Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие культуры, её функции и характерные чертыСтр 1 из 10Следующая ⇒
Пивоваров С.Э. Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент, 2008. Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент, 2006. Васильев С.В. Сравнительный менеджмент, 2007. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. 2003. Вводная лекция. Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой рассматриваются представления и закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления предприятиями. Главная цель сравнительного менеджмента как дисциплины – повышение эффективности управления бизнесом с учетом национально-культурных особенностей поведения работников и менеджеров на предприятии и деловых партнёров, а также особенностей стран, в которых осуществляется бизнес. Основной задачей можно назвать стремление понять, как можно организовать работу в мультинациональной среде в условиях взаимодействия различных деловых культур. Сравнительные исследования являются ведущим методом. Вместе с тем, помимо чисто экономических целей, сравнительный менеджмент, безусловно, преследует и важные социально-политические цели – его корректное применение способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур. Учёт культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообразие вполне может способствовать достижению корпоративных целей. Актуальность изучения дисциплины обусловлена в первую очередь бурным развитием внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, связанное с процессом включения России в единое мировое общеэкономическое пространство. Российским менеджерам нередко приходится взаимодействовать с коллегами из других стран, формирование которых как профессионалов, происходило в самых разнообразных культурно-исторических условиях. Существует 2 подхода в сравнительном менеджменте: «международный» и «кросс-культурный (кросс-культуральный)». Международный подход включает сопоставления (сравнения) моделей менеджмента с целью выявления сходств и различий между странами. Кросс-культурный подход также предполагает сравнения, но он нацелен на изучение поведения людей, представляющих разные культуры и работающих вместе в одной организационной среде. Актуальность такой сферы исследований предопределяется тем, что взаимодействие людей из разных стран и культур осуществляется на фоне растущего многообразия форм и методов организации и управления различными организациями. Кросс-культурный менеджмент предполагает исследования культурных различий, как на международном, так и на страновом (национальном) уровнях, как за пределами, так и внутри национальных границ. Он охватывает описания поведения людей – представителей разных культур, работающих в одной организации, и сравнение поведения людей в организациях, расположенных в двух и более разных странах. Таким образом, кросс-культурный менеджмент можно рассматривать и как самостоятельный курс, и как раздел сравнительного менеджмента, в рамках которого изучается влияние культурных различий на эффективность ведения бизнеса в компаниях, или, другими словами, управленческие отношения в мультикультурной среде. Проблемы, исследуемые сравнительным менеджментом, можно разделить на три основных блока: · как и каким образом национальные особенности оказывают влияние на поведение людей внутри фирмы; · каким образом представители разных национальностей взаимодействуют внутри фирмы; · определение способов принятия решения международным менеджером в мультинациональной среде. Сравнительный менеджмент является межпредметной дисциплиной, включающей положения антропологии, этнографии, лингвистики, психологии, социологии, политологии, культурологии и др. В международных сопоставлениях менеджмента при объяснении различий явно доминирует культурный тип. Самое простое объяснение этому состоит в том, что сравнительный менеджмент чаще воспринимается как изучение менеджмента в различных культурах. Поскольку в разных странах культуры более или менее различаются, то легко предположить, что это проявляется в любом национальном феномене, включая менеджмент. Вместе с тем сравнительный менеджмент не может ограничиваться рассмотрением влияния культурных различий на осуществление основных функций управления в организации, он должен включать также и институциональные различия. В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы: · копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям и, наконец, использование на практике основных положений теории; · адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики. Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета. Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России. Отечественная управленческая культура и технологии менеджмента нуждаются в системной интерпретации, позволяющей выявить культурную и институциональную специфику российского менеджмента, что, в свою очередь, даст возможность какие-то его особенности использовать в качестве источников определенных конкурентных преимуществ на глобальном уровне.
