, литература, изо­бразительное искусство и т. п. С другой стороны, блок «технология и материальная культура», как правило, включается в экономический анализ ситуации. Последнее соответствует приведенному нами ранее узкому определению культуры как сово­купности ценностей и норм, характерных для данного сообщества людей.

Ценностный подход

Ценностный подход является одним из наиболее популярных в настоящее время. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей.

Дж. Рокич делит все ценности на так называемые базовые и инструментальные. При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых, собственно, живет и действует человек. Инструментальные же ценности имеют значение лишь как определен­ные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.

Для международного менеджера существенно, что набор базовых и инструмен­тальных ценностей меняется от страны к стране. В западной культуре Дж. Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода. К базовым ценностям он отнес, например, личную безопасность, жизненный комфорт, равен­ство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Понятно, что если поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться.

Ис­следования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а, например, независимость или победа собственной религии над другими — это наиважнейшие базовые ценно­сти. Естественно, такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека за­падной культуры.

Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих парт­неров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер мо­жет умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы. Помимо этого, теория Рокича явно обогащает взгляд менеджера и на субкульту­ры. Он более точно понимает, что субкультура зачастую формируется вокруг не­скольких вырванных из общего культурного контекста ценностей. При ближай­шем рассмотрении культура некогда популярных хиппи была выстроена вокруг абсолютизированной ценности полной человеческой свободы и независимости

Теория внутреннего содержания личности

Эта теория была предложена американскими исследователями Г. В. Оллпортом, П. Е. Верноном и К. Линдзи. Ее основное положение заключается в том, что раз­личаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают глав­ные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей:

· теоретический человек, для которого главными ценностями являются от­крытие истины, знания, рациональность, опыт;

· экономический человек, который ценит больше всего практическое дело, реальные, экономически ощутимые достижения;

· эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония, ценности искусства и т. д.;

· социальный человек — он видит главные ценности в бескорыстном служе­нии обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, прине­сении себя в жертву общественным целям;

· политический человек, главными ценностями для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой;

· религиозный человек, для которого основные ценности определяются религией.

Оценивая этот подход, следует признать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зре­ния, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблет­ся от культуры к культуре.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...