Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОТЕСТАНТИЗМ, НЕСТОРИАНСТВО, МОНОФИСИТСТВО




История возникновения протестантизма

В конце XV — начале XVI вв. Европа переживала массу религиозных противоречий. Папский двор погряз в интригах, католические священники вели распутный образ жизни. Широко продавались индульгенции, католические службы были сложными и запутанными.

В начале XVI в. в Европе развернулась Реформация — преобразование церкви, ее догматов и обрядов. Официально началом Реформации считается 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер повесил «95 тезисов» на дверях Виттенбергской часовни (Германия). Другими идейными вдохновителями Реформации были Улърих Цвингли и позже Иоганн (Жан) Кальвин (Швейцария). Критика и, следовательно, преобразования в церкви пошли по пути отрицания или трансформации католических идей, обрядов, общественных организаций.

Протестанты, в частности Лютер, выдвинули идею «личного спасения» человека. Внешние обряды, паломничества, благотворительность, тем более индульгенции не могут дать человеку спасение. Человек может обрести его, осознав свою греховную природу, раскаявшись и уверовав в Спасителя — Иисуса Христа. Таким образом, утверждалось, что спасение дается не церковью (как в католицизме), а обретается человеком вследствие его напряженной внутренней духовной работы.

Кальвин выдвинул концепцию предопределения к спасению одних людей и проклятия других. Бог уже заранее решил, кто будет спасен, а кто проклят, и человек не в силах изменить сложившийся порядок вещей.

Концепция «личной веры» подразумевает прямое общение человека с Богом без посредников в лице духовенства. В ходе Реформации Библия была переведена на многие европейские языки. Протестантизм дал людям право самостоятельно читать и интерпретировать Библию. К слову, в католицизме не разрешалось читать Библию самостоятельно, а право интерпретации ее принадлежало духовенству. Формально это правило сохраняется и в наши дни.

Протестантизм отверг Священное Предание РКЦ. В нем нет монашества, почитания святых и их мощей, а также икон.

Протестантизм быстро набирал силу в Европе. Образовались главные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм (в первую очередь Германия и Швейцария соответственно), англиканская церковь. Все последующие протестантские организации, движения возникли в той или иной степени на основе вышеназванных трех.

Лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь имеют как общие черты, так и различия. В протестантизме полной ревизии подверглись таинства, были отменены священство, соборование, исповедь священнику. Протестантизм утверждает, что человек на исповеди попадает в зависимость от священника. Каждый христианин может исповедываться любому другому, и в этом смысле все верующие являются «священниками». Лютер утверждал, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере».

Видоизменились обряды, убранство храмов. В лютеранстве сохранились остатки литургии, в храмах — алтарь, свечи, распятие, органная музыка и хоровое пение. В кальвинизме ничего этого нет. В англиканской церкви проводятся пышные религиозные церемонии.

В протестантизме на первое место выходит проповедь. Проповедь Евангелия считается мерой, направленной на укрепление веры людей. Лозунгом протестантского движения стали слова: «Sola fide, solascripta» («Только верой, только через Писание»). Пастором Церкви может стать любой прихожанин, хорошо знающий Библию и умеющий проповедовать. Пастора избирает и может переизбирать местная община верующих. (Для сравнения — в католицизме священником становятся пожизненно.)

В протестантизме отсутствуют монашеские обеты. Считается, что сакральной может быть любая деятельность человека, а не только Церковно-монастырская. Как говорил Лютер, «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга — любому, кто телесно и душевно в тебе нуждается; и это есть богослужение».

В протестантизме фактически одобряется профессиональная деятельность человека. Труд считается богоугодным делом. Знаменитый социолог М. Вебер подробно описал, как протестантская этика (особенно в кальвинизме) породила дух капитализма.

Ж. Кальвин проповедовал строгий, скромный образ жизни с отказом от многих благ. В Женеве, где обосновались кальвинисты, были закрыты увеселительные заведения и усилен надзор за людьми. Образ жизни кальвиниста в Англии стал называться пуританством (от англ, риге — чистый).

Секта баптистов возникла в начале XVII в. в среде английских пуритан. Это название происходит от греческого слова, означающего «погружать», «крестить в воде». По мнению баптистов, водное крещение полагается совершать во взрослом возрасте, что свидетельствует о сознательном обретении человеком веры и его духовном возрождении. Перед принятием крещения, а следовательно, и вступлением в общину человек должен пройти определенную подготовку и испытательный срок. В это время он знакомится со Священным Писанием — Библией. Баптисты занимаются активной миссионерской деятельностью по всему миру. В 1905 г. появился Всемирный союз баптистов, в который входит Союз евангельских христиан-баптистов (Россия).

В XIX в. из баптизма выделился адвентизм (от англ, advent — пришествие). Его основателем считается У. Миллер. Эта секта интересна своей эсхатологией — учением о конце и смысле существования всего сущего. Интересно, что для адвентистов душа человека небессмертна. В адвентизме есть несколько течений. Пожалуй, самое известное из них — адвентизм седьмого дня (основательница — американка Е.Уайт).

У адвентистов седьмого дня праздничным днем считается не воскресенье, а суббота, когда нельзя работать, а также готовить пищу. Они утверждают, что тело человека есть храм Святого Духа, поэтому запрещается пить чай, кофе, спиртное, курить, а также употреблять некоторые виды пищи.

В США возникла секта пятидесятников. Пятидесятники утверждают, что каждый христианин, как в свое время апостолы, может получить дары Святого Духа: исцелять больных, пророчествовать, говорить на многих языках.

В Голландии в XVI в. возникла секта меннонитов, которых также называют «мирными анабаптистами». Для них характерны проповеди смирения, мира и любви, отказ от насилия, войн, и следовательно, воинской повинности и применения оружия.

В XIX в. в Великобритании появилась протестантская религиозно-социальная организация Армия спасения. Армия спасения имеет строгую вертикаль власти, управляется генералами и офицерами. Солдаты организации клянутся служить Богу и людям, проповедуют отказ от алкоголя, сигарет, наркотиков. Они занимаются проповедью Евангелия и социальной работой.

Еще с середины XIX в. протестантизм стал проникать в Россию. Первоначально протестанты преследовались властями. Лишь в 1905 г. связи с выходом указа о веротерпимости и Манифеста о даровании гражданских свобод протестантские церкви смогли вести легальную деятельность в России.

В 1944—1963 гг. в СССР оформилось Объединение церквей евангельского вероисповедания, в состав которого вошли «евангельские христиане» (баптисты), пятидесятники, христиане в духе апостолов, меннониты.

Что касается адвентистов седьмого дня, то их численность в современной России — свыше 30 тыс. человек. Они имеют 450 молитвенных домов. Церковь ведет духовно-просветительскую деятельность, а также заботится о больных, престарелых. В России свою деятельность осуществляет и Армия спасения. Ее социальная работа заключается в помощи больным, престарелым, бездомным и беженцам, открытии

Маргинальный протестантизм

Этим термином часто обозначаются различные течения, церкви, конфессии и секты, вышедшие из протестантизма, но достаточно далеко отошедшие от него и христианства в целом. Эти группы также называют парахристианскими, квазихристианскими, а то и псевдохристианскими.

Маргинальные протестанты к Библии добавляют свои источники Божественного откровения, а то и заменяют ее ими. Некоторые говорят о непрерывности Божественного откровения. Основатели некоторых конфессий утверждают, что сами испытали Божественное откровение, на основе которого и создали свое вероучение. Вероучения групп маргинальных протестантов обычно включают доктрину о мученической смерти и последующем воскресении Иисуса Христа. Одновременно они могут отрицать святую Троицу, божественность Иисуса Христа, утверждать многобожие. Маргинальный протестантизм — это русселлиты (свидетели Иеговы), британские израилиты, иудо-христиане, Христианская наука и близкие к ней организации, Церковь объединения (мунисты), Церковь сайентологии, сведенборгианцы, спириту; листы, мормоны, унитарианцы, теософы, гностики, апокалиг систы и др.

Мормоны ведут активную проповедническую деятельность, поэтому о них стоит сказать более подробно. Основателем Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) был Джозеф Смит. В молодости ему были явлены таинственные золотые скрижали, в которых содержались письмен израильского пророка Мормона, который, как утверждалось, свое время переселился в Америку. Вместе со скрижалями был линзы, с помощью которых Дж. Смит смог расшифровывать иероглифы. В 1830 г. перевод таинственных скрижалей вышел под названием «Книга Мормона». В ней рассказывается о том, кг вскоре после разрушения Вавилонской башни происходила эмиграция из Ближнего Востока в Америку. Дж. Смит взялся за «вдохновенный перевод» всей Библии, так как прежние ее издаю были переведены, по его мнению, неправильно. Таким образом, «Книга Мормона» и «Библия» являются Священным Писание мормонов.

Мормоны преследовались в США: их сгоняли с насиженных мест, арестовывали и сажали в тюрьмы, у них отбирали имущество. Известен случай убийства 9-летнего мальчика-мормона солдатами. Самого Дж. Смита линчевали в 1844 г. в возрасте 39 лет. Преемник Смита Б.Янг осуществил очень тяжелый переход мормонов из Иллинойса в долину Солт-Лейк (шт. Юта). Во время переезда на 400 фургонах в сопровождении небольшого стада скота сотни мормонов погибли. Те, которые добрались до долины, со временем превратили ее в цветущий сад.

Сегодня в мире насчитывается около 4 млн мормонов, главным образом в США. Семьи мормонов часто многодетны. В XIX ими широко практиковалась полигамия (многоженство).

 

Несторианство

Это направление христианства возникло в V в. в Византии. Его основателем стал монах Несторий, бывший в 428 — 431 гг. константинопольским патриархом. Несториане утверждают, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог. Божественная и человеческая природа Иисуса Христа отделимы друг от друга. В несторианстве — семь таинств. Это крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также святая закваска (малка) и крестное знамение.

В храмах нет икон и статуй. Литургия осуществляется на старосирийском языке (в его несторианском варианте). Главой несториан является патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), имеющий резиденцию в Тегеране (Иран). Эта должность с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун. Интересно, что при передаче этой должности племянник наследует своему дяде. В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, когда часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, имеющего резиденцию в Багдаде (Ирак). Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположении в сан.

Монофиситство

Это течение в христианстве оформилось как реакция на несторианство и возникло в начале V в. Основатель направления Евтихий утверждал, что изначально раздельно существовали две природы Христа — Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. Идеологи монофиситства впоследствии или отрицали вообще наличие человеческого компонента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа была полностью поглощена божественной, или считали, что при соединении человеческой и божественной природы возникла другая природа, отличная от первых двух.

Монофиситы признают лишь три первых Вселенских собора. Их культ похож на культ в православии, отличаясь от него в деталях. Имеются внутренние различия между монофиситскими церквами. Кстати, сами монофиситы называют себя или православными, или последователями апостольской церкви. Основные монофиситские деноминации — Коптская православная Церковь, Сирийская (Яковитская) православная церковь, Эфиопская православная церковь и Армянская апостольская церковь.

Численность христиан в мире и его частях

Христиан в мире на середину 90-х гг. XX в. насчитывалось почти 1 млрд 928 млн человек (см. табл. 2). По подсчетам Д. Б. Барретта, крупнейшего специалиста в области конфессиональной статистики, в 1996 г. в мире проживало 1955 млн христиан. Их наибольшее число сосредоточено в Америке — 711 млн. В Европе (включая азиатскую часть России) — 556 млн христиан, в Африке — 61 млн, Азии — 303 млн, Австралии и Океании — 24 млн [Народы и религии мира, 2000].

В конфессиональной структуре населения христиане составляют 90 % в Америке, 76 — в Европе, 84 — в Австралии с Океанией, 48 – в Африке, 9 — в Азии.

Православное паломничество

Из Евангелия от Луки известно, что сам Господь и Его Пречистая Мать «ходили в Иерусалим на праздник Пасхи». Возможно, уже в первые десятилетия и века христианства верующие посещали места, связанные с именем Иисуса Христа. В IV в. святая Елена, мать Константина Великого, совершила паломничество на Святую землю, на которой воздвигла крест. Началась традиция паломничества. В Средневековье в странах Европы выделялись Великие паломничества — посещение Святой земли (Крестовые походы) и Рима и паломничества малые — посещение отечественных святынь. Церковь направляла в паломничества в наказание за проступки и во исполнение наложенной епитимьи. С XIII в. светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц.

Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения. А при князе Владимире, крестившем Русь, был в паломничестве на Афоне и в Константинополе прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 2002 г. исполнилось 940 лет первому русскому паломничеству на Святую землю: его в 1062 г. совершил игумен Варлаам. Возможно, что в Иерусалим совершались паломничества и ранее. Русский паломник игумен Даниил в начале XII в. дважды посетил и описал Святую землю. Дьякон Игнатий, совершивший паломничество в Иерусалим в 1389—1391 гг., сделал описание храмов, монастырей и других святынь Палестины. Иеродьякон Зосима из Троице-Сергиевой лавры первым из русских паломников описал гору Афон в 1418—1421 гг. В середине XV в., когда турки захватили Константинополь, паломничества на Святую землю прерываются. Набирают силу внутренние паломничества. Мы уже отмечали, что российские государи и императоры часто совершали паломничества, делали богатые подарки монастырям России. Со второй половины XVI в. паломничества на Святую землю постепенно возобновляются. Государев двор посылал туда людей с поручениями и милостынею.

Расцвет паломничеств в Палестину наступает в XIX в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Сергей Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. В России в 1893 г. стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35% тарифом на проезд по российским железным дорогам. Паломники ехали на поезде до Одессы, оттуда они добирались на пароходе до Константинополя (Стамбула). В Константинополе они совершали экскурсии, а затем направлялись на Святую землю. В 1885 г. начал издаваться журнал «Русский паломник». Сильные позиции в Палестине занимал рубль, русские паломники были желанными гостями. В арабских школах даже изучали русский язык. К 1914 г. Русская духовная миссия владела большой земельной собственностью в Палестине (более 100 га), на которой были построены церкви, подворья, школы, а также гостиницы, больницы, бани для приезжающих из России.

Одновременно развивались и внутренние паломничества. Одними из основных его центров были Троице-Сергиева лавра, в которую приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского, и Оптина пустынь. В Оптину пустынь приезжали многие представители русской интеллигенции — Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, для того чтобы встретиться с тамошними старцами. В XIX — начале XX в. в России совершалось большое число паломничеств, как внутренних, так и внешних. В Палестину совершили паломничества Н. Гоголь (1848 г.), И. Бунин (1907 г.), В. Поленов. Сто лет назад поездка на Святую землю длилась месяц, а еще раньше — до нескольких лет. В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии отправились в легендарное паломничество в Бари (Италия) поклониться святому Николаю (Николаю Угоднику). До них Бари посещали лишь некоторые российские чиновники, но массового паломничества, особенно простолюдинов, не было: опасались путешествия в страну с другой верой — католической. Эти выдающиеся русские подвижницы проложили тропу паломникам к Николаю Угоднику.

В начале XX в. Афон (в Греции) посещало 8—10 тыс. паломников в год, Святую землю — около 30 тыс. В 1914 г. только на Пасху в Палестине было около 6 тыс. паломников. В Дивеево, к мощам Серафима Саровского, ежедневно прибывали 2 — 3 тыс. паломников; там было 11 гостиниц. В 1914 г. в Соловецком монастыре побывало 50 тыс. паломников.

В советские годы гонения на религию сказались и на паломничествах. Даже в наши дни, когда происходит возрождение религии, число паломников, посещающих Святую землю и Дивеево, гораздо меньше, чем до революции 1917 г. Сейчас выдаются свидетельства о посещении Святой земли на русском языке и святой горы Афон — на греческом.

Значение и результаты православного паломничества

Паломники едут в святые места поклониться святым мощам и чудотворным иконам, получить помощь, исцеление, ощутить связь с Богом, совершить духовное восхождение к Богу, прикоснуться к благодатной силе. Итак, паломничество — путь к святыням. Паломники стремятся посетить:

- храм;

- монастырь;

- мощи, нетленные гробы святых, увидеть их вещи;

- святой источник.

Молитвенный опыт возникает в результате приобщения к посещаемым местам.

Рассмотрим роль паломничества в жизни общества.

1. Духовно-просветительская роль. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, входящие в маршрут. Посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.

2. Общеобразовательная роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи.

3. Миссионерская роль. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными.

4. Благотворительная роль. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей. Эта информация доносится до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень своевременной, особенно для возрождающихся обителей.

Ряд правил и особенностей православного паломничества

Перед паломниками может встать вопрос — куда ехать? Согласно Д. Орехову, прп. Серафиму Саровскому следует молиться от болезней чревных и при мысленных искушениях, Александру Свирскому — от парализации, Блаженной Ксении — при потере работы и семейных неурядицах. Прпп. Сергий Радонежский и Амвросий Оптинский, св. Иоанн Кронштадтский, свт. Митрофан Воронежский — целители и ходатаи за нас, к их помощи нужно прибегать при любых бедах и трудностях. Вопрос о времени паломничества можно решить: 1) по благословению духовного отца; 2) самостоятельно — многие православные любят совершать паломничество в монастыри на церковные праздники. Паломники стараются, чтобы посещение святого места совпало с днем памяти угодника или празднованием чудотворной иконы.

Отправиться в паломничество можно: 1) самостоятельно, 2) от паломнических служб. Паломникам рекомендуется узнать, есть ли у службы лицензия и действует ли она по благословению Церкви. Подготавливаясь к поездке, можно: 1) взять на себя обеты, поститься; 2) просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений. При посещении монастыря следует вести себя скромно. Нельзя ходить по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры (общаться с паломниками могут только иеромонахи). Святое место требует скромности в одежде. Во время паломничества неплохо совершить исповедь и причаститься. Развлечения после причастия сведут на нет пользу от поездки.

Важно помнить, как следует обращаться к священникам. Миряне при встрече с батюшкой получают благословение. Нужно сложить ладони правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку священника и поцеловать ее в знак почтения. Так же мирянин прощается со священником. Обращаются к священнику со словом «батюшка» или «отец». После слова «отец» обычно добавляют имя, например отец Петр.

С благоговением следует подходить к святой раке. Подходя к святым мощам, обычно делают поклон (или два), затем прикладываются к раке, потом снова поклон. Поклоны могут быть поясные и земные. При последних человек становится на колени и касается головой земли. У женщин не должно быть косметики на лице. При молитве перед ракой можно: 1) использовать каноническую молитву; 2) обращаться к угоднику своими словами. Но главное — молиться следует с полной верой в получение просимого. В настоящее время паломники привозят с собой лампадное Масло, которое освящается на могиле святого. А по окончании Молебна паломники могут получить немного масла из неугасимой лампады над святым гробом [Орехов, 2002].

Религиозные центры православия.

Паломнические и экскурсионные поездки

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты (склады, гаражи) или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20 — 30-е гг. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.

7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [Орехов, 2002].

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой Принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1) на территории России;

2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например: Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина); Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия); Алмаатинская, Уральская (Казахстан); Ташкентская (Узбекистан, Киргизия, Туркменистан);

3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей — жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичьем Смоленской иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиалъный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиалъный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами.

4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезер-ский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиалъный монастырь (Москва), Донской ставропигиалъный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставропигиалъный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относятся. Зачатьевский ставропигиалъный монастырь (Москва), Покровский ставропигиалъный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники — мужчины, поскольку по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма Настоятелем женских монастырей является женщина.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. Остановимся на особенностях приема, размещения паломников и их обязанностях перед монастырем.

1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Пафнутиев-Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл., Украина) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок — по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории Владивостокской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, труд-ников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архан-гельская обл.).

Кирилла-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутиев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ, или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) — подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так, Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил определенные расценки (см. табл. 7.2).

Таблица 7.2

Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря (на конец 2002 г. в долл. США)[4]

 

  Пребывание   Категория посетителей   До 3 дней (2 ночи) пребывания   До 1 недели пребывания   До 2 недель пребывания
Священнослужители и миряне 100 190 240
Монахи и дети до 12 лет 100 140 166

 

6. Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это Касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так, каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыря — Казанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом люнастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывают об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. По-этому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга)[5] в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению: за год принимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание. В больших монастырях, которые посещает много народу, регулярно проходят утренние и вечерние богослужения. Богослужения могут осуществляться в нескольких храмах одного и того же монастыря.

Время начала и конца богослужений может быть одним и тем же на протяжении всего года или различаться летом и зимой; в будни и воскресные, а также праздничные дни; в обычные дни и период поста. В ряде монастырей на Пасху, двунадесятые праздники, период Великого поста богослужения осуществляются по особому расписанию. Устраиваются крестные ходы. Так, в Рождество-Богородичном Снетогорском женском монастыре (Псков) они устраиваются на все двунадесятые праздники, престольные праздники и на святой седмице.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так, в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так, в женском монастыре Николо-Одрин

ская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других — круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается, или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день.

Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так, Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России, постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто жители крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России, очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды.

Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так, в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности — знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.

Некоторые монастыри РПЦ в России и на Украине

Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской области в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422—1425) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагаются Московская Духовная академия (открыта в 1814) и Семинария (открыта в 1842).

Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной им предлагается бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. На деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII —XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.

В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники, и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божией Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на Русском Севере. Соловки называют «русской голгофой» — сюда ссылались заключенные в 20 —30-е гг. XX в. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XX в, возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.

Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник — 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII —XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.

В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая П. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживают более 200 насельников. Священноигуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Николъский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго «ставные службы с валаамским древним распевом.

Святынями монастыря являются мощи прпп. Сергия и Германа, днтипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.

Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигаальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Опти-ной пустыни (самый большой из б действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прпп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества — Нил Сорский, Савва-тий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, к которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, по преданию, водруженный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых — Михаил. Территория Монастыря состоит из двух участков — Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652). Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.

Рождества Богородицы Пафнутиев-Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится на Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один из старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеобразную форму под влиянием южнославянских и киевского знаменного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ, МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ В РЯДЕ СТРАН ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Греция

Святая гора Афон находится на восточном выступе (пальце п-ова Халкидики. Это место считается уделом Пресвятой Богородицы, и здесь на протяжении многих веков существовали право славные монастыри. На Афоне находятся только мужские монастыри и сюда прибывают паломники только мужчины Женщина и въезд на Святую гору не разрешается.

Здесь преобладают греческие монастыри и скиты. Есть также монастыри и скиты русские, сербские и болгарские. Святая гор находится под юрисдикцией константинопольского патриарха. Это автономная монашеская республика в составе Греции, где каждый монастырь имеет свой устав. Государственным языком здесь является греческий. Столица Афона — Кари. В Кари находятся Протат — орган власти, осуществляющий верховное самоуправлени и суд, а также губернатор.

Пятью главенствующими монастырями являются лавра св. Афанасия, Ватопеди, Нейрон (Иверский), Хилендари (Хиландар) и св. Дионисия. Данные об основных монастырях Афона приводятся в таблице 7.3.

Таблица 7.3

Монастыри Афона

Название монастыря Дата престольного праздника Храмы, святыни, скиты Прочее
Лавра св. Афа­насия (Великая Лавра) 5 (18) июля — прп. Афанасия Афонского Собор св. Афанасия, самая большая на Афоне водосвятная чаша. Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19 — вне ее (далее по тексту: 17/19). 24 келлии. Скиты — Иоанна Крестителя, Катуна-кия, Карулия и др., пещеры прпп. Петра Афонско­го, Афанасия, Нила. Имеется множество святых мощей Библиотека — 2116 рукопи­сей, 20 000 печатных книг и 100 манускриптов на ино­странных языках. На террито­рии лавры — 50 монахов и 300 — вне ее
Ватопеди 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы Главный собор — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храмов 12/19.24 келлии. Старейшая на Афоне колокольня. Много одеяний и священных сосудов, чудотворные иконы Пресвятой Богороди­цы: Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. Скиты свв. Димитрия и Андрея Первозванного около Кари Библиотека — 2000 рукопи­сей, 25 свитков, более 35 000 документов и печатных книг. 50 монахов, многие из кото­рых родом с Кипра
Ивирон 15 (28) авгу­ста — Успение Пресвятой Богородицы Собор — в честь Успения Пресвятой Богородицы. 37 келлии, храмов 16/10, скит Иоанна Крестителя. Мощи 150 святых, священные сосуды, одеяния и вышивки, Евангелие, подаренное Петром I, и т.д. Библиотека — 2000 рукопи­сей, 15 литургических свит­ков, более 20 000 книг. Около 30 монахов
Хилендари (сербский) 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы Иконы Божией Матери Троеручица, Акафистная. Части тернового венца, часть выпиленного лика пророка Исайи, мощи свв. Варвары и Катерины и многое другое В библиотеке — около 700 славянских и 1 00 греческих рукописей, пергамента, 6600 печатных изданий. 60 монахов
Св. Диони­сия 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Пред­течи Собор — в честь Рождества Иоанна Предтечи. На иконостасе — самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. 8 храмов в монастыре и 6 — за его пределами. Множество святых мощей, среди которых десница Иоанна Предтечи и мощи св. Нифонта. Резное распятие из слоновой кости X в. Библиотека — 1100 рукопи­сей и 15 000 книг. В XX в. из стен монастыря вышло много известных отшельни­ков и богословов. 50 монахов
Кутлумусси 6 (19) авгус­та — Пре­ображение Господне Храмов 7/7.18 келлий. Скит во имя вмч. Пантелей­мона. Мощи святых, священные облачения, иконы, резной деревянный иконостас Библиотека — 662 рукописи, около 3500 печатных книг. 20 монахов
Пантокра-тора 6 (19) авгус­та — Пре­ображение Господне Собор в честь Преображения Господня. Скит пророка Илии. 5 келлий в районе Кари. Среди святынь — мощи вмч. Феодора Стратилата, части­ца Животворящего Креста, часть щита св. Мерку­рия, иконы XIV в., икона Богородицы Геронтисса. Самый древний на Афоне иконостас Множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии. 350 рукописных кодексов и 3500 печатных книг. 1 5 монахов
Ксиропота- му 9 (22) марта — 40 мучеников Севастийских Собор и еще 7 храмов. 4 келлий. Самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей 60 насельников, включая келлиотов
Зограф (болгарский) 23 апреля (6 мая) — вмч. Георгия Храмов 9/8. Нерукотворный образ вмч. Георгия, икона Акафистной Пресвятой Богородицы 126 греческих и 388 славян­ских рукописей, около 10000 печатных книг. 10 монахов
Дохиари   8 (21) нояб­ря — Собор Архангела Михаила Собор XVI в. с фресками Критской школы. Храмов 12/4. Частица Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и облачения 545 рукописей, из которых 62 написаны на пергаменте, и более 5000 печатных книг
Каракалу 9 июня (12 июля) — свв. апп. Петра и Павла Храмов 5/2. Облачения и литургические сосуды, глава ап. Варфоломея и частица Животворящего Креста 279 рукописей, 2500 печат­ных книг. 30 монахов
Филотсу 25 марта (7 апреля) — Благовещенье Пресвятой Богородицы Храмов 6/3. Десница Иоанна Златоуста, частица Креста Господня, мощи святых, облачения, священные сосуды 250 рукописей, 2 литургичес­ких свитка, 2500 книг (500 из которых на русском и ру­мынском языках). 60 монахов
Св.ап. Петра 25 декабря (7 января) Рождество Христово Довольно маленький — храмов 4/8. Нетленная десница Марии Магдалины, драгоценные иконы, одеяния, серебряные изделия Документы греческого, румынского происхождения, печатные книги поствизан­тийского происхождения. 50 монахов

 

 На Святой горе есть и русский монастырь, принадлежащий РПЦ. Это монастырь св. великомученика Пантелеймона, он занимает 19-е место в иерархии святогорских монастырей (в таблице они приводятся начиная от первого по значению и шее в порядке убывания). В конце XIX в. в монастыре жили более 1000 монахов, а сейчас — лишь более 50. Монастырю принадлежат подворье Хромица (недалеко от Урануполи), скиты Ксилургу («Богородица»), вблизи монастыря Пантократор, «Новая Фиваида» на юго-западе Святой горы и Старый Руссик. В Свято-Панте-леимоновом монастыре находятся мощи св. вмч. Пантелеймона, которые в 1996 и 2000 гг. привозили в Москву для поклонения; частицы Креста Господня, иконы, облачения, кресты и т.д. Богата библиотека монастыря.

Украинские паломники в Греции посещают не только Святую гору. На о-ве Эвбея (Эвия) они поклоняются св. мощам Иоанна Русского Исповедника. Здесь же, в Ровиесе, покоятся св. мощи прп. Давида Эввийского. На севере п-ова Пелопоннес паломники посещают монастырь Мего Спилео, в котором находятся частицы св. мощей Угодников Божиих. В городе Патры покоятся мощи св. Андрея Первозванного. На о-ве Корфу находятся храм Агиос Спиридонас и храм Митрополии с мощами святых. На высоких отвесных скалах над городом Каламбаку (Центральная Греция) находятся монастыри Метеоры (т.е. парящие в облаках). Паломники и экскурсанты могут посетить иконописную мастерскую. Монастыри Метеоры: св. Варлаама, се. Стефана, Руссану, сет. Николая. В Ливадии построен монастырь Осиос Лукас. Остров Патмос в юго-восточной части Эгейского моря важен для православных паломников тем, что св. апостол Иоанн Богослов записывал здесь Откровение.

Ряд других островов Греции являются объектами привлечения паломников. На о-ве Эгина (около Афин) — Свято-Троицкий монастырь с мощами свт. Нектария Эгинского. На о-ве Андрос — монастырь св. Марины и чудотворные иконы св. Марины и Пресвятой Богородицы, на о-ве Тинос — чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кипр

В России Кипр известен в первую очередь как центр пляжного и развлекательного туризма. Это — одностороннее представление. У Кипра имеется большая и богатая христианская история. На этом острове существует много святых мест православия, куда приезжают паломники, в том числе из России. Так, фирма «Радонеж» в свои программы паломнических поездок на Кипр включает посещение храмов и монастырей, в которых хранятся христианские святыни: частица Животворящего Креста Господня, узы Христовы, мощи св. Лазаря, глава ап. Филиппа, чудотворные иконы. Паломники посещают колонну бичевания an. Павла, катакомбный храм св. Соломонии, храм Лазаря с его гробницей и мощами.

Паломникам предлагается посетить монастыри византийской эпохи — Кикский (Киккос), св. Неофита Затворника (Киккос), Троо-дитисса (Киккос), сет. Николая («Кошачий») (Лимассол), Честного Креста (Киккос). В древнем городе Тамасос стоит монастырь Ставровуни. Территорию этого монастыря могут посещать только мужчины.

Сербия и Черногория

Сербия наряду с Болгарией является страной с древними православными традициями. В Сербию христианство пришло раньше, чем на Русь. На территории страны находится большое количество храмов и монастырей, которые могут быть интересны российским паломникам и экскурсантам. Монастырь Сопочаны имеет как древние, разрушенные здания, так и действующую церковь Св. Троицы с фресками XIII в. Монастырь Раваница находится в очень красивой местности. Здесь, так же как и в Сопочанах, соседствуют друг с другом руины зданий (крепостных стен) и действующий православный храм.

В Куршумли (Южная Сербия) находится церковь Николая Чудотворца (XII в.), в Расе, недалеко от города Нови Пазар (Южная Сербия), — церковь св. Петра (IX—X вв.), на реке Млава (Восточная Сербия недалеко от границы с Румынией) — монастырь Горняк с церковью Введения Богородицы. Другими культовыми сооружениями на территории Сербии являются монастыри Студе-ница с церковью Богородицы (XII в., фрески XIII в.), Жича с церковью Вознесения (XIII в.), Градац с церковью Благовещенья (XIII в.), Морача с церковью Успения Богородицы (фрески XIII и XVI вв.), Арилъе с церковью св. Ахиллия (XIII в., фрески XIII в.), Дечаны с церковью Вознесения (XIV в., фрески XIV в.), Сисоевац с церковью Преображения близ Раваницы, Ресава с церковью Св. Троицы (XV в.) и др. Интересны для экскурсантов и паломников церкви Николая Чудотворца в Псаче, Благовещения в Добруне, Архангела Михаила в Лескове, св. Стефана в Крушевце, королевская церковь Иоакима и Анны в Студенице и многие другие. В Черногории, в Белом Поле, стоит церковь св. Петра (XII в.) и многие другие.

Следует иметь в виду, что ряд культовых сооружений пострадал во время агрессии НАТО против Югославии весной 1999 г. Некоторые сооружения находятся на территории автономного края Косово, который значительная часть сербского православного населения была вынуждена покинуть. На территории Косово остались выдающиеся церкви: сев. Апостолов, св. Димитрия, Богородицы Одигитрии (XII — XIII вв.) в Пече (северо-запад автономного края), Богородицы Левишки в Призрене (юг Косово).

В местечке Горний Адровац в Сербии в 2001 г. фактически возновый центр паломничества представителей Русской и Сербской православных церквей.

Горний Адровац интересен с исторической точки зрения. Здесь в 1876 г. погиб полковник граф Н. Н. Раевский. Во время войны между Турцией и Сербией он вел в последний бой объединенный отряд сербов и русских и вступил в неравный бой с турецким войском, численно превосходившим в три раза силы славян.

Грузия

В этой стране находятся следующие объекты православия: в столице Тбилиси — Сионский собор, храм Метехи, монастырь св. Давида; недалеко от Тбилиси, в Мцхете, расположен знаменитый храм Свети-Цховели (он, как и монастырь Гелати, включен в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО).

Болгария










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...