Тема 1. Культура в сравнительном менеджменте. Понятие культуры, её характерные черты Теории культуры. Классификации деловых культур. Кластеризация культур. Конвергенция и дивергенция. Понятие культуры, её функции и характерные черты Открытие предприятий за рубежом поставило перед профессиональными западными менеджерами проблему управления местными работниками. Выяснилось, что использование привычных управленческих приемов часто дает неожиданные результаты. Так, повышение оплаты труда обычно приводит (по крайней мере в краткосрочной перспективе) к более ответственному отношению к порученному делу, повышению производительности труда. Когда западные менеджеры первых танзанийских промышленных предприятий в 60-е гг. XX в. подняли расценки местным рабочим, то получили пропорциональное снижение объемов выпуска продукции. Последовала обычная этноцентрическая реакция: менеджеры посчитали, что «африканцы по своей природе ленивы». Проведенные затем исследования выявили рациональную основу такого поведения работников. Костяк рабочих составляли молодые танзанийцы — члены сельских общин. Они поступили на предприятие с одной целью — заработать необходимую, заранее определенную сумму для выкупа невесты. Если можно достичь результата меньшими усилиями, зачем же стараться? Попытки мастеров-танзанийцев «призвать к порядку» соплеменников приводили к обращениям последних к колдуну, которому они жаловались на то, что начальник обращается с ними «не по-братски». Колдун как моральный авторитет и хранитель традиций выступал в данном конфликте судьей и, естественно, защищал рабочих от «несправедливого» обращения. Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на разработки в этой области. Существует довольно много определений культуры, которых насчитывают десятки, но нам представляется важным выделить два. Согласно первому из них, под культурой (в широком смысле) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе технологии. Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей. Феномен культуры обладает следующими характерными чертами: • передается из поколения в поколение; • постоянно развивается; • формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями, присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры; • несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом. В самом общем смысле следует признать, что, с одной стороны, жизнь народа в значительной мере определяется его культурой, а с другой — культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа. С точки зрения сравнительного менеджмента это положение можно сформулировать как взаимодействие и взаимообусловленность культуры, общественных институтов и бизнес-систем. Множественность сочетания различных факторов обусловливает уникальность национальных культур. X. Дерески приводит результаты исследований, которые демонстрируют это явление на примерах американской, японской, мексиканской и арабской культур. Анализ наиболее «удаленных» друг от друга японской и американской культур показывает их противоположность по 33 чертам из-за различного отношения к таким ценностям, как свобода, равенство, активность. Например, японцы считают себя частью природы, осмотрительны и стремятся к постепенным улучшениям, а американцы делают упор на преобразование окружающей среды, ценят смелые решения и принятие на себя риска. Если рассматривать более широкий круг культур, то дифференциация становится еще тоньше. Индивидуальная свобода — основа личности американца. Для него приоритетна не лояльность группе, к которой он по каким-то основаниям относится, а последовательность в реализации своей собственной линии поведения. Мексиканец в трудовом коллективе также демонстрирует индивидуалистическое поведение, находясь вне своего основополагающего коллектива — семьи. Работа для него необходима для содержания себя и семьи. В соответствующих обстоятельствах он будет ориентироваться на клановые и семейные интересы. Для арабского менеджера племенная и семейная лояльность имеет наивысший приоритет, но приверженность трудовому коллективу, уважение к любой личности, в том числе подчиненного, также важны. В традиционной арабской культуре начальнику неприлично принять решение, не посоветовавшись с подчиненными. «Консультативный» менеджмент («менджлис», «управление посещением») не означает какой-либо обязанности для руководителя следовать советам людей, находящихся ниже его по статусу, да и последние этого от него не ожидают. Однако следствием отсутствия контактов будет неважная репутация начальника. Японцы по сравнению с американцами находятся на противоположном конце шкалы «индивидуализм — коллективизм» в организационном поведении. Недаром японская пословица гласит, что торчащий гвоздь забивают. Лояльность группе в этой культуре является жесткой нормой и одним из основных факторов продвижения по служебной лестнице.
Теории культуры. До настоящего времени не существует единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Соответственно пока невозможно представить в виде цельной картины и результаты исследования влияния культуры на управление, полученные в рамках сравнительного менеджмента. Ниже представлены подходы, каждый из которых дает определенный «срез» феномена культуры и соответственно вооружает менеджера теми или иными специальными рекомендациями. От международного менеджера требуется способность выбрать наиболее подходящую для конкретной ситуации теорию, чтобы понять особенности страны и управляемого им коллектива. В сравнительном менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры: универсальный, системный и ценностный подходы. Универсальный подход базируется на предпосылке, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и задача заключается в их выделении и описании. Джордж Мэрдок в 1945 г. предложил 70 так называемых культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. Среди них отметим такие, как этика, мораль, религия, характеристики типа семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. д. Подход Мэрдока ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно он предъявляет практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран.
Системный подход к культуре |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |